В чьих интересах работает пионер российской интернет-пропаганды?

Москва, 20 декабря 2004, 14:24 — REGNUM  

Улучшение имиджа России - стало острой и модной темой для СМИ и читателей. Государство готово выделять миллионы долларов на то, чтобы в западных СМИ появилась не только критика России и "страшилки" о ней, но признания того, что Россия - современное государство, в котором прибыльно делать бизнес и безопасно отдыхать. Но стоит ли достижение этих признаний миллионов? Всегда ли на донесение до Запада позиции России надо тратить миллионы? Об этом в интервью ИА REGNUM рассказывает Инна Новикова, генеральный директор онлайн газеты "ПРАВДА.Ру", чья английская версия вот уже шестой год прочно занимает лидирующие позиции на англоязычном рынке информации о России среди всех российский изданий.

ИА REGNUM: Инна, прежде чем мы поговорим о том, как надо и как не надо России работать в западной медиа-среде, интересно узнать - какой опыт имеет Ваше издание в области работы с западной аудиторией?

ПРАВДА.Ру - одна из первых из открывшихся в российском секторе интернета российских он-лайновых самостоятельных газет. Мы действуем с 27 января 1999 года. И уже через полтора года после этого мы снова были первыми, - мы первыми в России запустили англоязычный проект, равных которому по популярности, индексам цитируемости и частоте обновления информации нет как среди российских он-лайновых изданий, так и среди российских традиционных газет. Более 80% англоязычной информации из России иностранным читателям даёт ПРАВДА.Ру.

ИА REGNUM: Глядя на ситуацию с таких позиций, можете ли Вы оценить действительную необходимость имиджевой работы России на Западе? Запад уже давно составил свое определенное мнение о нас и, может быть, даже в Ваших новостях выбирает то, что отвечает его предрассудкам. Неужели передаваемые вами новости могут как-то повлиять на общий имидж и восприятие интересов России на Западе?

Еще как! Например, одна из самых резонансных наших публикаций связана с началом событий в Ираке. ПРАВДА.Ру опубликовала заявление генерального директора ОмПО "Радиозавод имени Попова" Ивана Полякова о готовности российской стороны участвовать в восстановлении послевоенного Ирака. Оно стало достоянием западной общественности и до сих пор является серьезным аргументом в разговоре с американцами об интересах и влиянии России на Ближнем Востоке. В связи с недавним визитом президента Владимира Путина в Индию могу рассказать об еще одной нашей публикации - в конце ноября 2004 английская версия ПРАВДЫ.Ру опубликовала информацию о неисполнении индийской фармацевтической компанией "Д-р Редди'с Лабораторис Лимитед" инвестиционных программ на территории России. Информация вызвала эффект разорвавшейся бомбы: на Нью-Йорской бирже и бирже в Дели акции индийского фармацевтического гиганта подешевели почти на 40%. В результате - доверие к этой компании на мировом рынке снизилось, серьезно пострадала ее репутация. В результате неблаговидное поведение индийской компании на российском рынке стало дополнительным аргументом в отношениях с Индией. А однажды Белый Дом был вынужден отреагировать на опубликованные в нашем издании выдержки из интервью итальянскому журналу "Фигаро" советника по вопросам национальной безопасности президента США Кондолизы Райс. Она сделала ряд напыщенных заявлений, напоминающих о днях холодной войны, одно из которых носило явно провокационный характер: "Я полагаю, что Россия представляет угрозу Западу в целом и нашим европейским союзникам в частности". И в результате подчиненным госпожи Райс пришлось оправдываться именно после нашей публикации, а ее первоисточник - "Фигаро" - был проигнорирован. Статья в авторитетном американском издании называлась "Русская Правда.ру бьет мимо цели". Кстати, примерно через неделю советник по безопасности официально сообщила общественности, что Россия не является врагом США и ее союзников...

ИА REGNUM: Интересы России во внешнем мире - вещь стабильная и, в целом, не очень дискуссионная. Но чтобы влиять на мнение западной аудитории, надо четко самоопределяться внутри страны. А здесь у нас - интересы разнообразны: есть интересы силовиков, интересы Германа Грефа, есть позиция экономического советника президента Андрея Илларионова... И трудно удержаться от искушения приписать Вашу деятельность к какому-нибудь клану или группе интересов. Вас западные читатели часто называют "рупором КГБ"?

А также рупором Кремля и органом ВКП (б). Популярный английский журнал Industrial Standard после многочасовых бесед с нами написал, что мы находимся "под крылом главы Совета Безопасности России Анатолия Чубайса". В общем, по поводу нашей политической или финансовой принадлежности версий (особенно на Западе) много. На самом деле, и мы об этом заявляли неоднократно, "ПРАВДА.Ру" - независимое и от государства, и от крупных бизнес-структур издание. Наше место в рейтингах и особенно наш авторитет на Западе позволяет нам существовать на доходы от рекламы. Что же касается направленности наших статей - то еще в 1999 году "ПРАВДА.Ру" взяла за основу государственнический подход при формировании политики издания. Так мир становится менее однообразным. При этом в России многие недооценивают силу влияния нашего издания на Западе. В отличие от государственных СМИ, нам больше доверяют. На нашем форуме довольно часто встречаются высказывания в духе того, что ПРАВДА.Ру - это мост между двумя мирами, и если бы была подобная возможность для получения информации и общения раньше - то холодная война была бы невозможна.

ИА REGNUM: Каким Вы видите будущее ПРАВДА.Ру?

Мы продолжим работу над донесением до западного читателя позиции России по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. Помимо английской, мы запустили португальскую версию (а португалоязычная аудитория составляет 200 миллионов) - так что теперь нас читают и в Португалии, и в Бразилии. Но как нам кажется, в стране должен заработать репутационный менеджмент, который занял бы достойное место в системе государственного управления. Технически управлять репутацией России может помочь создание некоего "антикризисного" национального имидж-центра, объединяющего представителей всех заинтересованных сил: корпораций, СМИ, государственных служб и ведомств, российской общественности. Классическими примерами использования такого подхода являются Германия и Япония, которые смогли кардинально поменять свой образ военных держав за довольно короткий послевоенный период. "ПРАВДА.Ру" готова поделиться своими наработками с теми, кто займется этим нужным, и, безусловно, давно необходимым делом.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.