Уже в 2005 г. россияне должны почувствовать пользу от административной реформы

Москва, 17 декабря 2004, 12:16 — REGNUM  16 декабря в Москве в Центре стратегических разработок (ЦСР) под председательством научного руководителя этого учреждения Михаила Дмитриева прошел второй семинар из серии обсуждений готовящейся к внесению в Правительство Федеральной целевой программы "Административная реформа" на 2005 - 2010 гг. В дискуссии приняли участие разработчики реформы и эксперты. Подобный метод работы соответствует духу административной реформы, которая предполагает максимальную прозрачность государства для общества, гласное обсуждение общественно значимых планов и проектов, а также общественный контроль за осуществлением самой реформы и участие представителей гражданского общества в повседневном функционировании государственных структур.

Координатор проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков остановился на содержании раздела Программы "Стандартизация и регламентация". "Этот раздел Программы направлен на достижение по крайней мере трех интегральных показателей административной реформы: во-первых, повышения доли общественно значимых государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей, во-вторых, снижения средней величины совокупных затрат юридического лица на преодоление барьеров входа на рынок и осуществление деятельности, в-третьих, повышение места России в рейтинге стран по качеству государственного управления".

С внедрением стандартов качества государственных услуг значительно сократится время, которое граждане тратят на получение этих услуг, исчезнут очереди за получением справок, значительно сократится количество документов, необходимых для получения госуслуг, резко сократятся другие административные барьеры и снизится общая коррупциогенность, подчеркнул он. В частности, сообщил он, оформить пенсию можно будет придя в собес на два часа, а все необходимые для этого документы можно будет получить в виде бланков и отправить обратно заполненными, не выходят из дома - по почте, в том числе электронной. Техосмотр транспортных средств будут осуществлять сервисные станции, а получение государственных номеров на автомобиль будет происходить непосредственно в автосалонах в считанные минуты. Справку в БТИ можно будет получить в течение двух часов, а срок получения загранпаспорта с момента подачи заявления не будет превышать десяти дней.

Средняя величина совокупных затрат юридических лиц на вхождение в рынок и осуществление деятельности будет снижаться за счет того, что с помощью административных регламентов будут устранены излишние действия и процедуры, которые сегодня зависят от произвола чиновника, продолжил В.Южаков.

Первые варианты законопроектов "Об административных регламентах в органах исполнительной власти" и "О стандартах государственных услуг", подготовленные Государственным университетом Высшая школа экономики и Центром стратегических разработок только что переданы в правительственную Комиссию по административной реформе, сообщил он.

На первом этапе ожидается разработка и внедрение по крайней мере 50 пилотных проектов разработки и внедрения административных регламентов стандартов госуслуг; всего же предполагается разработать более 2 тыс. стандартов государственных услуг и порядка 3 тыс. административных регламентов.

При этом, подчеркнул В.Южаков, Программа предусматривает участие в разработке как стандартов, так и регламентов собственно заинтересованных лиц, т.е. тех граждан и организаций, которым предоставляются государственные услуги и интересы которых затрагиваются при исполнении государственных функций. В качестве обязательных процедур в Программе фигурируют публичное обсуждение, публичная экспертиза и включение представителей заинтересованных лиц непосредственно в комиссии, которые занимаются разработкой стандартов и регламентов. "Это является абсолютно необходимым, поскольку сама работа по подготовке и стандартов, и регламентов направлена на то, чтобы реально учесть в механизмах государственного управления интересы тех, кого это управление затрагивает", - подчеркнул он.

"Впервые государство обращается к проблеме реального взвешивания ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, - отметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Не секрет, что основные коррупционные риски, возникающие у государства, связаны с естественным, а потом на его фоне и с искусственным дефицитом рабочего времени чиновников. Чиновник заинтересован в том, чтобы перегрузиться различными поручениями и иметь возможность из них выбирать. Дальнейшее понятно. Поэтому основной вызов работы над административными регламентами это не только попытка сузить долю административного усмотрения как делать, но и долю усмотрения что делать".

Я.Кузьминов также подчеркнул значимость создания системы досудебного обжалования действий государственных служащих, основу для которой создают административные регламенты и стандарты государственных услуг, которые являются доступными для граждан. По мнению разработчиков, предлагаемая в рамках реформы система административной юстиции должна действовать независимо от тех государственных органов, действия которых оспариваются.

В рамках второго этапа реформы предполагается довести до логического конца работу, начатую правительственной комиссией по административной реформе по анализу и оптимизации функций государственных органов, сообщил М.Дмитриев. "Задача номер один - принять все необходимые законы и иные нормативные акты, которые позволят устранить избыточные и дублирующие функции, которые были признаны таковыми для федеральных органов на предыдущем этапе, - сказал он. - Вторая задача - провести ту же самую работу на уровне субъектов Российской Федерации, где никто еще не пытался этого делать". Как отметил М.Дмитриев, в настоящее время у административных органов в регионах имеется масса избыточных и даже незаконных функций, которые надо отменять, очень велика доля параллелизма, в то числе между федеральными и субфедеральными органами власти. Третья задача, по его словам, состоит в том, чтобы подвергнуть также основные функции госорганов, сохраненные правительственной комиссией, повторному анализу с точки зрения соотношения затрат и результатов, т.е. пользы для общества от реализации этих функций. "Такого рода количественные оценки позволят на основе математических критериев выявить те функции, осуществление которых обходится обществу слишком дорого (не только потому, что тратятся деньги на зарплату чиновников, но и потому, что частные лица и организации несут убытки), а реальная польза для конечных потребителей оказывается незначительной. Такого рода функции подлежат сокращению либо сокращению масштабов их реализации", - пояснил М.Дмитриев. В связи с этим предстоит провести ревизию сотен тысяч нормативно-правовых актов не только федерального, но и регионального уровня и уровня органов местного самоуправления, для чего потребуется использование специально обученных исполнителей, заметил он. Решение этой задачи растянется на годы; в лучшем случае она может быть решена к 2010 г. В то же время, такие же процедуры должны будут применяться ко всем вновь вводимым функциям. "Мы исходим из того, что в будущем ни одна новая функция государственной власти, применяемая по отношению к гражданам, не должна вводиться без предварительной оценки на соотношение затрат и результатов, чтобы опять не появлялись такие функции, которые обременительны для общества, но при этом приносят очень мало пользы", - заявил М.Дмитриев.

Кроме того, он остановился на реформе контрольно-надзорных органов в рамках административной реформы, предполагающей укрупнение органов контроля и надзора во избежание дублирования функций, а также усиления подотчетности этих органов обществу через введение новых механизмов управления на основе коллегиальных принципов. Руководящим органом контрольно-надзорных органа должно стать не физическое лицо, а специальная коллегия или комиссия, в которой представлены лица, делегированные туда не только органами власти, но и заинтересованными сторонами, в частности, субъектами регулирования, структурами гражданского общества и законодательных структур. "Такого рода комиссионный принцип управления позволит существенно повысить объективность действий такого рода организаций", - резюмировал он.

В перспективе речь идет также о существенном сокращении численности контрольно-надзорных государственных органов за счет передачи значительной части контрольных функций негосударственным структурам, прошедшим необходимую аккредитацию и сертификацию в рамках Закона "О техническом регулировании". В результате государственные органы сосредоточат свою деятельность на главном - на принятии властных решений, связанных с результатами замера информации и оценки деятельности субъектов, сказал он.

М.Дмитриев также обратил внимание участников обсуждения на то, что впервые в повестке дня административной реформы появились вопросы, связанные с повышением эффективности взаимодействия власти и общества. "Структуры гражданского общества должны быть интегрированы в процессы принятия текущих управленческих решений в органах исполнительной власти, - отметил он. - В частности, речь идет о формировании механизмов обязательного обсуждения проектов нормативно-правовых актов на определенных стадиях их рассмотрения, введении обязательной общественной экспертизы нормативных актов до их принятия с последующим обязательным рассмотрением результатов этой экспертизы, а также о формировании структур, через которые гражданское общество могло бы непосредственно влиять на управленческие процессы, происходящие внутри органов власти. К их числу относятся комиссии по служебной этике, комиссии по урегулированию служебных споров, комиссии по найму государственных служащих на конкурсной основе и предполагается создание специальных советов при каждом органе государственной власти по типу коллегий".

Руководитель Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Шаров сообщил, что, по мысли разработчиков административной реформы 2005 год должен стать годом запуска Программы административной реформы по "прорывным направлениям" с тем, чтобы в короткий срок продемонстрировать ее ощутимые позитивные результаты. Речь идет о ликвидации избыточных функций государственных органов, внедрении нескольких стандартов государственных услуг и запуск антикоррупционных программ. Также в 2005 году предполагается развернуть работу по административной реформе на уровне регионов и разработка двух-трех стандартов оказания государственных услуг на региональном уровне.

"Успех реформы в регионах будет прямо пропорционален степени развитости институтов гражданского общества. Если там их нет, то некому будет контролировать ее реализацию, - отметил президент "ОПОРы России" Сергей Борисов. - Конечно же, нужно одновременно с реформой поддержать развитие институтов гражданского общества, двинуть вперед развитие всех тех хороших зародышей, которые есть сейчас".

По мысли разработчиков реформы, обсуждение Программы в целом и его отдельных аспектов будет продолжено.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.02.17
Карта Русского — для Донбасса, Белоруссии, Приднестровья, Латвии...
NB!
19.02.17
El Mundo: «Москва пугает санкциями ЕС»
NB!
19.02.17
Саакашвили: «Есть кризис доверия к Порошенко»
NB!
19.02.17
Рогозин: Новые ракеты РФ смогут «разорвать» ПРО США
NB!
19.02.17
«Луганску и Донецку остался шаг до превращения в протектораты России»
NB!
19.02.17
Жители Донецка всё чаще самоопределяются как русские
NB!
19.02.17
Иран заявил о намерении создать «стратегический союз» с РФ
NB!
19.02.17
Южная Осетия: Мусорный социологический опрос
NB!
19.02.17
Попытка США, саудитов и Израиля дестабилизировать Иран обрадует ИГИЛ*
NB!
19.02.17
«Танец скоморохов» Бориса Мессерера
NB!
19.02.17
Американский сенатор грозит России новыми санкциями
NB!
19.02.17
The Daily Mail: «Может, Трамп прав и с Россией можно дружить?»
NB!
19.02.17
Турция-НАТО: за браком без любви может последовать развод по расчету
NB!
19.02.17
Хроники турбулентной Америки. Порядок против «бардака»
NB!
19.02.17
СМИ: тысяча американских солдат прибудет в Польшу в апреле 2017 года
NB!
19.02.17
Признание Новороссии: Путин повысил ставки. Западу крыть нечем
NB!
19.02.17
Петербург в линиях и красках
NB!
19.02.17
Из-за снежного шторма в Петербурге объявлен оранжевый уровень опасности
NB!
19.02.17
Эскадра ВМС США с атомным авианосцем подошла к берегам Китая
NB!
19.02.17
Раскол России надвое: в главном мелочей нет
NB!
19.02.17
Советский режиссёр из далёкой Америки
NB!
18.02.17
МИД Украины осудил решение РФ признать паспорта жителей Донбасса