На начало 2004/2005 учебного года в области насчитывалось 940 дневных общеобразовательных учреждений всех форм собственности, в которых обучалось 150,5 тыс. учащихся. По сравнению с 2003/2004 учебным годом их число сократилось на 6%, численность обучающихся в них - на 8%, в сельской местности соответственно - на 8 и 10%.

На начало 2004/2005 учебного года в 932 государственных дневных общеобразовательных учреждениях приступили к занятиям 149,5 тыс. человек (в 2003/2004 г. - 990 учреждений, в них 161,6 тыс. человек). Из общего числа школ - 11 гимназий (6,3 тыс. учащихся), 2 лицея (1,1 тыс. учащихся) и 13 общеобразовательных школ с углубленным изучением различных предметов (2,1 тыс. учащихся). В этих учебных заведениях занимается 6% от общего числа учащихся, что на уровне прошлого года. В специальных школах и классах было охвачено обучением 3,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2003/2004 г. - 3,7 тыс. человек). Увеличилась и составила 0,7 тыс. человек численность детей, обучающихся на дому по специальным программам (в 2003/2004 г. - 0,5 тыс. человек).

На начало 2004/2005 учебного года к занятиям в 1 классе в государственных общеобразовательных учреждениях приступили 11,6 тыс. учащихся, на 2% меньше, чем в прошлом учебном году.

На начало текущего учебного года в 1 - 3 (4) классах по одиннадцатилетней программе занимались 98% учащихся (в 2003/2004 г. - 97%). Обучение в 10 классе продолжило 60% учащихся, окончивших основную школу (в 2003/2004 г. - 59%).

В 2004/2005 учебном году в 1 - 4 классах наполняемость составила 12 человек (в 2003/2004 г. - 11 человек), в 5 - 9 классах - 15 человек (16), в 10 - 11 (12) классах - 18 человек (19).

Число школ с продленным днем и группами продленного дня увеличилось на 2% по сравнению с прошлым годом и составило 406, или 45% от общего числа общеобразовательных учреждений. Их посещало 20 тыс. учеников. Охват учащихся 1 - 9 классов продленным днем составил 17% (в 2003/2004 г. - 15%), из обучавшихся в 1 - 3 (4) классах группы продленного дня посещал каждый третий школьник.

Из-за недостатка школьных помещений сохраняется 2-сменная работа школ. На начало 2004/2005 учебного года в 2 смены вели занятия 13% всех общеобразовательных учреждений (2003/2004 г. - 14%). Удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену, составил 12% (в 2003/2004 г. - 13%).

В 2004 году окончили основную дневную общеобразовательную школу 19,6 тыс. человек (93% к 2003 г.), среднюю (полную) - 12,3 тыс. (106% к 2003 г.), в том числе в сельской местности соответственно 4,6 и 2,2 тыс. человек. В форме экстерната среднее (полное) общее образование в 2004 году получили 24 выпускника, что в 1,5 раза меньше, чем в 2003 году. Награждены золотой медалью 327 выпускников (в 2003 г. - 360), серебряной - 672 (в 2003 г. - 684). Обучением школьников занимались 15,7 тыс. учителей (2003/2004 г. - 16,2 тыс.). В среднем на одного преподавателя приходится 9 учеников (2003/2004 г. - 10 учеников).

Разнообразие предоставляемых образовательных услуг достигается за счет дополнительных, оказываемых за плату. В 2004/2005 учебном году 50 общеобразовательных учреждений предоставляли такие услуги 8,2 тыс. учащимся (6% от общего числа учащихся).

На начало 2004/2005 учебного года в области насчитывается 8 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 1,1 тыс. детей (0,7% общей численности учащихся дневных общеобразовательных школ), что на уровне прошлого года. Из общего числа негосударственных школ 3 конфессиональных, по программе общеобразовательного учреждения в них обучается 0,3 тыс. детей, 2 лицея (0,4 тыс. учащихся).

В 2004/2005 учебном году в 1 - 4 классах средняя наполняемость составила 11 человек, что на уровне прошлого года, в 5 - 9 классах - 13 человек (в 2003/2004 г. - 14 человек), в 10 - 11 (12) классах - 17 человек (18). В 2004 году окончили негосударственную общеобразовательную школу 152 учащихся (в 2003 г. - 179), среднюю (пол ную) - 170 учащихся (в 2003 г. - 140).

Образовательную деятельность в этих школах осуществляют 248 педагогических работников, из них 4 являются докторами наук, 13 - кандидатами наук. Нагрузка на преподавателя составила в среднем 4 ученика.

Большая часть (74%) учебных площадей негосударственными школами арендована. Бюджетное финансирование имели 6 из 8 школ. Месячная плата за обучение детей в негосударственной школе в октябре 2004 года выросла на 12,3% по сравнению с октябрем прошлого года и составила в среднем 3,3 тыс. рублей. В Твери родительская плата составила 4,3 тыс. рублей, что на 29,7% выше, чем в среднем по области.

Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила Лидия Титова, руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, государственный советник 3 класса.