Два проекта закона Иркутской области рекомендованы комитетом по социально-культурному законодательству ЗС к принятию в первом и окончательном чтении. В их числе проекты законов "О продлении срока действия закона Иркутской области "О потребительской корзине в Иркутской области" и "О внесении изменений в закон Иркутской области "О прожиточном минимуме в Иркутской области". Такое решение было принято 20 декабря на заседании комитета по социально-культурному законодательству ЗС области.

По словам заместителя главы администрации Иркутской области Ирины Думовой, согласно действующему законодательству срок действия первого из представленных законопроектов истекает 31 декабря 2004 года. Планируется, что после внесения изменений действие закона будет продлено до конца 2005 года. Ирина Думова отметила, что одной из основных причин такого подхода является уровень потребления товаров, предусмотренных потребительской корзиной, который в настоящее время в Иркутской области ниже установленных в законе нормативов. Так, из 134,6 кг хлеба, предусмотренных на одного человека в год, в среднем потребление составляет 91,9 кг. Ирина Думова сказала, что из 10 групп товаров, включенных в потребительскую корзину, в Приангарье превышены нормативы потребления лишь картофеля и мяса. В связи с этим в течение будущего года в области предполагается провести исследование спроса и уровня потребления товаров. После получения результатов этих исследований состав потребительской корзины, возможно, будет пересмотрен. Ирина Думова подчеркнула, что решение о продлении аналогичных законов принято практически во всех субъектах РФ.

Изменения, предложенные к внесению в закон "О прожиточном минимуме в Иркутской области" губернатором Иркутской области, связаны с необходимостью приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством. Предполагается, что из закона будут исключены полномочия федеральных структур по проведению экспертизы потребительских корзин субъектов Федерации. Кроме того, законопроектом предлагается изменить подход к территориальной дифференциации при установлении величины прожиточного минимума. Так, до настоящего момента величина прожиточного минимума устанавливалась на основании статистических данных в целом по области, а также отдельно по южным районам, местностям, приравненным к районам Крайнего Севера и самим районам Крайнего Севера. Как пояснила Ирина Думова, объективные обстоятельства, сложившиеся в области, не позволяют реализовывать эту статью закона в районах Крайнего Севера. Единственным районом Крайнего Севера в области является Катангский район. Для расчетов величины прожиточного минимума необходимо располагать данными об уровне потребительских цен на продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, включенные в потребительскую корзину. Однако, из 165 товаров и услуг, необходимых для исчисления этого показателя в Катангском районе регистрация цен возможна только на 54 вида товаров и услуг. Остальные товары завозятся в этот район редко и бывают в продаже нерегулярно. В связи с этим предлагается рассчитывать величину прожиточного минимума одинаковую для районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним.