Итак, переговоры с Турцией на предмет ее вступления в Европейский Союз (ЕС), вероятнее всего, начнутся 3 октября 2005 года. Во всяком случае, именно такая дата будет предложена турецкой стороне с оговоркой, что если Анкара не выполнит поставленные перед нею условия, то переговоры могут быть прерваны в любой момент. Отметим, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который находится в Брюсселе, уже выразил свою досаду по этому поводу. "Мы ожидали несколько иного подхода - а именно, начала переговоров весной будущего года с гарантированным положительным исходом, предусматривающим полноправное членство нашей страны в европейской семье", - заявил он.

Основным камнем преткновения для сторон продолжает оставаться проблема Кипра. Как известно, греческая часть этого острова, являясь полноправным членом ЕС, не признается официальной Анкарой в качестве единого и независимого государства. В случае признания Кипра, Анкара будет вынуждена немедленно вывести свои войска с острова. В связи с этим председатель ЕС, премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде заявил, что у Кипра и Австрии есть своя позиция по вопросу целесообразности переговоров с Турцией. "Не все так гладко, как кажется - переговоры обещают быть крайне сложными", - отметил он. Гораздо оптимистичнее настроен премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Итальянский премьер, ссылаясь на своего турецкого коллегу, заявил, что турецкое правительство готово формально признать Кипр. "Правительство Турции приняло решение по вопросу признания Кипра - однако для ратификации данного решения турецким парламентом потребуется немало времени", - заявил Берлускони, давая понять кипрской стороне, что немало времени (не менее 15 лет) потребуется и лидерам Евросоюза для того, чтобы принять окончательное решение о сроках вступления Турции в ЕС. Исходя из этой логики, к тому времени кипрский вопрос может быть урегулирован. Однако грекам-киприотам вряд ли выгодно откладывать свои претензии к Анкаре в долгий ящик, тем более, что их голос и сегодня может сыграть решающее значение.

Между тем, как сообщили бельгийские СМИ, Яну Петеру Балкененде в ходе двусторонних переговоров с турецкой стороной в Брюсселе так и не удалось получить от него согласия о признании Кипра. Категорически против выполнения данного условия ЕС выступил министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль. Он исключил возможность признания Кипра в любой форме. "Прямое или непрямое признание Кипра исключается", - заявил Гюль. В проект документа, включающего условия для вступления Турции в ЕС, могут быть включены и другие, не менее острые для Анкары проблемы, в том числе имеющие отношение к Армянскому вопросу. В частности, Европейский парламент в своей резолюции о начале переговоров с Турцией призвал лидеров Евросоюза и Еврокомиссию поставить перед Анкарой необходимость признания Геноцида армян в начале прошлого века и разблокирования границы с Арменией.

В ответ на эти инициативы, министр иностранных дел Турции Гюль заявил, что если перед Анкарой будут поставлены нереальные условия, то Турция отзовет свою заявку на вступление в ЕС и откажется от переговоров. Неуступчивость турецкой стороны обусловлена осознанием целого перечня факторов, которые не могут игнорироваться европейским истеблишментом, исходя, в том числе, и из интересов самой Европы. Речь более идет о реальных, материальных выгодах, нежели о диалоге цивилизаций, который, по словам того же Сильвио Берлускони, будет налажен с принятием мусульманской Турции в христианскую Европу. Турция занимает чрезвычайно выгодное географическое положение, являясь мостом между Европой и Азией, эта страна в состоянии стать основным маршрутом потока энергоносителей в Европу. В частности, существует перспектива доставки казахской нефти и туркменского газа по основному экспортному нефтепроводу Баку (Азербайджан) - Тбилиси (Грузия) - порт Джейхан (Турция) (БТД), а также газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзрум. БТД планируется использовать и для экспорта нефти с иракского месторождения Киркук. В перспективе рассматривается и использование турецкого маршрута в качестве транзитной территории для доставки в Европу иранского газа (в проект может быть вовлечен и Туркменистан). Все эти проекты преследуют цель снижения зависимости Европы от российских экспортеров, которые занимают сегодня на европейском рынке энергоносителей практически монопольное положение. Таким образом, ЕС не может просто так хлопнуть дверью перед Анкарой, поскольку рискует в этом случае усложнить свою же задачу. Немалую роль в данном вопросе играет и позиция США, которые активно втянуты в лоббирование практически всех вышеназванных проектов. Вашингтон, несомненно, осознает весомость своих козырей в турецком рукаве. В случае же вступления Турции в ЕС, США, учитывая еще и позицию Великобритании, становится основным сценаристом европейкой политики. Следует также учитывать, что Турция, будучи основным региональным союзником Вашингтона, является членом НАТО. Анкара, став членом ЕС, несомненно, приложит руку к торможению планов ряда европейских государств дифференцировать систему обороны ЕС. Инициатива Евросоюза о создании Европейских сил реагирования не совсем вписывается в планы Альянса, а значит, не устраивает Вашингтон и Анкару. Об этом, в свое время заявил и Генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер. "Без участия США никакая система безопасности не станет эффективной. Я являюсь сторонником Атлантизма и не вижу причин в осуществлении такого рода планов", - заявил Схеффер, находясь с региональным визитом в странах Южного Кавказа.

Неоднозначное отношение в вопросе вступления Турции в ЕС высказываю и простые граждане стран Союза. Как показал опрос общественного мнения, проведенный социологической службой Ifop в нескольких европейских странах, две трети французов и более половины немцев выступают против интеграции Турция в ЕС. Жители Франции при этом настроены наиболее категорично. В этой стране 67% граждан считают, Турция должна остаться "за бортом" ЕС, противоположного мнения придерживаются 32% французов. В Германии голоса разделились следующим образом: 55% за, 33% против и 12% затруднились ответить на поставленный вопрос. 65% жителей Испании поддерживают стремление Анкары, 18% испанцев возражают против вступления Турции в ЕС, 17% относятся к данной перспективе с равнодушием. В Италии большинство (49%) занимают сторону Турции, 24% - причислили себя к противникам ее интеграции в ЕС, 29% заявили, что пока не определились во мнении. По мнению ряда аналитиков, членство Турции приведет к массовому притоку мусульманского населения этой страны в Европу. Такой прогноз подтверждают и итоги опроса, проведенного исследовательской группой TNS PIAR среди граждан Турции. 23% опрошенных заявили, что "весьма вероятно" переберутся в Европу, если Турция будет принята в Европейский Союз (37% этой категории - молодые люди 18-24 лет). 21% респондентов отметили, что такой шаг "возможен". В целом в опросе, проведенном 2-25 ноября, принимали участие 2.028 респондентов. Если строить прогноз на основании данного опроса, то после вступления Турции в ЕС в страны Европы "весьма вероятно" могут хлынуть 16 миллионов турков (еще 15 миллионов останутся в "активном резерве").