На этой неделе завершился визит Путина в Турцию, первый за триста лет визит такого статуса, он стал историческим, но нельзя сказать, что он принес какие-либо прорывы и значимые выгоды для России. Результаты поездки такие же мутные и неоднозначные, как и вся история взаимоотношений России и Турции после развала СССР.

В начале 1990-х годов российско-турецкие отношения были далеки от идиллии. Тогда, после распада СССР и образования на его территории независимых государств, в Турции были популярны идеи распространения пантюркистского влияния на мусульманские республики СНГ и некоторые регионы России. Это не вызывало восторга в Москве. Однако выяснилось, что блистательной перспективы у пантюркизма в СНГ нет.

При этом последние десять лет политики практически не вмешивались в экономические отношения между Россией и Турцией. Пущенные на самотек бизнес-контакты дали неплохие результаты. В роли главных переговорщиков оказались челноки. Челноки заполонили российские рынки дешевым турецким ширпотребом. По экспертным оценкам, ежегодный объем челночной торговли доходил до 5 млрд долл. Сегодня эта цифра гораздо меньше - примерно в 3 миллиарда долларов в год - и будет уменьшаться с введением в России нового Таможенного кодекса, который вынудит челноков платить серьезные налоги.

Ныне российско-турецкий товарооборот достигает 10 млрд долл. Существенную его часть составляют поставки в Турцию российского газа, что приводит к торговому дисбалансу в пользу Москвы. Анкара стремится выровнять дисбаланс, предлагая Москве увеличить бартерные поставки в счет оплаты за газ. Эта тема и стала одной из центральных во время визита Путина. Стороны подписали семь документов. По мнению Путина, это была "неплохая основа для развития дальнейшего сотрудничества".

По итогам проведенных в Анкаре переговоров президенты России и Турции, Владимир Путин и Ахмет Недждед Сезер подписали совместную декларацию об углублении дружбы и многопланового партнерства между двумя странами. Кроме того, в присутствии лидеров России и Турции были подписаны соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод; о взаимной охране прав на результаты совместной интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества; о взаимной защите общей секретной информации и материалов, касающихся оборонной промышленности, Меморандум о сотрудничестве между Дипломатической академией МИД РФ и Центром стратегических исследований МИД Турции, меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере между "Газпромом" и компанией Botas, соглашение о сотрудничестве между Внешэкономбанком, Росэксимбанком и Эксимбанком Турции. "Газпром" и Botas (Турция) подписали меморандум о сотрудничестве.

Все эти документы свидетельствуют о настойчивости российских лоббистов. Приехав в Анкару, Владимир Путин дал понять, что теперь правительство РФ не будет безучастно следить за попытками российских компаний закрепиться на турецком рынке. Ведь их интересы во многом, если не полностью, совпадают с национальными интересами России.

На момент визита турецкие компании уже заключили с российскими предприятиями контракты на 12 миллиардов долларов. Правда, россиян на свой рынок турки пускают куда менее охотно - договоры российских предпринимателей оцениваются в скромные 300 миллионов долларов. С распростертыми объятиями в Турции пока встречают лишь поставщиков энергоносителей из России. В результате до 70% российского экспорта в Турцию - это миллиарды кубометров природного газа и миллионы тонн баррелей нефти.

В то время как Россия, хоть и за солидные деньги, продает свои природные богатства, турки отрицательное сальдо компенсируют доходами от туризма. Ежегодно до одного миллиона россиян вкладывают в турецкую экономику более миллиарда долларов. Еще около 100 миллионов заработанных в России долларов ежегодно отправляют на родину турецкие рабочие.

Ответить на это российскому бизнесу пока практически нечем. "Татнефть" совместно с турецким холдингом "Зорлу" пыталась поучаствовать в приватизации нефтеперерабатывающего комплекса "Тюпраш". Даже был выигран тендер. Но местный профсоюз нефтяников сумел найти в оформлении сделки некоторые юридические неточности. В настоящее время вопрос рассматривается в Верховном суде Турции. "Газпром" также хотел бы более активно поработать с турецкими партнерами. В первую очередь, речь идет о планах газификации турецких населенных пунктов. Однако после нескольких лет переговоров вчера в присутствии президентов двух стран был подписан лишь меморандум о намерениях.

Не оставляют российские компании надежд закрепиться и на турецком рынке вооружений. Ежегодный объем продаж на нем составляет от 3 до 5 миллиардов долларов. Однако последние 10 лет удельный вес российского оружия в общем объеме закупаемых вооружений для ВС Турции составлял лишь 1%. Россия ранее продавала Турции боевые вертолеты, БТР, стрелковое оружие. Предлагала Москва поставлять в Турцию и знаменитые винтокрылые "Черные акулы". Однако предыдущее правительство в Анкаре не рискнуло пойти на сделку, опасаясь недовольства партнеров по НАТО.

Но это положение может в корне измениться уже в ближайшие годы. В рамках генеральной линии турецкого правительства на развитие национальной оборонной промышленности турки рассматривают Россию в качестве источника эксклюзивных технологий, которые не могут быть получены от традиционных партнеров.

Уже ведутся переговоры о строительстве в Турции завода по сборке российских боевых вертолетов. Если контракт будет подписан, эта сделка станет первым опытом России по совместному производству сверхсовременного российского вооружения на территории страны - члена НАТО. Когда именно будет принято окончательное решение, если оно вообще состоится, эксперты молчат. "Пока идут переговоры и документы не подписаны, мы вам все равно ничего не скажем", - заявил министр обороны РФ Сергей Иванов во время визита Путина.

Главной же темой переговоров на высшем уровне стали, конечно, взаимоотношения двух государств в области ТЭКа и транспортировки энергоносителей, в особенности газа и газопровода "Голубой поток". Эта труба дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Поставки газа по "Голубому потоку" существенно повышают надежность поставок газа в Турцию и создают дополнительные предпосылки для развития газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.

Сегодня благодаря "Голубому потоку" Россия может поставлять в Турцию дополнительно более 3 миллиардов кубических метров газа в год. Рассчитан же "Голубой поток" на прокачку до 16 миллиардов кубов. Однако после серьезного экономического кризиса, из которого Турция только начала выходить, турецким предприятиям трудно освоить и те 3 миллиарда, которые реально будут поставлены в этом году по дну моря. А согласно контракту ежегодно объемы будут увеличиваться еще на 2 миллиарда. Отказаться от них турки не могут - договоренности не позволяют, а ведь работает еще и "Балканский маршрут", по которому прокачиваются до 80 процентов оговоренных объемов. Выход из ситуации искали вместе и, похоже, нашли. Сейчас ведутся переговоры о ежегодных поставках 4-6 миллиардов кубометров российского газа через Турцию в Израиль. Кроме того, планируется строительство подземного хранилища газа (ПХГ) в районе Соленого озера на 2 миллиарда кубических метров газа. ПХГ позволит туркам решить и еще одну проблему - зимой традиционно объемы потребления энергоресурсов увеличиваются.

Трудно было обойти в российско-турецком диалоге и тему турецких проливов. Анкара стремится ограничить пропуск через Босфор и Дарданеллы нефтяных танкеров, постоянная опасность аварий которых держит в напряжении десятимиллионный Стамбул. Прямое отношение к этой проблеме имеет и перспектива строящегося нефтепровода Баку-Джейхан. Анкара видит в нем альтернативу экологически опасному транзиту через проливы, а Москва считает, что проект ущемляет интересы России. Пожалуй, в этих вопросах позиции сторон расходятся наиболее существенно.

Несмотря на все это, российское правительство, судя по всему, не спешит приступать к строительству нефтепроводов в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Более того, пока чиновники даже не определились, какой из существующих проектов наиболее привлекателен и экономически эффективен. Хотя ранее сообщалось, что в середине декабря 2004 Россия, Греция и Болгария подпишут меморандум о строительстве трубы из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, которая и должна разгрузить Босфор и Дарданеллы. Поэтому пока Россия намерена предложить Турции помощь и содействие в организации движения судов по Босфору. Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко после окончания заседания российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству заявил: "Мы предлагаем содействие по оптимизации процесса продвижения судов в проливе Босфор".

Как известно, через турецкие проливы российская нефть попадает на средиземноморский рынок. В прошлом году таким путем экспортировано около 60 млн тонн сырья. Однако Турция ужесточила условия прохода судов через Босфор и Дарданеллы, что в совокупности с неблагоприятными погодными условиями несколько раз приводило к возникновению серьезных пробок. Для решения этой проблемы было разработано несколько проектов строительства нефтепроводов по суше, в обход проливов. Наиболее "продвинутым" до недавнего времени казался, как раз, проект Бургас-Александруполис. В начале ноября 2004 группа чиновников из профильных министерств Болгарии, Греции и России парафировала меморандум о его прокладке. Тогда же неофициально сообщалось, что подписание документа запланировано на середину декабря. Но оказалось, что до начала строительства еще далеко.

Как сказал Христенко, в министерствах лежат 12 проектов по обходу черноморских проливов. По его словам, окончательное решение будет приниматься исходя из "экономики проекта, чтобы транспортировка по обходному маршруту не была дороже транспортировки по проливу". А значит потребуется режим преференций со стороны тех стран, по территории которых пойдет труба, на что мало кто хочет согласиться.

Стоит отметить, что до недавнего времени ЛУКОЙЛ, который выражал заинтересованность в проекте Бургас-Александруполис, не мог договориться с греческой стороной о тарифе на прокачку по будущему нефтепроводу и даже призывал в помощники "Транснефть". Однако две недели назад глава транспортной компании Семен Вайншток назвал проект экономически невыгодным. Да и в ЛУКОЙЛе заявляют, что потеряли интерес к нему.

В Минпромэнерго России сообщили на этой неделе, что в проекте меморандума, который должны вскоре подписать Россия, Болгария и Греция, "стороны отметят взаимный интерес к нефтепроводу", а также приложат "усилия для разработки ТЭО". Кроме того, Россия обязуется содействовать в создании международной компании-оператора по проекту. Но поскольку конкретные условия строительства должны отражаться в межправительственных соглашениях, подготовка которых начнется лишь после подписания меморандума, он остается ни к чему не обязывающим документом.

Все эти переговоры проходят на фоне сближения Турции и Греции в газотранспортной сфере. В ноябре 2004, за неделю до визита Путина, стало известно, что Турция начинает работы по строительству газопровода в Грецию. Турецкая газопроводная компания Botas объявила тендер на строительство турецкой части газопровода Каракабей-Комотини.

На данном этапе транспортная система Турции соединена с газопроводами Европы только магистралью, по которой в Малую Азию поступает российский газ. Но с одобрения Евросоюза Турция не первый год проводит политику, которая, по планам, уже в ближайшем будущем позволит ей стать экспортером газа на европейский рынок. Тендер, объявленный турецкой Botas, свидетельствует о том, что непосредственные работы по строительству магистрали Каракабей-Комотини начнутся уже в ближайшее время и срок ввода этого газопровода в эксплуатацию - в 2006 году - скорее всего, будет выдержан. Изначально мощность трубы рассчитывалась на уровне 17,7 млрд куб. м в год (протяженность трассы составит 285 км, а затраты на сооружение - $250-300 млн). Сейчас Турция озвучила намерения поставлять по этому маршруту 3 млрд куб. м - в Грецию и 8 млрд - в Италию. В случае осуществления всех этих планов, Турция станет одновременно и поставщиком газа в Европу, и газотранспортным хабом, через который осуществляются поставки в Старый Свет. Что касается интересов российского "Газпрома", то они оказываются ущемлены на всех фронтах. Турецкий и транспортируемый через Турцию газ потеснит Россию на традиционных рынках Центрально-Восточной Европы, и даст возможность крупным потребителям российского газа - Италии и Австрии - диверсифицировать состав своих поставщиков. Не сдать позиции при таких условиях "Газпрому" будет объективно нелегко.