Борьба за дорогу к Большому Сочи: интервью начальника Управления автомобильных дорог Адыгеи ИА REGNUM
Адыгея, 20 декабря, 2004, 18:02 — ИА Регнум. Сейчас специалистами-дорожниками рассматриваются варианты строительства новой автодороги, идущей через Кавказский хребет к району Большого Сочи. Всего предложено девять проектов строительства такой дороги. Она будет иметь огромное значение для Юга России, поскольку впервые создаст работоспособный транспортный коридор, соединяющий регионы Северного Кавказа с Черным морем. Об имеющихся вариантах строительства дороги корреспондент ИА REGNUM беседует с начальником Управления автомобильных дорог Республики Адыгея ("Адыгеяавтодор") Адамом Схатумом.
ИА REGNUM: Во всех 9 вариантах, предложенных проектировщиками, отправной точкой автодороги является Черкесск. Почему?
Проектным институтом учитывалось несколько факторов, один из которых - соединение района Кавказских Минеральных Вод с Сочи.
ИА REGNUM: А чем Адыгею не устраивает, скажем, вариант, при котором дорога пойдет фактически в обход Кавказского хребта - из Черкесска через Майкоп и Туапсе в Адлер?
Устраивает всем, тем более, что дорога эта действующая, и работы там фактически не прекращались. Но если говорить о недостатках этого варианта, то главный из них - эта дорога лишь незначительно сокращает сегодняшний путь с Северного Кавказа к Сочи. Она на 200 км протяженнее дороги, которая бы напрямую соединила Майкоп и Дагомыс. Кроме того, эта дорога проходит через многие населенные пункты. А это значит, при ее реконструкции по современным стандартам, в первую очередь, скоростным, здесь предстоит строительство соответственного количества объездных путей, что осложнено горным рельефом. Нужны будут и эстакады - дорога 7 раз пересекает железнодорожное полотно. Подсчитано, например, что на участке Майкоп - Туапсе в 122 км заново надо будет отстроить 60 км дороги.
ИА REGNUM: Но что вы скажете о проекте, по которому дорога идет из Черкесска через Красную Поляну в Адлер, минуя равнинную часть Адыгеи и Краснодарского края?
Таких вариантов три - не один. Но все они проходят по центральной части Кавказского заповедника. Во-первых, здесь возникают трудности согласования проекта с заповедником. Во-вторых, эта дорога местами проходила бы на высоте 2400 м, и зимой ее эксплуатация была бы сильно затруднена.
ИА REGNUM: Один из этих вариантов дороги из Черкесска прямо на Адлер, кажется, связан со строительством тоннелей. И сейчас он рассматривается как более предпочтительный...
Да, это верно. Но интересно то, что первоначально, как об этом говорили сами проектировщики, этот вариант был предложен как заведомо утопичный. По данному проекту необходимо построить 2 тоннеля общей протяженностью 12,6 км. Причем сначала нужно завершить строительство первого тоннеля, и лишь затем начинать следующий. Но прежде, чем приступать к тоннелям, нужно провести реконструкцию дороги от Псемена (Карачаево-Черкесия) к Кавказскому хребту. На все это при нынешних ценах уйдет более 40 млрд. рублей и, как минимум, 20 лет работы. И дорога эта начнет работать только тогда, когда в нее будет вложен последний рубль.
ИА REGNUM: Хорошо. Но какая работа ведется сейчас, чтобы был принят проект, который необходим Адыгее?
Почему мы говорим, что наш вариант автодороги самый перспективный? В его рамках, тот участок дороги в 40 км, который надо строить заново (он должен соединить Лаго-Наки с Солох-Аулом), при нормальном финансировании, даже мощностями, имеющимися сейчас в Адыгее, мы можем построить за 4-5 лет. Остальные дороги, которые по этому проекту должны войти в состав федеральной трассы, мы сейчас реконструируем. Если взять дорогу в Майкоп со стороны Центральной России, то вся она 2-й технической категории, т.е. достаточно высокого качества. Путепровод, который строится со стороны северного въезда в Майкоп, по плану, мы заканчиваем в следующем году. В этом же 2005 году мы начинаем строительство обхода Майкопа с западной стороны на юг, на трассу Майкоп - Гузерипль, которая тоже имеет 2-ю техническую категорию. Сдача путепровода по этой дороге в районе поселка Каменномостского тоже у нас в плане следующего года.
Остается реконструкция участка от станицы Даховской до плато Лаго-Наки. Эта работа, включая несуществующий участок, обойдется примерно в 7 млрд. рублей. И здесь, на мой взгляд, важно подчеркнуть то, что Адыгея готова принять участие и в финансировании данной части проекта.
Но это что касается подъезда к Майкопу с севера. А чтобы сократить путь транспорту, движущемуся со стороны Кавказских Минеральных Вод, по этому варианту планируется построить еще одну дорогу, позволяющую миновать Майкоп. Если ее строить, проект будет стоить около 19 млрд. рублей. Срок строительства дополнительного участка дороги - 5-6 лет. При этом нужно возможна поэтапность строительных работ. Скажем, если дорога Майкоп - Дагомыс уже готова, а обходная дорога со стороны Минвод - нет, то транспорт из Минвод временно можно направить по дороге Мостовская - Абадзехская. Ее можно быстро привести в надлежащее состояние.
ИА REGNUM: Главная проблема с вашим вариантом дороги, насколько об этом можно судить, в том, что она пройдет по территории Кавказского заповедника.
Этот вопрос все еще остается спорным. Там ведь нет пока границ заповедника. Если решение исполкома Совета народных депутатов Адыгеи 1990 года о передаче плато Лаго-Наки Кавказскому заповеднику останется в силе, то дорога должна будет пересечь эту часть заповедника. Если решение будет признано незаконным, то дорога, проходящая по территории республики, не коснется границ заповедника.