По большому счету самый главный вопрос, свидетельствующий об эффективности нашей совместной работы, вопрос, который требует четкого и обоснованного ответа, один - о выполнении Коллективного договора. Со всей ответственностью могу дать на него утвердительный ответ. Да, нам было нелегко, да, были отдельные шероховатости, не всегда удавалось жестко выдерживать сроки. Но следует признать, что в небывало сложных условиях, когда мировой рынок устроил нам проверку на прочность, мы смогли удержать ситуацию в рамках Коллективного договора. Это главное, что мы все должны отчетливо сознавать. Если же говорить о формальной стороне, то, с учетом разрешения спорной ситуации по четырем конкретным подразделениям, комиссия по Колдоговору подтверждает вывод о его выполнении. Отмечаются отдельные устранимые технические неточности в исполнении и некоторое отставание по срокам, но в целом выполнение самого Договора комиссией под сомнение не ставится.

Каковы же основные, принципиальные вопросы, волнующие все коллективы, которые были высказаны на предприятиях в ходе конференций трудовых коллективов по итогам работы в 2001 году? Мы внимательно изучили как результаты конференций, так и обращения в адрес управления компании. К настоящему моменту большая часть вопросов уже снята. Другая - это сугубо внутренние проблемы самих предприятий. Они, безусловно, способны их решать, и будут это делать в рамках своих полномочий и самостоятельности.

Крупных, принципиальных вопросов, относящихся непосредственно к ведению управления ЗФ, которые необходимо решать на уровне Компании, четыре. Это уровень заработной платы, прием молодежи на наши предприятия, действие социальных программ и изучение возможностей структурного совершенствования компании.

Итак, вопрос первый, об уровне заработной платы. По итогам работы за 17 месяцев, начиная с января 2001 года, мы свои обязательства по Коллективному договору держим. Заработная плата во всех без исключения подразделениях за этот период увеличилась на 26 - 31 процент и сохраняет высокие темпы роста. В 2002 году, при условии выполнения наших производственных планов, а для этого есть все реальные предпосылки, мы также будем полностью выполнять условия Колдоговора по зарплате.

На 2003 год и далее мы совместно с профсоюзами разрабатываем концепцию, которая будет представлена на рассмотрение Правлению и Совету директоров компании. Суть ее направлена на то, чтобы раз и навсегда создать, и закрепить исчерпывающим решением, механизм исполнения обязательств по Колдоговору в части поддержания достигнутого уровня заработной платы. По приему молодежи на работу в компанию. Эти обязательства по-прежнему являются одним из наших приоритетов. Как известно, в 2001 году они исполнены со значительным превышением. Мною 17 июня с.г. подписан приказ о приеме на работу молодежи в 2002 году согласно пункту 3.19 Коллективного договора.

Очевиден факт, что проблема поддержания разумной возрастной планки в коллективах есть (хотя на материке этот вопрос специально никто не решает), и мы будем предлагать акционерам компании учесть специфику Норильска и согласовать наши предложения по "омоложению" наших предприятий в целом. Данное направление включено в разрабатываемую нами стратегию развития Компании по вопросам персонала, которая будет представлена руководству. Действие социальных программ. Ими сегодня охвачено более 10 000 человек, то есть, каждый шестой наш работник воспользовался той или иной программой. Такого в России нигде больше нет. Мы подтверждаем, что те программы, которые существуют, действуют, и будут действовать "буква в букву". В равной степени это касается и тех десяти тысяч человек, о которых сказано выше, и тех потенциальных участников, по которым выполняются совместно принятые нами условия действия программ. Непонятно вообще, откуда взялось это беспокойство? Да, есть определенные сложности с реализацией программ при изменении внешних, не зависящих от компании условий. Например, это случилось с нашими геологами, когда государство в одночасье отказалось от заказа на геологические изыскательские работы. Когда мы создавали большинство наших программ, мы не предполагали, что нам придется снижать объемы производства по отдельным нашим структурам. Но мы людей не бросаем, разбираемся, ищем выход, и он будет найден. Сегодня нам задают много вопросов о том, что снижается эффективность социальных программ, что сокращать рабочие места уже невозможно, и поэтому предлагается, не сокращая рабочих мест, позволить работнику воспользоваться пенсионной программой. Однако следует понимать, что пенсионная программа без сокращения рабочего места, по сути, уже иная программа, требующая иного положения, и, что самое важное, решающая иные задачи. То есть, мы должны сесть за стол переговоров, выработать и утвердить новые программы, дополняющие прежние и учитывающие новые условия.

Разумеется, что реализация новых программ - это крупные дополнительные затраты, что, в соответствии с действующим законодательством, предполагает решение данного вопроса акционерами. Мы работаем, будем работать над этой проблемой, но для этого необходимо время. Кстати, улучшение условий существующих программ или введение новых находится за пределами действующего Коллективного договора и лежит в области его совершенствования. Таким образом, мы берем эту инициативу на себя. Реструктуризация. Все последние пять лет ведем реорганизацию - сначала Норильского комбината, сейчас Заполярного филиала. За пять лет комбинат-банкрот без дополнительного финансирования, без крупного технологического оснащения, за счет организационных мероприятий мы твердо поставили на ноги. Вспоминает ли кто-нибудь, что за это время от более чем, сотни плохо управляемых подразделений с самостоятельным балансом осталось менее сорока? Тогда тоже был ажиотаж вокруг этого. Но никто не пострадал, все только выиграли. Это лишь усилило наши общие позиции. Мы к этому шли постепенно, тщательно выверяя свои действия, следуя принципу "семь раз отмерь - один раз отрежь". Этот процесс не останавливался. Разрабатывая решения, мы всегда советовались с коллективами. Так будет и дальше.

Мы уже привыкли к этим поискам. Почему же сейчас такой всплеск волнений? Потому что на организационную работу внутри комбината в нынешнем году наложился процесс передачи городу и округу их собственности. Но это не реорганизация, мы по закону обязаны вернуть муниципальным властям возможность управлять городским хозяйством. Процесс этот идет постепенно, шаг за шагом, в его мероприятиях предусмотрены все стороны, в первую очередь, защищенность работников. Кроме объектов, которые по закону нам не принадлежат, комбинат в свое время принял "под крыло", спасая от развала, и другие несвойственные его деятельности организации: пассажирское авиапредприятие, госпромхоз "Таймырский", Диксонский морской порт с жилой базой и другие. Их необходимо возвращать и мы будем это делать, соблюдая все гарантии для коллективов. Что касается проводимой работы по анализу возможностей выделения подразделений из состава комбината - наша позиция следующая. Мы много говорили с коллективами об уровне их самостоятельности. В прошлом году был подписан приказ о расширении прав и обязанностей структурных подразделений в части заработной платы и персонала. Необходимо идти дальше. Мы поручили предприятиям самим взглянуть на себя со стороны, как будет выглядеть их производство, экономика, социальная сфера, если у них будут права самостоятельного юридического лица. При этом мы сформировали обязательные критерии: это должно быть выгодно и коллективу, и компании; коллектив должен быть готов к этой самостоятельности.

Результатом этой работы должны стать решения самих предприятий об уровне самостоятельности, который им нужен. Но одну самостоятельность мы заставим принять - экономическую. Для строителей, ремонтников, транспортников - это внутренний подряд. Ведь горняки, металлурги всегда жили по принципу - сколько произведешь, столько и получишь. Юридическая же самостоятельность - дело добровольное, однако есть серьезные сомнения в готовности коллективов получить ее сегодня. Именно поэтому без анализа и соблюдения всех необходимых критериев, никто никого принуждать не будет. Это единая позиция руководства Компании, Заполярного филиала и профсоюзных организаций.

Осознаю, что людей волнуют два главных вопроса: не потерять работу и иметь нормальную зарплату, позволяющую жить достойно. Мы за четыре года никого не отправили на улицу и не намерены делать этого впредь. Что же до зарплаты, то она растет в соответствии с нашими обязательствами. И будет расти. Считаю эти факты самым большим результатом нашей совместной работы. Уверен, у нас есть все, чтобы продолжать спокойно трудиться, также честно и эффективно как ранее. Только тогда в нашем общем доме будет мир и порядок.