20 декабря 2004 г. в офисе Всемирного Банка в Москве состоялся Круглый стол "Экологические рейтинги как система оценки эффективности деятельности компаний в России", организованный Международным социально-экологическим союзом и Независимым экологическим рейтинговым агентством. В работе Круглого стола приняли участие представители компаний: ОАО "ГАЗПРОМ", ОАО "Сургутнефтегаз", ЛУКОЙЛ, ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС", ОАО "Горьковский автозавод", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО ТВЭЛ, РАО "ЕЭС России", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "СУАЛ-ХОЛДИНГ", ФГУП ПО "Уралвагонзавод", ОАО "Апатит", ЗАО "ГРУППА ЧТПЗ", ОАО "Акрон", ОАО "Лебединский ГОК", информационного агенства АK&M, рейтинговых агентств PriceWaterhouseCoopers и Ernst&Young, а также Министерства экономического развития и торговли России.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МсоЭС, на обсуждение участников Круглого стола были вынесены предварительные результаты оценки экологических издержек 75 крупнейших российских компаний и входящих в них примерно 500 предприятий в 2000-2003 гг.

Открывая "Круглый стол" сопредседатель Совета МСоЭС, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Святослав Забелин особо подчеркнул, что использование предлагаемого инструментария позволяет перейти от конфронтации структур бизнеса и гражданского общества к их конструктивному сотрудничеству по улучшению качества жизни граждан страны. "Если на грани перестройки, на рубеже 80-х и 90-х годов экологическое движение решало задачи предотвращения реализации катастрофичных для экономики и экологии проектов типа проекта переброски рек, то уже с середины 90-х приоритетным для нас стала задача экологизации отечественного бизнеса. Задача, решение которой с учетом правил работы мирового рынка в тот же период, после исторической экологической Конференции ООН в Рио-де-Жанейро работало бы и на улучшение состояния окружающей среды, и на повышение конкурентоспособности отечественных компаний. Этакая win-win ситуация, используя международную терминологию. Взаимодействие с бизнесом стало особо актуальным после мая 2000 года, когда в результате упразднения Госкомприроды мы потеряли партнера в Правительстве", - сказал он.

В своем выступлении постоянный представитель Всемирного Банка в России Кристалина Георгиева сказала, что, по опыту ее работы в странах с развивающейся экономикой, административный контроль за улучшением экологических показателей недостаточен. Для снижения загрязнения окружающей среды экономически эффективными методами предприятиям целесообразно обеспечивать доступ населения к информации о происходящем на производстве.

При этом, как показывает практика, улучшение прозрачности компаний не только улучшает их экологический имидж, но и содействует привлечению международных инвестиций.

Заместитель директора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития Всеволод Гаврилов обратил внимание собравшихся на тот факт, что на фоне экономического роста в стране идет рост относительных показателей, т.е. объема выбросов на единицу продукции. Одновременно, что парадоксально, число нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды с каждым годом становится все меньше и меньше. "Собака зарыта в самой системе регулирования, системе нормирования, при которой мы живем. И одним из существенных негативных факторов неэффективности является непрозрачность этой системы", - подчеркнул он. На этом фоне инициатива Международного социально-экологического союза и Независимого экологического рейтингового агентства реально содействует экологизации отечественной промышленности, отметил представитель МЭРиТ.

Общее настроение участников Круглого стола, большинство которых представляли руководители и сотрудники экологических подразделений компаний, выразил Борис Михайлов, начальник отдела экомониторинга Нижнетагильского металлургического комбината. "Я хотел бы выразить благодарность за то, что они нас объединили. Можно даже параллель провести с международной "семеркой", которая превратилась в "большую восьмерку". За два года клуб 13-ти компаний превратился в клуб 75-ти компаний. Мы стали собираться не для того, чтобы отчитаться о своей работе, а для того, чтобы совместно подумать - как двигаться дальше. Рейтинги - не панацея от всех бед, это та планка, по которой мы можем отслеживать свое движение. И в этом смысле они для нас - большая помощь".