Визит Далай-ламы, листовка ЛДПРовца Бобкова и застройщики-частники: Бурятия за неделю

Улан-Удэ, 16 декабря 2004, 12:02 — REGNUM  

"Лама из Бурятии готовил еду для Его святейшества". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "Далай-лама любит фрукты, овсяную кашу и совсем не ест мясного. Тибетский лама Гендун, девять лет живущий в Бурятии, посетил Калмыкию во время недавнего визита духовного учителя буддистов в братскую республику. Помимо религиозной миссии, нашему земляку довелось выполнять и другие задачи. После возвращения Гендун-ламы домой в Бурятию корреспонденту еженедельника "Номер один в Бурятии" довелось встретиться с ним и побеседовать о калмыцких впечатлениях, что называется, из первых уст.

По словам Гендун-ламы, к 13 ноября в Элисту съехалось очень много паломников с желанием увидеть и поклониться своему наставнику. Кто-то с сожалением уезжал, потому что спешил на работу или по другим делам. Со временем стали говорить о визите в конце месяца, но многие верующие из разных регионов все же дождались Далай-ламу. Гендун-лама и все бурятские паломники, съездившие в Элисту, дружно отмечают гостеприимство и доброжелательность калмыцкого народа.

Из Бурятии на встречу с Далай-ламой отправилось, по сведениям Гендун-ламы, больше десяти человек. На встрече с Его Святейшеством был и известный бурятский священнослужитель Еши Лодой Римпоче, приглашенный лично Шажин-ламой Калмыкии. Дело в том, что для посвящения в Жинсирег необходимы высокопросвещенные духовные учителя. В Элисте в те дни было восемь таких проповедников.

Самолет Далай-ламы приземлился в элистинском аэропорту 29 ноября в 16.00 по местному времени. Там же Учитель дал короткую пресс-конференцию для многочисленных журналистов из российских и зарубежных СМИ. После этого кортеж увез его в Сити-чесс, шахматный город Элисты. На всем пути стоял живой коридор верующих с хадаками, цветами, благовониями. В первый вечер Учитель отдыхал. Самое главное началось на следующий день, 30 ноября. С самого утра шел мокрый снег, но несмотря на это, тысячи людей собрались на окраине Элисты на освящение хурула.

"К сожалению, мне не удалось встречать Далай-ламу в аэропорту, потому что мне было поручено готовить еду Его святейшеству", - говорит Гендун-лама. Оказывается, в Индии, в Дхармасале, у Далай-ламы есть личный повар, однако в Элисте был человек из окружения Далай-ламы, который только рекомендовал, какую пищу лучше готовить. Кстати, меню Учителя не отличается изысканностью. Овсяная каша, теплое молоко, сухари с медом, подсоленный чай. Любит Далай-лама фрукты, печенье, чай. В его рационе минимум мясных продуктов. Гендун-лама готовил пищу, непосредственно перед подачей лично пробовал и только после этого подавал на стол.

В главный день, когда освящался элистинский хурул и читались буддийские посвящения Гаруда, Очир Вани и Хаян Гарбаа, Учитель очень торопился и кушал быстро. Церемония освящения началась в 9 утра, закончилась же часов в 5 вечера. Он говорил, что его ждет много народа, что люди мерзнут на холоде, и поэтому еде уделял очень мало времени. "Горячий чай мы всегда держали наготове, однако внимание Далай-ламы было всецело обращено к верующим", - с восхищением говорит Гендун-лама".

"Далай-лама благословил строительство дацана в Москве". Еженедельник "Номер один в Бурятии" пишет, что "в дни визита в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV в Элисте находилась Дулма Шагдарова, председатель московской общины буддистов и объединения традиционных буддийских общин. Как известно, она руководит проектом строительства первого буддийского храма в Москве. Презентация этого проекта состоялась в галерее скульптора Зураба Церетели во время проведения Дней тибетской культуры и искусства в России.

"Мы приехали в Элисту в надежде не только побывать на богослужениях, но и получить благословение Его Святейшества на строительство буддийского храма в Москве. Дело в том, что нынешней осенью проект мы отправили Далай-ламе. Он, ознакомившись с ним, дал название храму, собственноручно написав его на титульном листе проекта. Здесь, в Элисте", - не скрывает радости Дулма Шагдарова, - "на аудиенции у Далай-ламы нам посчастливилось лично рассказать ему о том, как будет выглядеть будущий храм и ознакомить с подробным планом застройки участка".

"Соперничество среди тибетских лам в России вылилось в акцию протеста". Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "известный в России и Бурятии буддийский наставник Геше Тинлэй отрекся от своих монашеских обетов из-за дискредитирующих его репутацию слухов. Это произошло в Калмыкии в присутствии Далай-ламы XIV.

Этот частный случай вызвал большой резонанс в буддийском сообществе России, Бурятии и тибетской эмиграции. Геше Тинлэй широко известен как чистый монах и популярный буддийский проповедник, который достиг в своем совершенствовании достаточно высокого уровня и мог давать Учение своим последователям. Только в Улан-Удэ их насчитывается не менее 500 человек. Сейчас улан-удэнская буддийская община "Зеленая Тара" подготовила обращение к Его Святейшеству Далай-ламе, где указала, что Геше Тинлэй отрекся от сана только в результате целенаправленной кампании по его дискредитации.

Как сообщила Майя Малыгина, ученица и переводчица Геше Тинлэя, он был оклеветан перед Далай-ламой и это послужило толчком к столь неординарному поступку. Якобы он нарушил свои монашеские обеты, в частности, был близок с женщинами. В случившемся Малыгина подозревает одного известного питерского буддиста и одного из влиятельных тибетских лам из буддийского центра в Улан-Удэ (указав их имена). "Причина очень простая: зависть и соперничество... Есть и многие другие, кто причастен к этому преступлению", - говорится в обращении Майи Малыгиной, направленном ею в улан-удэнскую общину "Зеленая Тара".

Косвенно эту версию подтвердил и сам Тинлэй в лекции 2 декабря в Москве: "Геше Тинлэй такой-сякой, любит женщин... Конечно, я люблю женщин. Я должен любить всех живых существ, не только женщин". Тинлэй объявил также, что он не станет бороться с завистниками их же оружием, а принимает все поражение на себя, отдавая победу другим. Тем самым, как это ни парадоксально, приняв поражение на себя, он в конечном итоге одержал победу и развязал себе руки. Основной целью его недругов было удаление Тинлэя из России, это им не удалось. Мастер объявил, что он как практикующий мирянин продолжит обучение мирян.

Вместе с тем отречение Геше Тинлэя отразило общую тенденцию среди тибетских монахов, пребывающих в России. Большинство здешних тибетцев, а их насчитывается всего лишь порядка 30-40 человек, это бывшие монахи. Причина возвращения в мир весьма прозаична, монашество для многих тибетских эмигрантов в Индии - это всего лишь дань традиции и способ выживания в чужой, очень густонаселенной и бедной стране.

Россия же отличается не только относительным, по сравнению с Индией, материальным благополучием, но и гораздо более свободными нравами. Проще говоря, в России слишком много соблазнов. Кроме того, случай Тинлэя выявил глубину противоречий в крохотной тибетской общине в России. Известно, что в Элисте Его Святейшество собрал тибетцев для отдельного, предельно откровенного и жесткого разговора. По словам одного из присутствовавших, Далай-лама сказал буквально следующее: "Я все знаю про каждого из вас. Многие из вас не помогают людям, не практикуют Учение, а делают деньги". Как видно, принятая в монашеской среде система наблюдения за дисциплиной дает иногда сбои, вылившись на этот раз в поощрение доносительства. Это совсем не вяжется с нормами буддийской этики и, тем не менее, послужило во многом причиной отречения от монашества Геше Тинлэя", заключает еженедельник "ИнформПолис".

"Улан-Удэ будут застраивать частники". В будущем году жилые дома будут возводиться в основном на деньги частных инвесторов, пишет еженедельник "ИнформПолис". "Ведомственным жильем готовы заниматься только авиационный завод и "Улан-Удэстальмост". Самыми перспективными для застройки считаются юго-западное и юго-восточное направления города. Активно будут развиваться 105-й, 106-й, 104-й микрорайоны. Причем последний будут облагораживать китайские фирмы из города Даляна. Их предложение - малоэтажные дома. За то, что улан-удэнская администрация выделяет им земельный участок, китайские бизнесмены должны передать городу построенные ими детский сад на 100 мест и школу на 1260 мест.

А вот московские предприниматели пока с осторожностью входят в рынок, видимо, сомневаясь в покупательной способности улан-удэнцев. Они планируют построить всего один жилой дом площадью 5,28 тысячи квадратных метров. Под индивидуальное строительство горожанам будут выделены участки в поселках Стеклозавод, Зеленый, Тулунжа, Восточный, Забайкальский общей площадью 272,9 гектара. По мнению специалистов, сегодня для застройщиков сложилась благоприятная ситуация, так как цены на вторичном и первичном рынках жилья сравнялись - в среднем 15-16 тысяч. Горожане предпочтут покупать за те же деньги новые квартиры. Тем не менее стоимость одного квадратного метра надо удешевлять: доводить до 8-10 тысяч".

"На могилу Валерия Инкижинова увезли землю". Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "бурятские деятели культуры и искусства посетили могилу великого бурятского, российского и французского актера Валерия Инкижинова. Произошло это в рамках фестиваля бурятской культуры и искусства во Франции. "Могила Валерия Инкижинова находится на знаменитом кладбище Сент-Женевьев де Буа рядом с местом погребения русского писателя Ивана Бунина", - сообщила Галина Рыбина, организатор фестиваля. Рядом находятся могилы жены и дочери великого актера. Наш земляк вместе с Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным, Львом Кулешовым, Иваном Пырьевым начинал историю российской кинематографии, а затем успешно продолжил артистическую карьеру во Франции. С помощью французского писателя и поэта Бернара Дрюона в Париже найден дом на авеню Рашель, 8, где проживал актер. В конце церемонии Чой-Доржи-лама, руководитель буддийской общины "Ламрим", совершил поминальный обряд. На могилу были возложены цветы и высыпана горсть земли с далекой родины".

"Бурятмясопром" и монголы решают, кто кому должен. Поставки мяса в Бурятию пока приостановлены". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "о прекращении поставок мяса в Россию заявил журналистам улан-баторской газеты "Уноодэр" председатель Монгольской ассоциации экспортеров мяса господин Дэлэг. Основным импортером долгие годы был "Бурятмясопром", который пользовался режимом наибольшего благоприятствования даже при общем запрете на поставки монгольского мяса в Россию.

На "Бурятмясопроме" имеется консервное производство, поэтому мясо даже из страны, в отношении которой действуют санитарные ограничения, поступает как условно годное для промпереработки. Монголы вновь обвинили БМП в том, что предприятие не выполняет взятые на себя обязательства. Председатель монгольской ассоциации экспортеров мяса обвинил "Бурятмясопром" в том, что за прошлый год это предприятие недоплатило монгольской стороне 2 млн. долларов. В связи с этими финансовыми проблемами степная страна и решила прекратить поставки мяса в Бурятию. Руководство "Бурятмясопрома", напротив, утверждает, что работает с монголами исключительно по предоплате и в связи с ужесточением санитарного режима не может получить мясо за переведенные в Монголию 2 млн. долларов.

Судя по тому, что в речах и монгольской и бурятской стороны фигурирует именно эта сумма, деньги действительно были задействованы во взаимоотношениях двух сторон. Однако, кто и кому их должен, договориться, видимо, не получается. Это уже не первая попытка монгольской стороны при помощи обвинений добиться изменения своих отношений с крупнейшим российским покупателем мяса. Напомним, 2 месяца назад в монгольских СМИ "Бурятмясопром" был назван "мафией" и обвинен в нечестности. Однако все доводы монгольских бизнесменов руководство предприятия категорически опровергает".

Газета "Молодежь Бурятии" пишет о листовке лдэпээровца Бобкова. "Администрация президента и правительства готовит исковое заявление в суд по поводу пространного интервью депутата Народного Хурала Бурятии Игоря Бобкова, опубликованного в безымянной четырехстраничной листовке (формат А-3, тираж - 10 тыс. экз.). Тем самым администрация, безусловно, окажет депутату услугу, ценность которой трудно переоценить...

Сделанная в формате газеты листовка открывается огромным фотопортретом "будущего фигуранта" по делу: вдумчивое фотогеничное лицо, исполненное почти всамделишной боли за народ. Однако содержание листовки этим не исчерпывается: там есть и программа ЛДПР {членом координационного совета которой в Бурятии является Игорь Бобков), и интервью, вызвавшее неудовольствие администрации, и, возможно, именно на такое неудовольствие и рассчитанное.

Никакого секрета из истинных целей публикации листовки г-н Бобков не делает: "Основная цель ЛДПР в Бурятии - это получение большинства на выборах в Народный Хурал и избрание нашего депутата в Государственную Думу... при большинстве в парламенте ЛДПР в Бурятии сможет рекомендовать президенту России на должность руководителя республики такого человека, который будет способен изменить экономический курс, принять новую четкую стратегию экономического развития региона и добиться ее реализации".

Ежу понятно, какого человека г-н Бобков имеет в виду. Таким образом, листовка не что иное, как самоудовлетворение политических амбиций и увертюра к последующей PR-кампании по "раскручиванию" как перспективного политика, так и ЛДПР в целом. До сегодняшнего дня г-н Бобков ничем не выделялся среди шести десятков депутатов НХ РБ. Хотя в ЛДПР вступил еще в 1994 году, десять лет назад. Раскручивание же скандала и, если повезет, участие в судебных заседаниях, где г-н Бобков опять получит (причем на сей раз бесплатную) трибуну для критики "власть имущих", сделают его узнаваемым и первоочередным объектом для различных интервью по поводам и без.

Итак, о чем собственно речь в листовке? "Когда я стал депутатом Народного Хурала, то убедился, насколько наша республика скатилась в бездну нищеты и бесправия, какое жалкое существование влачит наш народ". Следуя этой логике, получается, что, лишь попадая во власть, человек может столкнуться с бездной нищеты и бесправия. Народ, чего греха таить, действительно живет бедно. Но лучше, чем в 90-х годах прошлого века, когда не платили зарплату и свирепствовала инфляция. Было время, когда зарплату выдавали чеками "Россия". Правда, покупать на них было нечего: тогда еще был и дефицит товаров. Так что "снижение уровня жизни" - не что иное, как PR-ход для создания мрачного социально-экономического фона, который довольно часто используется (и не только в России) для раскрутки "новичков".

"Деградируют общество и власть, чиновники паразитируют на остатках общенационального богатства и тех тружениках, которые еще есть в нашей республике. Экономика развалилась, а та, что еще работает, скуплена олигархами, которые налоги платят в других местах, мало что оставляя в республике", - констатирует г-н Бобков.

"Экономика развалилась" еще в 90-е годы не только в Бурятии - мы здесь не являемся каким-то исключением. По крайней мере, возлагать за это вину только на республиканское правительство - не совсем корректно. Вот какими усилиями приходится ее собирать по кирпичику - это другой вопрос. Правительство Бурятии - дотационного региона - всегда являлось передаточным звеном, проводящим в жизнь решения, принятые в Москве. Соответственно экономическая политика Правительства республики всегда была и будет лежать в рамках, очерченных федеральным правительством.

Развал экономики начался с горбачевской "конверсии" и завершился после чубайсовской "приватизации" (которую сам Анатолий Чубайс называет "чудовищно несправедливой"). Поскольку предприятия отдавались за бесценок намеренно, в стране появились внезапно разбогатевшие "новые русские". Лишь немногие из них смогли что-то сделать с предприятиями, чтобы адаптировать их к рыночной экономике.

В основном же предприятия несколько раз меняли собственника. Экономика на этой почве криминализировалась, а чиновников, "руливших" этими процессами, поразил вирус коррупции. Рассчитывать, что Бурятия останется в стороне от этих процессов, было бы просто смешно. Зато для амбициозных политиков - раздолье: материала для острой критики, находящей отклик в душах людей, предостаточно.

"ЛДПР - единственная партия, которая не замешана ни в каких общероссийских или местных скандалах и катаклизмах. Это единственная партия, которая имеет свой конкретный курс, свою четкую идеологию и стратегию. Мы не участвовали ни в каких революциях и развалах нашего государства, ни в каких компрометирующих партию действиях... Так что сегодня ЛДПР - единственная незапятнанная партия, которая готова начать экономическое развитие республики с чистого листа". Прямо как в том анекдоте: "все, пардон, в дерьме, и тут мы - во всем белом".

Тот же принцип г-н Бобков применяет к коллегам по Народному Хуралу: "Парламент разорван на различные кланы и группировки. Депутаты Хурала, избранные по одномандатным округам, обязаны только своим избирателям, а на республиканском уровне отстаивать интересы граждан им не хочется... Некоторые вообще пришли в парламент ради квартиры, зарплаты, всевозможных льгот и решения своих вопросов..." Допускаем, что г-н Бобков пришел в Народный Хурал исключительно из альтруистских соображений - бороться за счастье народное. Мотивация, конечно, почти фантастическая, но... так тоже случается.

Что плохого в том, что "парламент разорван на кланы и группировки"? Нормальный парламент никогда не бывает монолитным; только при диктатуре бывает единогласное голосование, потому что двух мнений нет по определению. Г-н Бобков, очевидно, ни к какой "группировке" не примыкает, предпочитая оставаться "вопиющим в пустыне". Пока он в Хурале один, это забавно. Но и только", пишет газета "Молодежь Бурятии".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.