17 декабря в Центральном Доме журналиста состоялась пресс-конференция на тему "Как защитить общество от языка вражды". В пресс-конференции приняли участие: президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, юрист-эксперт Института проблем информационного права Мария Китайчик, руководитель юридической службы Института региональной прессы Дарья Милославская, эксперт Фонда защиты гласности, член Большого жюри Союза журналистов России Юрий Казаков, исполнительный директор Независимого Института Коммуникативистики Марина Дзялошинская, зам.главного редактора журнала "Журналист" Виталий Челышев.

Участники пресс-конференции представили итоги проекта "Противодействие языку вражды: гражданская позиция российских НПО и СМИ", а также реакцию журналистского сообщества на проявления "языка вражды" в российских СМИ. Как отметила директор Агентства социальной информации Елена Тополева, проект стал отражением той сложной, напряженной атмосферы, которая сложилась в российском обществе. "Недостаток толерантности, дискриминация по признаку этничности, конфессиональной принадлежности, присутствуют в общественных настроениях, - констатировала Е. Тополева. - Несмотря на колоссальные усилия различных организаций в рамках ряда проектов, эта проблема остается для нашего общества очень тяжелой и усугубляется объективной ситуацией, которая приводит к эскалации нетолерантности".

СМИ в глазах граждан сохраняют достаточно высокий кредит доверия, считает директор АСИ, в связи с чем проект "Противодействие языку вражды" имеет особенно большое значение. Он длился около 5 лет, и за этот период ряд общественных и правозащитных организаций выявляли случаи применения "языка вражды" в федеральных и региональных СМИ, как печатных, так и электронных; исследовали, кто является его источником и объектом и т.д. По словам Ю. Джибладзе, "самое главное - осознать масштаб опасности, того, как политики используют "язык вражды" в своих целях". Он в частности отметил, что уровень применения нетолерантной лексики в СМИ резко возрастает в период предвыборных кампаний, а также используется для того, чтобы сделать то или иное издание более интересным и привлекательным для читателя. "Задача состоит в том, чтобы выработать такие этические стандарты, которые позволят освещать жизнь во всем ее многообразии, не провоцируя агрессивные высказывания в обществе, - подчеркнул Ю. Джибладзе.

"Мы наблюдаем, как быстро и глубоко образ врага вошел в рутинную политическую практику для оправдания милитаристской политики под лозунгами построения сильного государства, - отметил президент ЦРДПЧ. - Нам еще предстоит выработать механизмы противодействия этой угрозе". В качестве положительной тенденции он указал на то, что интерес в регионах к этой проблеме заметно повысился: она стала предметом дискуссии в самих СМИ, в ряде городов (Санкт-Петербурге, Иркутске и др.) проводились акции против "языка вражды" и т.д.

По словам Д. Милославской, граждане пока плохо ориентируются в том, что есть "язык вражды", в каких случаях они могут считать себя пострадавшими от его проявлений и какие правовые механизмы существуют для борьбы с этой проблемой. В российском законодательстве понятия "язык вражды" не существует, подчеркнула Д. Милославская, и доказать, что оскорбление нанесено именно по критерию того или иного меньшинства, довольно сложно. Тем не менее, существует апелляция к чести и достоинству, и этой нормой граждане вполне могут руководствоваться в подобных случаях. Тем не менее, как отметила М. Китайчик, полноценную правовую практику по данному вопросу еще предстоит выработать.

В рамках пресс-конференции также состоялась церемония награждения победителей конкурса "Журналисты против этнической и религиозной нетерпимости" и вручение дипломов победителям.