Британский журнал "The Economist" в опубликованной на днях статье "Репрессии в Таджикистане. Падающие кирпичи" попытался провести анализ ситуации в республике.

"В сети недавно появилась видеозапись, на которой Эмомали Рахмон поет и танцует на свадьбе своего сына. Правительство могло представить происходящее как проявление человеческой стороны жизни лидера. Вместо этого был заблокирован Youtube, начали допрашивать свадебных фотографов", - пишет издание.

По мнению авторов, это одно из свидетельств того, что на 21-м году правления накануне осенних президентских выборов Рахмон становится все более недосягаемым, возможно, теряя связь с действительностью: "Для Запада это означает рост нестабильности на и без того прозрачных границах с Афганистаном".

"The Economist" пишет, что в Таджикистане никогда не проводились свободные выборы с участием заслуживающих доверия наблюдателей. Однако в этом году противостояние с критиками правительства было особенно жестким: "В марте один из них бесследно исчез, в апреле был жестоко избит представитель исламской оппозиции, в мае Заид Саидов, бывший министр промышленности, а ныне бизнесмен был арестован по делу о коррупции 8-летней давности сразу после объявления о создании новой политической партии... Его соратникам по партии посоветовали опасаться падающх кирпичей".

Впрочем, авторы статьи не отрицают и несомненную заслугу Рахмона: "Он положил конец гражданской войне в Таджикистане, которая в 1990-х унесла от 50 000 до 100 000 жизней. (Сейчас население составляет около 8 млн). Таджики в Таджикистане живут лучше, чем их этническая родня в соседнем Афганистане. Но репутации президента-миротворца больше недостаточно. Послевоенное поколение не может найти достойную работу. Экономика находится в руках семьи президента, с ее склонностью захватывать все успешные предприятия. И как сказал один западный дипломат, в Таджикистане существует феодальная система, в условиях которой элита набивает карманы, пока может".

Издание отмечает и сложный характер взаимоотношений с Россией: "Рахмон опасается, что на выборах Россия может поддержать кого-то из его конкурентов, таких как Саидов. Кремль недоволен Рахмоном из-за затягивания подписания соглашения о пребывании в Таджикистане самой крупной за пределами страны российской военной базы. Некоторые критики Эмомали Рахмона живут в России и выступают против него посредством спутникового телевидения и интернета".

"The Economist" отмечает, что у России есть другой мощный рычаг давления. Речь идет о таджикских мигрантах, которых в стране не менее миллиона. "По некоторым подсчетам, это половина трудоспособного населения Таджикистана. А их денежные переводы эквивалентны половине ВВП республики. Рахмон понимает, если Россия потеряет терпение, несколько самолетов с депортированными мигрантами могут ввергнуть Душанбе в настоящий хаос".