В комиссии ООН. Встречи в Софии и Брюсселе. Турецкий фактор. Урегулирование карабахской проблемы никому не выгодно? Степанакерт.

В комиссии ООН

Комиссия ООН по вопросам экономических, социальных и культурных прав выразила обеспокоенность в связи с фактами "присвоения имущества армян и других этнических меньшинств беженцами и внутренними переселенцами в Азербайджане". Об этом говорится в заключении, принятом Экономическим и социальным советом ООН 26 ноября. "Комиссия рекомендует Азербайджану предпринять соответствующие меры и выплатить эквивалентную компенсацию или предложить альтернативы места жительства армянам и другим этническим меньшинствам, чье имущество было незаконно присвоено беженцами и внутренними переселенцами", говорится в заключении. (PanARMENIAN.Net).

Встречи в Софии и Брюсселе

Как сообщает "Ноян Тапан", 5 декабря министр иностранных дел РА Вардан Осканян отбыл в Софию для участия в 12-й встрече министров ОБСЕ. В тот же день вечером, согласно предварительной договоренности, в ходе рабочего обеда состоялась встреча министра иностранных дел РА Вардана Осканяна с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым при участии сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ. В ходе беседы министры иностранных дел Армении и Азербайджана обсудили вопросы, связанные с нынешним состоянием процесса урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе (НК), обменялись мнениями относительно перспектив урегулирования.

Как сообщает бакинская "525-я газета", заместитель министра иностранных дел АР Араз Азимов на проведенной на минувшей неделе пресс-конференции заявил, что на очередной встрече с армянской стороной будет обсужден вопрос о заселении армянами "оккупированных территорий Азербайджана". По его мнению, в ходе этих обсуждений могут быть выявлены новые условия урегулирования конфликта. А. Азимов отметил также, что рассмотрение условий совместно возможно, но их осуществление будет проводиться поэтапно. Газета пишет, что, по словам Азимова, министр иностранных дел Армении "даже осудил заселение земель, дав некоторые обещания по приостановке этого процесса". Газета сообщает также, что ранее в беседе с журналистами министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедьяров заявил, что в связи с этим вопросом Азербайджан намерен обратиться в Международный суд в Гааге. "Так как заселение армянами оккупированных территорий противоречит международным юридическим нормам".

Как стало известно газете "Айкакан жаманак" из дипломатических источников, в ходе встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана были обсуждены два новых пакета предложений, один из которых представили сопредседатели МГ ОБСЕ, а второй - президент Армении Роберт Кочарян.

Газета "Айоц Ашхар", сообщая о встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Софии, пишет, что в связи с этой встречей Азербайджан заявил, что не разделяет точку зрения, высказанную на днях сопредседателями МГ ОБСЕ относительно решения карабахской проблемы, и считает, что фундаментом дальнейших переговоров должен являться "проект решения", подготовленный официальным Баку.

Как отмечает ИА "Де-Факто", детали переговоров не разглашаются, и остается непонятным, можно ли расценивать эту встречу как начало второго этапа армяно-азербайджанского диалога на уровне министров иностранных дел. Согласно агентству, готовность Армении к этому несколько раз выражал глава МИД РА Вардан Осканян, отмечая, что по итогам четырех встреч в ходе Пражских переговоров министры иностранных дел двух стран достигли существенных подвижек, на основе которых могут продолжить диалог уже на более высоком качественном уровне. Однако, пишет "Де-Факто", заявления армянского министра оставались гласом вопиющего в пустыне до тех пор, пока не потерпела провала попытка Азербайджана провести обсуждение карабахской проблемы на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, настоять на принятии представленного АР проекта резолюции по вопросу о положении на прилегающих к Нагорному Карабаху территориях. "Поддержанный лишь Турцией и Пакистаном, Азербайджан был вынужден согласиться с переносом обсуждений на неопределенное время".

По мнению газеты "Голос Армении", завершившееся в Софии 12-е заседание Совета министров стран-членов ОБСЕ было примечательным в силу ряда "весьма конкретных обстоятельств", имеющих отношение к Армении. В частности, газета отмечает ту часть выступления госсекретаря США Колина Пауэлла, где говорилось о региональных конфликтах. "Замороженные конфликты в мятежных районах Грузии, Молдовы и Нагорном Карабахе остаются в замороженном состоянии даже через 15 лет после окончания холодной войны. В деле урегулирования конфликтов на территории бывшего СССР в последние годы не зафиксировано существенного прогресса". По мнению Пауэлла, пишет газета, необходим "новый импульс" со стороны ОБСЕ для разрешения этих конфликтов. "ГА" отмечает, что кроме мысли Пауэлла о необходимости "нового импульса" весьма примечательно, что в заявлении госсекретаря США Нагорный Карабах упоминается под своим именем, а не как часть Азербайджана, в отличие от "мятежных территорий" Грузии и Молдовы. Газета считает, что "в устах опытного дипломата сверхдержавы это чего-то стоит" и лишний раз свидетельствует, что США прекрасно понимают отличие нагорно-карабахского конфликта от других, только на первый взгляд "похожих" конфликтов на постсоветском пространстве.

Как сообщает "Кавказский Узел", первый секретарь постпредства Азербайджана в ООН Эльшад Искендеров в ответ на выступление Колина Пауэлла заявил, что представление Нагорного Карабаха "как отдельного субъекта" недопустимо: "Все наши усилия, в их числе и последний вопрос, который мы постарались ввести в повестку дня ООН, были направлены на доведение до мирового сообщества сути нагорно-карабахского конфликта. Мы стараемся еще раз подтвердить, что между всеми этими тремя конфликтами, развернувшимися на территории Грузии, Молдовы и Азербайджана, нет разницы, так как в их корне лежит проблема территориальных притязаний". Между тем, сообщает агентство, руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Метин Мирза сообщил, что МИД страны не собирается посылать К. Пауэллу каких-либо нот протеста.

Газета "Голос Армении" также освещает выступления министров иностранных дел Армении и Азербайджана на заседании Совета министров ОБСЕ. "Сначала была очередь Эльмара Мамедъярова, который выдал очередной набор дежурных штампов. Он говорил о том, что Армения "оккупировала" Нагорный Карабах и, желая закрепить результаты "агрессии", активно проводит политику заселения "оккупированных" территорий. По его словам, это наносит серьезный ущерб процессу переговоров". После выступил Вардан Осканян. Газета утверждает, что он был "гораздо убедительнее" и что это косвенно признает и азербайджанская пресса. "Развенчивая штампы азербайджанской пропаганды, Осканян коротко напомнил предысторию конфликта и причины сложившейся вокруг Нагорного Карабаха ситуации. В частности, Осканян привел выдержки из отчета группы депутатов Совета Европы, посетивших Нагорный Карабах в 1992 году: "В результате последних наступлений азербайджанской стороны в Нагорном Карабахе полностью уничтожены села, убиты мирные жители, насилию подвергнуты дети. Учитывая явный перевес азербайджанских вооруженных сил над имеющимися у Нагорного Карабаха ресурсами, можно предположить, что до падения Карабаха осталось всего несколько недель, если не меньше. Очевидно, что за этим, по всей видимости, последуют геноцид и выселения". Вардан Осканян подчеркнул, что сотни тысяч беженцев - результат развязанной Азербайджаном агрессии против Нагорного Карабаха: "В отличие от своего азербайджанского коллеги я скажу, что беженцы есть с обеих сторон. Кроме более полумиллиона беженцев с азербайджанской стороны есть еще около полумиллиона армян, которые бежали как из столицы Азербайджана, так и из зоны непосредственного противостояния. И все они ждут урегулирования вопроса".

По сведениям газеты "Айкакан жаманак", в ходе встречи министров иностранных дел РА и АР были обсуждены также вопросы отправки на "оккупированные территории" наблюдательной миссии ОБСЕ. Газета пишет, что армянская сторона хочет добиться, чтобы миссия посетила также "очищенные" от армян районы Геташен и Шаумян.

Как сообщает PanARMENIAN, Вардан Осканян также упомянул о политике Азербайджана в отношении "оккупированных армянских территорий НКР (Нагорно-Карабахской Республики - прим. ИА REGNUM)", где проводятся государственные программы заселения домов армян азербайджанскими переселенцами. Эту политику Азербайджана осудила также ООН, которая требует от Азербайджана выплаты компенсаций армянам, в чьи жилища заселяются азербайджанские переселенцы. В связи с выступлением В. Осканяна агентство напоминает выдержки из решения Сената США от 1 мая 1991 г.: "Учитывая, что: СССР и правительство Азербайджанской республики усилили свои нападения на армянское население Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана; советские и азербайджанские вооруженные силы разрушили армянские села и депортировали армянское население из Нагорного Карабаха и окружающих его местностей 1. Осудить нападения на невинных людей в Нагорном Карабахе, прилегающих к нему армянских населенных пунктах и в Армении. 2. Осудить широкомасштабное применение военной силы, а также обстрелы безоружного населения на восточных и южных границах Армении".

Ереванская газета "Новое Время" считает, что необходимость адекватной реакции на словесные трюки азербайджанцев особенно обострилась в последние месяцы. Как отмечает "НВ", исключительно благодаря агрессии на пропагандистском фронте Баку удалось сделать "соучастником" карабахского урегулирования ООН, на очереди - другие международные структуры, включая НАТО. "Официальные лица Азербайджана, ничуть не смущаясь, уговаривают всех подряд вернуть им "оккупированные территории". Ни одна встреча с иностранными дипломатами и военными не обходится без "плача" об агрессии армян. Позиция хоть и унизительная сама по себе, но Алиеву (Ильхаму Алиеву - президенту Азербайджана - прим. ИА REGNUM) и его администрации - в самый раз. К тому же нельзя сказать, что проигрышная. И еще неизвестно, как далеко может зайти Баку, продолжи Ереван хранить "гордое молчание", основанное на наивной вере в то, что мир, дескать, и так все знает. Знает, кто развязал войну, кто агрессор и за что борются армяне Арцаха (Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM)".

Бакинская "525-я газета" пишет, что состоявшаяся встреча запомнилась выступлением министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. Как сообщает газета, он заявил, что официальный Ереван намерен произвести серьезные изменения в политике, касающейся карабахского вопроса. По словам министра, пишет "525", отныне данная проблема будет рассматриваться как конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, в которой Армения сыграет роль гаранта. "Он также заявил, что в случае принятия в ООН постановления, предложенного Азербайджаном, Армения откажется от продолжения двусторонних переговоров". В связи с этим газета пишет, что большинство политических аналитиков считает это невозможным. "Они считают, что в последнее время в результате политики, проводимой Азербайджаном, позиция Армении в международном мире ослабла. А самым важным является то, что после обсуждений по поводу карабахской проблемы в Генассамблее ООН официальный Ереван предстал перед фактом. И поэтому для того, чтобы выйти из данной ситуации, Армения угрожает прекращением двусторонних переговоров". Согласно "525", азербайджанский политолог Зардушт Ализаде считает несерьезными слова В. Осканяна по поводу отказа официального Еревана от продолжения мирных переговоров. По словам политолога, пишет газета, все международные организации понимают, что виновниками возникновения данной проблемы являются не армяне Карабаха, а Армения. "С этой точки зрения представление официальным Ереваном карабахской проблемы в качестве конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом невозможно". З. Ализаде заявил, что, даже если Армения захочет отказаться от переговоров, она все равно не сможет сделать этого. "Если официальный Ереван предпримет такой шаг, то в результате давления международных организаций и крупных государств Армения будет вынуждена восстановить переговоры".

Бакинская газета "Зеркало" со ссылкой на агентство "АРКА" пишет, что в интервью телекомпании "Кентрон" министр иностранных дел Армении В. Осканян заявил, что в результате пражских переговоров глав МИД Азербайджана и Армении "зародились новые мысли". По его словам, эти подходы появились в результате серьезных переговоров глав внешнеполитических ведомств двух республик, а точнее, 4-х встреч в Праге, предшествовавших встрече президентов Армении и Азербайджана в Астане. В. Осканян отметил, что эти новые взгляды можно представить руководителям двух государств для получения их одобрения. "Можно предположить, что это исходит из наших интересов и в какой-то степени из интересов Азербайджана и основано на каком-то компромиссном варианте", - отметил глава армянского МИД, добавив, что "в конце концов президенты должны сказать свое слово, чтобы мы смогли продолжить переговоры". По его мнению, именно для обдумывания новых соображений главы двух государств взяли перерыв после Астаны. При этом, по словам В. Осканяна, президент Армении уже дал положительный ответ и, по большому счету, одобряет работу министров иностранных дел. Однако у главы армянского государства есть некоторые замечания, которые, по мнению главы МИД РА, необходимо уточнить и начать второй раунд пражских переговоров. По мнению "Зеркала", Осканян признал, что во внешнеполитическом курсе Еревана, особенно по карабахскому вопросу, правительством Р. Кочаряна были допущены серьезные просчеты, которые привели к тому, что "сегодня международное сообщество как на уровне ООН, так и ПАСЕ готово официально признать Армению не просто стороной конфликта, а страной, оккупировавшей территорию другого независимого государства, что само по себе является грубейшим нарушением международно-правовых норм". Газета отмечает также то, что и замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов намекал на какие-то предложения, разработанные в ходе пражских встреч глав МИД двух стран. "Обе стороны уже "организовали" частичную "утечку информации" по поводу достигнутых договоренностей. Азербайджанская сторона чуть ли не открытым текстом заявила, что достигнутые договоренности предусматривают поэтапное урегулирование конфликта. А Ереван сделал упор на то, что статус Нагорного Карабаха в конечном счете будет решаться путем референдума".

9 декабря в Брюсселе состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедьярова с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как сообщает агентство "АРКА", министры обменялись мнениями по поводу проблем, возникших на нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта. После обсуждений стороны договорились продолжить так называемые "пражские встречи". В тот же день В. Осканян обсудил с особым представителем ЕС на Южном Кавказе послом Хейкки Талвитие вопросы, касающиеся сотрудничества между ЕС и Арменией, и карабахский вопрос. ("АРКА").

Турецкий фактор

Аналитический отдел GazetaSNG.RU обращает внимание на то, что решение Брюсселя ускорить переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз и визит президента РФ Владимира Путина в Анкару совпали по времени. По сообщению GazetaSNG.RU, некоторые турецкие СМИ вновь заговорили о возможном урегулировании армяно-азербайджанских отношений, а также об установлении турецко-армянских дипотношений. По мнению интернет-издания, "есть косвенные признаки того, что Анкара вовсе не намерена публично и однозначно поддерживать Азербайджан в карабахском вопросе". По мнению GazetaSNG.RU, Турция также не возражает против внешнеторгового транзита Армении по железной дороге от Гюмри до Анкары, Стамбула и на Балканы. "Есть основания полагать, что долговременные экономические интересы Москвы, Анкары и Еревана позволят отодвинуть на второй план проблему Нагорного Карабаха". Как отмечают турецкие СМИ, в Анкаре понимают, что неуступчивость Турции и, например, прямое или косвенное участие в событиях на Северном Кавказе, могут повлечь за собой поддержку со стороны России (да и Армении) курдских повстанцев. А действуют они именно в турецком секторе артерии Баку-Тбилиси-Джейхан. Как полагает турецкий историк Керимоглу, "Турция имеет свои интересы в регионе, но она не хочет ссориться с Россией и ее союзниками в том же регионе. Турция опасается и того, что, пока она выясняет отношения с Москвой и Ереваном, американцы утвердят свою гегемонию в Закавказье и на Каспии (как они сделали это на севере Ирака, на который давно претендует Турция). Азербайджано-турецкие отношения не всегда безоблачны, а антитурецкие настроения не такая уж редкость среди русскоязычной азербайджанской интеллигенции и других слоев общества". (PanARMENIAN.Net).

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", 8 декабря спикер Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Муртуз Алескеров принял нового чрезвычайного и полномочного посла Турции в Азербайджане Турана Моралы. Касаясь армяно-азербайджанского конфликта, председатель Милли меджлиса сообщил, что Азербайджан высоко оценивает позицию, которую заняла Турция в решении проблемы, и выразил надежду на то, что ее политика в этом вопросе останется неизменной. Посол сообщил, что прибыл в Азербайджан как в свою родную страну и постарается, чтобы в период его дипломатической деятельности двусторонние связи развивались. Касаясь нагорно-карабахского конфликта, он отметил, что "Турция, как и всегда, с Азербайджаном". Он также отметил, что сегодня существуют силы, которые хотели бы нанести ущерб двусторонним отношениям, а также силы, стремящиеся создать экономические и политические связи с Арменией, но это не является официальной позицией Турции. "Позиция Турции не изменилась, и мы всегда были и будем с азербайджанским народом".

"Если Азербайджан будет уверен в том, что не столкнется с давлением определенных сил в мире, в частности, США и России, то в тот же миг вторгнется в Армению и может сравнять ее с землей", - заявил глава муниципалитета турецкого города Карс, член правящей в Турции Партии справедливости и развития Hаиф Алибейоглу, пишет "Зеркало". "Азербайджан в нашем понимании - сильная страна. Но Азербайджан не может этого сделать, исходя из существующего баланса сил в мире. Ввиду того, что на повестке не стоит военное решение, мы можем установить отношения путем налаживания двусторонних связей, торгового и культурного взаимодействия в регионе. Но если сложится военная обстановка, я одним из первых возьму в руки оружие и буду рядом с азербайджанскими братьями", - сказал H. Алибейоглу. Вместе с тем он отметил: "Мы верим в мирное урегулирование карабахского конфликта, и для установления мира в регионе Карс готов сделать все возможное". H. Алибейоглу опроверг заявления о введении Турцией эмбарго в отношении Армении. "Если это имеет место, то зачем открывается воздушный коридор между Ереваном и Стамбулом, где нелегально проживают около 40 тысяч армян; предоставляются визы, организуются поездки в Анталью и Трабзон?" - подчеркнул глава муниципалитета Карса. В 1999 году H. Алибейоглу подписал с главой муниципалитета Гюмри протокол о городах-побратимах. Он известен в восточных регионах Турции своими проармянскими настроениями, пишет "Зеркало". (ИА REGNUM)

Урегулирование карабахской проблемы никому не выгодно?

"США приветствуют возобновление мирных переговоров между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении в Софии". С таким заявлением, сообщает "525-я газета", выступил чрезвычайный и полномочный посол США в Азербайджане Рино Харниш. Посол отметил, что официальный Вашингтон является сторонником справедливого разрешения проблемы Нагорного Карабаха путем переговоров, обеспечивающих стабильный и длительный мир. "Я не вижу других вариантов разрешения проблемы", - сказал посол. Р. Харниш особо подчеркнул, что карабахский вопрос создает серьезные проблемы не только для Азербайджана, но и для всего региона в целом: "До тех пор, пока эта проблема не решена, существует опасность возобновления военных действий. Поэтому США со своей стороны используют все имеющиеся у нее возможности для справедливого урегулирования данной проблемы мирным путем".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанские СМИ, выступая на расширенном заседании правительства Азербайджана, президент АР Ильхам Алиев обратился к вопросу урегулирования карабахского конфликта. "Переговорный процесс протекает в благоприятном для Азербайджана русле. Справедливая позиция Азербайджана становится для международной общественности все более понятной. В итоге, в переговорном процессе усилились положительные тенденции".

Директор Высшего центра оборонных наук Италии Пьетро Эрколе Аго на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подчеркнул, что армяно-азербайджанский конфликт, являющийся одной из больных проблем Южного Кавказа, требует скорейшего урегулирования. По словам Аго, руководимый им центр ставит целью изучение путей разрешения этого конфликта и хотел бы содействовать процессу урегулирования. Ильхам Алиев положительно оценил любые обсуждения, направленные на урегулирование конфликта. Он подчеркнул, что в результате успешной внутренней и внешней политики позиции Азербайджана заметно укрепились. "Продолжают предприниматься усилия по разрешению конфликта путем переговоров в рамках норм и принципов международного права, территориальной целостности Азербайджана". И. Алиев также сказал, что этот путь не имеет альтернативы и что разрешению конфликта препятствует только неконструктивная позиция руководства Армении. ("525-я газета").

В случае принятия в ООН азербайджанской резолюции "о ситуации на контролируемых территориях" Армения откажется от двусторонних переговоров по карабахской проблеме. Об этом, как сообщает агентство "АРКА", заявил в интервью местной телекомпании "Кентрон" министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, в этом случае республика потребует участия в переговорном процессе Нагорного Карабаха в качестве стороны, так как после принятия подобной резолюции вопрос выйдет за рамки Минской группы и частично уйдет в другую международную инстанцию, в которой Армения не может вести отдельно какие-либо переговоры. "Мы действительно не продолжим двусторонние переговоры. Если Азербайджан согласится на участие в них Аркадия Гукасяна (президента Нагорного Карабаха - прим. - ИА REGNUM), то процесс продолжится, в противном случае вся ответственность ляжет на азербайджанскую сторону", - заявил глава армянского МИД, добавив, что сопредседатели МГ предупреждали Азербайджан о том, что включение вышеназванного вопроса в повестку Генассамблеи ООН приведет к срыву переговоров. По словам В. Осканяна, Армения внесет серьезные изменения в свою политику в отношении карабахской проблемы. В частности, по его словам, проблема будет публично объявлена конфликтом между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, в котором Армения играет роль гаранта. Кроме того, как отметил В. Осканян, Армения подведет вопрос к 1992 году, представит более акцентировано причину сложившейся ситуации и истинного виновника милитаризации конфликта. "И, наконец, мы поставим очень остро вопрос самоопределения Карабаха", - подчеркнул глава армянского МИД, добавив, что в Азербайджане осознают все это. По мнению В. Осканяна, возможная опасность принятия резолюции в ООН состоит в том, что эта организация может начать рассматривать эту проблему как конфликт между Арменией и Азербайджаном. При этом, по его словам, вероятность принятия подобной резолюции существует, так как при голосовании воздержатся сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а большинство стран последуют их примеру. В этом случае, как отметил глава армянского МИД, процедура принятия решения в ООН позволяет Азербайджану утвердить резолюцию, имея поддержку 5-10 государств. В то же время министр добавил, что не видит в этом трагедии, поскольку обсуждаемый в ООН вопрос относится лишь к проблемам заселения контролируемых территорий и статуса Нагорного Карабаха не решает. Министр отверг звучащую в адрес республики критику о затягивании решения карабахского вопроса. Он заявил, что армянский народ не готов идти на такие решения, которые радикальным образом противоречат его интересам. Следовательно, по его словам, в этом вопросе необходимо найти правильный баланс, что является нелегкой задачей. "Мы не должны выступать в этом вопросе с максималистских позиций и должны идти на компромиссные варианты", - добавил Осканян. Он подчеркнул важность мирного сосуществования Армении со своими соседями, добавив, что другого выбора для нее просто нет. "Нам необходимо решить все проблемы со своими соседями, преодолеть все препятствия, создать добрососедские отношения", - подчеркнул он, добавив, что без этого невозможно обеспечить длительный и стабильный экономический рост и собственную безопасность. "Это неизбежно, и я уверен, что мы достигнем этого", - заявил глава армянского МИД.

"К сожалению, проблема Нагорного Карабаха вновь сделана предметом политических спекуляций", - заявил руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян, комментируя нынешнюю позицию ряда оппозиционных сил по карабахскому вопросу. По его словам, сообщает "Кавказский Узел", некоторые политики говорят о том, что единственным выходом из сложившегося в Нагорном Карабахе положения, крайне неблагоприятного для Армении, является уход прежней власти и избрание новых руководителей, пользующихся поддержкой народа. "Таким образом, очевидна не обеспокоенность судьбой Нагорного Карабаха, а стремление к власти. Ситуация в этом вопросе не столь трагична, как пытаются ее представить. Сегодняшняя ситуация вокруг Нагорного Карабаха есть результат политического заказа".

Безрезультатность мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта указывает на вероятность того, что в ближайшие годы решить эту проблему будет невозможно, пишет бакинская "525-я газета". Так, по мнению политолога Зардушта Ализаде, для решения данной проблемы в первую очередь на компромисс должна пойти Армения, однако нынешняя власть Армении не готова к этому. По его словам, президент Армении Роберт Кочарян выступает с точки зрения своих интересов, а не интересов народа. Что касается Азербайджана, то, по мнению З. Ализаде, предпринимаемые официальным Баку шаги в направлении урегулирования конфликта носят лишь формальный характер. Правительство понимает, что эти шаги не дадут серьезных результатов, однако имитирует попытки решить вопрос. Руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии, эксперт Ариф Юнус также считает, что решения конфликта в ближайшие годы не стоит ожидать, так как это не зависит только от Азербайджана и Армении. "Этот вопрос находится в сфере интересов крупных государств, а эти государства заинтересованы в сохранении нынешней ситуации. Они не хотят ни возобновления военных действий, ни справедливого решения проблемы. Для обеспечения своих интересов в регионе они попытаются максимально воспользоваться сложившейся ситуацией". А. Юнус отметил, что он не верит в урегулирование конфликта в ближайшие 20 лет. Однако он считает целесообразным продолжение мирных переговоров, так как их прекращение не принесет пользы Азербайджану. По мнению А. Юнуса, по сравнению с Азербайджаном, у Армении серьезные экономические проблемы и поэтому армяне покидают страну. "Когда они увидят уровень жизни Азербайджана, то предпочтут быть гражданами нашей страны. С этой точки зрения приезд армян в Баку имел бы положительные стороны".

"У нас есть пример Кипра, конфликт вокруг которого имеет давнюю историю, но греческую часть Кипра недавно приняли в ЕС. Т.е. неразрешенный кипрский конфликт не помешал Европе принять подобное решение. Европейцы просто смирились с действительностью", - говорит в интервью газете "Еркир" известный политолог Александр Искандарян, возглавляющий исследовательский отдел Кавказского института медиа в Ереване. Значение Кавказа для Запада преувеличивают, считает политолог. По его мнению, таких территорий, как Нагорный Карабах, в мире десятки, а регионов, равных по важности Кавказу, в мире, возможно, больше десяти. "Если допустить, что Армения признает независимость НКР, как это сделала Турция по отношению к Северному Кипру, то на Армению немножко рассердятся, а потом все останется по-прежнему". Отвечая на вопрос о возможности возобновления Азербайджаном боевых действий в случае срыва переговорного процесса, А. Искaндарян сказал, что власти Азербайджана не настолько глупы, чтобы начинать боевые действия, не имея стопроцентных гарантий успеха, а таких гарантий они иметь не могут. Чтобы азербайджанская армия прибрела новое качество, надо, чтобы изменилось азербайджанское общество, а это не может произойти в короткие сроки. "А если это не произойдет, то самый гениальный план, даже составленный турецкими генералами, не может быть осуществлен". Война, которая продлится более 2-3 недель, согласно Искандаряну, приведет к дестабилизации Азербайджана и внутренней борьбе групп интересов. "А что касается военной и антиармянской пропаганды, то это очень правильный шаг" в качестве политической технологии. Но эта технология не имеет никакого отношения к реальному возобновлению войны. Резюмируя, политолог приходит к выводу, что наиболее реальным сценарием нужно считать сохранение статус-кво, которое выгодно и армянам, и азербайджанцам, и Западу. (PanARMENIAN.Net).

В начале следующего года в парламенте Франции планируется обсуждение вопроса Нагорного Карабаха. Об этом сообщил глава делегации Франции в ПАСЕ, член парламентской комиссии французско-азербайджанской дружбы Даниэль Гуле. По его словам, Париж серьезно обеспокоен отсутствием каких-либо результатов в переговорах по урегулированию конфликта. Даниэль Гуле считает, что рассмотрение вопроса Нагорного Карабаха в парламенте Франции может ускорить переговоры. Эксперты считают, что таким образом международные организации и страны-посредники пытаются устранить дипломатическую напряженность между Арменией и Азербайджаном. ("Кавказский Узел").

Азербайджанский политолог Вафа Гулузаде в беседе с газетой "Зеркало" заявил, что создателем карабахского конфликта является Кремль, целью которого было удержание в зоне своего влияния Армении и оказание давления на Азербайджан. "Если бы мы заявили, что виновником оккупации наших земель является Россия, то во время стамбульского визита Владимира Путина от него не только потребовали бы прекращения чеченской войны, но и затронули бы карабахскую проблему". По мнению Гулузаде, Азербайджан в вопросе урегулирования карабахского конфликта не удостоится поддержки международной общественности до тех пор, пока не обвинит Россию. "Азербайджан должен объяснить международной общественности, кто является истинным виновником оккупации наших земель". ("Айкакан жаманак").

В беседе с корреспондентом "Кавказского Узла" председатель Исламской партии Азербайджана Гаджиага Нуриев заявил, что в разрешении проблемы Нагорного Карабаха не стоит ждать помощи от международных организаций и больших государств, так как они не заинтересованы в справедливом урегулировании конфликта. Наоборот, они пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией в своих интересах. По его мнению, "освобождение оккупированных территорий зависит только от воли азербайджанского народа". И поэтому для решения карабахского вопроса в первую очередь необходимо предпринять определенные шаги внутри Азербайджана. Председатель партии, затронув вопрос о проведении мирных переговоров, отметил, что эти переговоры не дадут серьезного эффекта. Г. Нуриев также отметил, что для "освобождения территорий Азербайджана, оккупированных Арменией", есть лишь одно решение - война. Лидер исламистов также критически отозвался о политике США в отношении Азербайджана. По его словам, официальный Вашингтон проводит в отношении Азербайджана "двойную политику". В противном случае США не стали бы поддерживать Армению: "США не только оказывают Армении финансовую помощь в большом размере, но также поддерживают сепаратистов Нагорного Карабаха. Это является показателем двойной политики официального Вашингтона. К сожалению, в отношениях с США Азербайджан не принимает во внимание данный фактор".

На вопросы газеты "Аравот" ответил министр обороны Армении Серж Саркисян.

В последнее время международные структуры стали уделять карабахской проблеме особое внимание. Какова вероятность развития ситуации в неблагоприятную для нас сторону?

Я по одному поводу уже говорил, что нынешняя ситуация напоминает ситуацию 1992 года. Если помните, тогда все кричали о том, что Карабах продали, сдали, что мы потерпели поражение и т.д. Но, как видите, ничего такого не произошло. Сегодняшняя шумиха является повторением ситуации 92 года. Президент страны и я неоднократно заявляли, что карабахская проблема может быть решена только после выполнения трех известных условий (исключения подчинения Карабаха Азербайджану, анклавное положение Карабаха, обеспечение безопасности населения Карабаха - прим. ИА REGNUM). Это и есть реальность, все остальное - необоснованная шумиха.

В таком случае чем объяснить активизацию международных структур?

А разве до этого международные структуры не проявляли активности? Разве они заявляли, что проблема решена или безразлично относились к этому вопросу? Идет борьба, и никто еще не объявлял, что она завершена, что мы победили и да здравствует воссоединившийся с Арменией независимый Карабах.

Господин министр, Ваше появление с Робертом Кочаряном в окопах в камуфляжной форме дало повод для различного рода комментариев. Было высказано мнение, что этим вы подчеркнули готовность к войне.

Ни для президента страны, ни для меня окопы не являются экзотикой. В течение года мы не раз бываем на позициях. Так что не стоит усматривать в этом какой-то иной подтекст, кроме того, что в этом году, как и в предыдущие годы, президент решил лично ознакомиться с обстановкой на передней линии. А в том, что в нынешнем году там была проделана огромная работа, убедились вы сами. ("Аравот").

Пресс-секретарь первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Левон Зурабян выступил на страницах газеты "Аравот" с разъяснениями, касающимися попыток представителей властей Армении (Роберта Кочаряна, Вардана Осканяна, Галуста Саакяна и др.) с целью оправдать провалы, допущенные в последнее время армянской дипломатией, очернить политику администрации первого президента РА в вопросе Нагорного Карабаха.

"1. Ложь, что при Левоне Тер-Петросяне Армения дала согласие на такое решение карабахской проблемы, вследствие которого Карабах должен был быть признан частью Азербайджана. Как известно, в 1996 году на Лиссабонском саммите ОБСЕ Армения наложила вето на документ, содержавший подобное решение, а в 1997 году официально отклонила те положения пакетного варианта сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые признавали либо территориальную целостность Азербайджана, либо сохранение Карабаха в составе этой страны. Вардан Осканян не мог не знать о позиции Армении, поскольку в 1997 году в качестве заместителя министра иностранных дел лично готовил официальный ответ нашей страны, который, кстати, в 2001 году был рассекречен и опубликован в печати.

2. Ложь, что предложенный сопредседателями Минской группы в 1997 году и принятый Арменией и Азербайджаном поэтапный вариант предусматривал вхождение Карабаха в состав Азербайджана. Совсем наоборот. Из всех рассекреченных на сегодняшний день предложений сопредседателей Минской группы только в поэтапном варианте не говорится о территориальной целостности Азербайджана или вхождении Карабаха в его состав. Именно из-за явного превосходства поэтапного варианта Вардан Осканян в 1997 году был наиболее рьяным его сторонником, за что ему надо выразить благодарность. Единственный известный в новейшей истории Армении официальный документ, признающий Карабах в качестве части Азербайджана, безоговорочно принятый Арменией, - концепция "Общего государства", предложенная сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Согласно этому варианту, Карабах недвусмысленно признавался в качестве части Азербайджана, при этом, по сравнению с пакетным вариантом 1997 года, он содержал ограничения элементов его свободы. Если память мне не изменяет, президентом Армении тогда был Роберт Кочарян, а министром иностранных дел - Вардан Осканян.

3. Ложь, что сегодня дипломатические позиции Армении гораздо прочнее, чем были раньше. В 1997 г. Азербайджан дал официальное согласие и на пакетный, и на поэтапный варианты урегулирования, а в 2001 году заявил, что не приемлет оба. В 1997 году Армения не признавала территориальную целостность Азербайджана, а при Кочаряне Карабах предлагается оставить в составе "Общего государства" Азербайджана. Однако Азербайджан уже не соглашается на это, более того, предъявляет новое требование, которого не было в 1991-98 гг., - установить связь с Нахиджеваном через Мегри. Таким образом, то, что Азербайджан раньше отдавал, сегодня уже отказывается отдавать, то, чего раньше он не хотел, сегодня хочет. Эти факты явно свидетельствуют о том, что нынешние власти Армении на деле доказали свою готовность сдать Карабах Азербайджану (а в результате лишь ужесточили его позицию). Между тем администрация Левона Тер-Петросяна делала все, чтобы исключить подобное решение. Более того, она сумела добиться выдвижения международным сообществом и Азербайджаном такого варианта урегулирования конфликта, который позволял Армении избежать признания территориальной целостности Азербайджана.

Власти прибегают к пропаганде, основанной на фальсификациях, по одной простой причине: они пытаются скрыть от армянского народа тот факт, что, сведя на нет достигнутое администрацией Тер-Петросяна проармянское решение проблемы, ни только не смогли добиться лучшего решения, но и потеряли возможность реанимации этого решения для Армении и Карабаха. Они окончательно провалили переговоры, упустили исторический момент закрепления военной победы мирным договором и теперь вновь ставят армянский народ перед угрозой конфронтации с Азербайджаном".

Степанакерт

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян провел 2 декабря совещание с членами Совета безопасности, а также руководителями министерств и ведомств, другими ответственными работниками НК. На совещании, в котором приняли участие председатель Национального собрания Олег Есаян и премьер-министр Анушаван Даниелян, был обсужден широкий круг вопросов, касающихся итогов завершившегося 25 ноября в США телемарафона в поддержку Нагорного Карабаха. В своем выступлении президент подтвердил, что финансовые средства, вырученные в ходе телемарафона, пойдут на завершение строительства автомагистрали "Север - Юг", имеющей для Нагорного Карабаха важное стратегическое значение в плане обеспечения его военной, экономической и социальной безопасности. Он сказал, что считает необходимым вырученные в ходе будущего телемарафона средства направить, в первую очередь, на развитие социально-экономического сектора Мардакертского района на севере НК, наиболее пострадавшего от "военной агрессии Азербайджана". По его словам, в дальнейшем телемарафоны должны быть посвящены обустройству также Шушинского и других сельских районов Нагорного Карабаха. Касаясь политических итогов своего визита в США, президент отметил, что армянская диаспора, действующие за рубежом армянские политические партии выразили готовность более активно подключиться к лоббированию в различных международных структурах позиции Нагорного Карабаха в его конфликте с Азербайджаном. Участники совещания выразили признательность зарубежным соотечественникам, а также гражданам Армении и Нагорного Карабаха за активное участие в телемарафоне. ("Де-Факто").

6 декабря президенту Нагорного Карабаха Аркадию Гукасяну была вручена золотая памятная медаль "Лернайастани арцив" ("Орел Горной Армении"). Награду вручил председатель молодежной общественной организации "Орлы Сюника" (Армения) Хачик Асрян во время своей встречи в Степанакерте с главой Нагорного Карабаха. Этой награды президент НК удостоен за исключительные заслуги в создании государственности Нагорного Карабаха, укреплении его безопасности, реализации общенациональной идеи и военно-патриотическом воспитании молодежи. Аркадий Гукасян выразил признательность за столь почетную оценку его труда. Во встрече принял участие министр обороны НК Сейран Оганян. ("Де-Факто").

7 декабря общественность НК отметила 16-ю годовщину Спитакского землетрясения в Армении, унесшего тысячи жизней. Цветы к памятнику жертвам трагедии на Мемориальном комплексе г. Степанакерта возложили президент НК Аркадий Гукасян, председатель Национального Собрания Олег Есаян, премьер-министр Анушаван Даниелян, члены парламента и правительства, представители Армии обороны, коллективы учреждений и предприятий республики. Служителями Арцахской епархии Армянской апостольской церкви был отслужен молебен за упокой душ жертв трагедии. ("Информационный портал МИД НКР").

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял известных американских бизнесменов Джима Нориса и Ника Хейминга. Как сообщает агентство "АРКА", в ходе беседы гости ознакомили президента с целью своего визита, которая заключается в ознакомлении с ситуацией в разных сферах экономики НК, изучении условий и возможностей развития в республике частного предпринимательства. Со своей стороны Аркадий Гукасян подчеркнул, что именно наличие в НК соответствующей законодательной базы для развития бизнеса является главной причиной повышающегося изо дня в день интереса к Нагорному Карабаху со стороны различных зарубежных организаций и отдельных бизнесменов. Говоря о перспективных сферах в промышленном и аграрном секторах экономики республики, таких, как энергетика, горнодобывающая индустрия, производство сельскохозяйственной продукции, ряде других отраслей, президент выразил надежду, что визит американских бизнесменов окажет содействие в налаживании сотрудничества в стратегически важных для НК областях экономики.

"На некоторых уровнях власти стало наблюдаться засилье бюрократии, и многие представители исполнительной власти слишком далеко отошли от народа", - заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян во время встречи в Союзе родителей погибших воинов Нагорного Карабаха. В связи с этим, по словам президента, в правительстве произойдут серьезные кадровые и структурные изменения. По мнению некоторых аналитиков, изменения могут быть связаны с прошедшими в августе в Нагорном Карабахе муниципальными выборами, в ходе которых мэром Степанакерта стал оппозиционный кандидат. (PanARMENIAN.Net).

8 декабря состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорного Карабаха. Депутатами были внесены дополнения в программу законотворческой деятельности 9-й сессии парламента НК 3-го созыва, одобрены законопроекты "О закупках", "О службе, обеспечивающей принудительное исполнение судебных актов". Внесены изменения и дополнения в законы "О порядке публикации и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов НКР", "О государственных пенсиях" и др. В первом чтении был принят Закон "Об омбудсмене". Во втором, окончательном, чтении принят проект Избирательного кодекса НК, согласно которому треть мест в Национальном Собрании НК будет предоставлена депутатам, избранным по пропорциональной системе. Обе парламентские фракции - Союза "Демократический Арцах" и "Дашнакцутюн" - дали документу положительную оценку. На заседании была также утверждена программа деятельности Контрольной палаты парламента на 2005 год. ("Информационный портал МИД НКР").

По состоянию на 1 декабря 2004 года НК посетило иностранных граждан на 31 процент больше, чем в предыдущем году. Как сообщил агентству "Де-Факто" начальник консульского управления МИД НК Юрий Захарян, такая динамика роста сохраняется последние 4 года. Гостями Нагорного Карабаха были граждане из более чем 70 стран, преимущественно из США, России, Франции, Канады, Германии, Австралии, Великобритании, Сирии, Израиля и Японии. Около 80 процентов приехавших в республику составляли туристы, совершившие поездку с целью отдыха. Юрий Захарян отметил, что в нынешнем году заметно выросло число лиц, прибывших в НКР с деловыми визитами. По его мнению, подобная тенденция объясняется привлекательностью Нагорного Карабаха для вложения инвестиций и развития выгодного бизнеса. Руководитель управления МИД отметил также, что позитивное воздействие на развитие туризма оказало строительство автодорог, а также современных гостиниц, учредителями которых являются граждане не только Нагорного Карабаха, но и зарубежных стран. По его словам, в настоящее время в республике действуют 15 отелей.

Газета "Азат Арцах" сообщает, что президент НК Аркадий Гукасян вручил медаль НК "Ерахтагитутюн" ("Благодарность") известному канадскому фотографу армянского происхождения Грайру |Базе| Хачеряну. Этой награды, пишет газета, он удостоен за весомый вклад в развитие культуры НК и в связи с 15-летием национально-освободительного движения в Арцахе. Грайр Хачерян выразил главе НК глубокую признательность за столь высокую оценку его труда. По его словам, Арцах является источником творческого вдохновения не только для него самого, но и для всех деятелей культуры и искусства армянской диаспоры. Со своей стороны канадский фотограф подарил президенту одну из своих работ.

Как сообщил исполнительный директор ГЗАО "Арцахгаз" НК Максим Мирзоян, за последние десять месяцев 2004 г. число абонентов, пользующихся природным газом, увеличилось на 1428 человек, в результате чего по сравнению с прошлым годом в госбюджет было внесено дополнительно 78 млн. драмов. За этот период было капитально отремонтировано примерно 30 процентов трубопроводной сети более чем 25-летней давности. По словам исполнительного директора, почти завершены работы по газификации столицы НК - Степанакерта. Говоря о проводимой в районах республики работе, М. Мирзоян отметил, что уже к 2005 г. все населенные пункты Мартунинского района будут газифицированы. Продолжатся монтажные работы в Мартакертском, Аскеранском и Шушинском районах, а Гадрутский район будет внесен в программу будущего года. ("Информационный портал МИД НКР").

Рождение каждого нового детского учреждения вызывает радость и свидетельствует о светлом будущем благоустраивающегося, возрождающегося Шуши, пишет степанакертская газета "Азат Арцах". Ярким подтверждением заботы о будущих жителях Шуши является открытый недавно Союзом армянской помощи (САП) детсад "Сосэ", который спонсируется супругами Мсрлянами. Детсад отремонтирован и обставлен необходимой мебелью. Число работников детсада достигает 10, а число воспитанников - 60. Дети охотно посещают детсад, а родители довольны созданными здесь условиями. Благодаря пожертвованиям САП, Армянской общины Канады, супругов Погоса и Арменуи Сеферянов, Петроса и Марго Абраджянов и усилиям г-жи Анны Минасян покрыта щебнем дорога к детсаду. Директор А. Минасян отметила, что рабочий коллектив детсада можно считать состоявшимся: каждый из работников знает свои обязанности и добросовестно выполняет их. Уже отпразднован приуроченный к осени первый утренник. Сегодня, пишет газета, в детсаде готовятся к встрече Нового года.