Известный новосибирский политтехнолог, директор Фонда политических технологий и прогнозирования "Сибирь-форум" Виктор Козодой, провел пресс-конференцию, где проанализировал ход и итоги выборов глав районов Новосибирской области. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, послушать его резюме по поводу выборов глав районов собрались представители всех политических сил Новосибирской области - с равным вниманием его слушали и председатель исполкома "Единой России" Александр Замиралов, и экс-депутат Госдумы от ЛДПР Евгений Логинов, руководивший избирательной кампанией партии на этих выборах, и коммунисты - третий секретарь обкома КПРФ Владимир Карпов и лидер фракции в Облсовете Вадим Агеенко. Они уселись в первых рядах и терпеливо слушали почти часовую речь Виктора Козодоя.

Свое выступление Козодой начал с развенчания мифов, появившихся не без участия собравшихся журналистов. "До выборов было мнение, что сельских жители безразличны к выборам. На самом деле мы видим, что это актуально только для районов, граничащих с Новосибирском. По нашему мнению, это связано с тем, что жители граничащих с мегаполисом районов не ощущают себя как единое целое - влияние Новосибирска на них слишком велико, оно гораздо больше значения районного центра". Действительно, говорил Козодой, что общего между жителем Краснообска или какой-нибудь соседней деревни? Они не чувствуют себя жителями одной административной единицы, ответственными за какие-нибудь решения. Кроме того, ряд жителей пригородов Новосибирска ездят на работу в город - им вообще важнее скорее мэр Новосибирска или губернатор, чем глава их района. "Житель Мошково, может быть, в Новосибирске проводит больше времени, чем в самом Мошково.

Еще один миф, по классификации Козодоя - что накал предвыборных страстей отпугивает избирателей. Наоборот, что когда на выборах есть конфликт, интрига, тогда и избиратели идут на участки. Пример тому - выборы в Маслянинском районе.

По словам Козодоя, самым важным моментом прошедших выборов стала "своеобразная аттестация для областных властей на предмет их поддержки населением". Власти, считает технолог, боялись "повторения Алтайского края" (в котором благодаря активному протестному голосованию сменились главы большинства районов, - прим. ИА REGNUM), областная власть рассматривала эти выборы как своеобразный "вотум доверия" ей по итогам года с начала второго срока Виктора Толоконского.

По оценке Козодоя, власти прошли этот экзамен успешно. "Сменилось семь глав из 30. Мне звонит много журналистов, спрашивают - трагедия это или не трагедия. Я думаю, никакой трагедии нет - к власти пришли люди, настроенные на конструктивную работу с обладминистрации, никто не находится во фронде", - говорит политтехнолог. "Новые главы никакой угрозы для областных властей не представляют. Серьезной антагонистической борьбы (между обладминистрацией и главами некоторых районов, - прим. ИА REGNUM) как не было, так и нет". Никто из кандидатов, альтернативных действующим главам, не шел под знаменем борьбы с областной властью, отмечает Козодой.

Более того, выборы стали для областных властей, по мнению технолога, удобным поводом для замены руководителей районов. "Ведь часто за главой района тоже стоят какие-то силы, местный бизнес. Если он не устраивает губернатора, взять и в отрытую ему "открутить голову" часто неудобно. А тут выборы, и когда население голосует за альтернативного кандидата, губернатор может сказать: а я тут не причем, это воля народа. Получается очень красиво".

Точно также Козодой считает надуманным и тему противостояния областных властей и "Единой России". Партия власти поддерживала зачастую по несколько кандидатов в каждом районе, и никто из них не шел под лозунгами борьбы с областными властями и Толоконским: "По крайней мере, мы нигде не видели таких листовок".

Что касается активности других партий, то слабую активность КПРФ (партия выдвинула только двух кандидатов) Козодой объясняет низким интересом коммунистов к районному уровню власти: "Глава района зависит не столько от партийной линии, сколько от отношений с вышестоящими властями. Поэтому КПРФ интересуют скорее выборы депутатов районных советов, они более независимы".

Что касается снятия одного из коммунистов, депутата Облсовета Вячеслава Нестяка, с выборов, то Козодой заметил: "Выборное законодательство становится все сложнее и запутанней, однако кандидаты не спешат его изучать. Если закон требует предоставить протокол о выдвижении, а предоставляется выписка из протокола, то с юридической точки зрения это не одно и то же. А дальше уже все зависит от позиции, которую займет судья".

Виктор Козодой плавно перешел к еще одной активной силе - ЛДПР. "Не очень удобно об этом говорить при Евгении Юрьевиче", - и Козодой красноречиво посмотрел на сидящего в первом ряду Логинове, - "А то еще шашкой порубает. Но все-таки я считаю, что ЛДПР уже пережила свой пик могущества в нашей области".

- Ну, все-таки 20 депутатов мы провели, среди них много районных координаторов, - наконец не вытерпел до поры тихо сидевший Логинов.

- Мы сейчас о главах районов говорим, - парировал Козодой.

- А что, у нас в Довольном районе второе место, три третьих, - поддержал дискуссию "сокол Жириновского"

- Ага, серебряные медали, бронзовые - поддразнил его политтехнолог, и вдруг неожиданно примирительно добавил - Вообще-то в нашей области организация ЛДПР традиционно очень сильная.

После этого разговор плавно свернул на общефедеральную тему укрепления вертикали власти. Виктор Козодой считает, что выборы в районах наглядно продемонстрировали - отменять выборы ни в коем случае нельзя. "Вот главы районов у нас назначались. В результате глава какой-нибудь Кыштовки или Северного ни от кого не зависел, кроме губернатора. Губернатор приезжает в такие районы раз в много лет и работы своего подчиненного по сути не знает. Его назначили, мол, и пусть он сидит в своей дыре, не мешает вроде. А как относится к нему население - это и неважно. Он и будет сидеть, пока челобитные со всего района Толоконскому не потекут. У некоторых глав районов перед выборами антирейтинг был 40-50%%. Как такое может случиться? Это главе надо каждое утро, когда на работу идешь, каждого встречного обзывать или палкой бить, тогда такого антирейтинга можно добиться".

Кроме того, выборы, по мнению Козодоя, дают возможность обновления элиты. "Вот Барабинский район, бизнесмен Сергей Яцун. Еще год назад его в районе толком никто не знал, однако он не побоялся пойти сначала в мэры Барабинска, теперь в главы районов. За него проголосовало 80%. Если бы не выборы, его бы так никто и не знал - это я опять в защиту выборов говорю".

Яркий симптом неготовности назначаемых глав к выборам - отсутствие в структуре районных администраций "сотрудников по работе с населением": "главы районов боятся журналистов, боятся простых избирателей, и в результате оказываются беспомощными перед избирательным штабом со своими юристами, журналистами и технологами". Руководит такими штабами, как правило, управделами - "бумажная душа", который привык иметь дело с документами, а не с живыми избирателями".

Другая примета выборов в районов - низкая грамотность избирательных штабов, а главное, избиркомов. "В Колыванском районе кандидата на пост главы от ЛДПР зарегистрировали по протоколу конференции, выдвигавшей его в депутаты. Еще в одном районе мы видели листовки, прибиваемые на заборы гвоздями. В качестве анекдота Козодой рассказал случай еще в одном районе, где кандидат не пожалел денег на профессиональных журналистов и верстальщика из Новосибирска, которые подготовили ему газету, однако решил сэкономить пару тысяч рублей и напечатал уже сверстанную газету форматом не А3, а А4. В результате ничего прочитать в ней было невозможно. А в другом районе доверенные лица кандидата-главы района "настучали" в прокуратуру об использовании им административного ресурса. На вопрос, зачем они это сделали, они ответили: "Так получилось". Оказалось, что их вызвали по телефонному звонку из прокуратуры, и они бросились писать объяснительные, не предупредив ни кандидата, ни его юристов. А потом штаб проводит заседание и думает: что делать в создавшейся ситуации".

Еще одна важная проблема - высокое протестное голосование. Например, в Куйбышевском районе оно достигло отметки в 31%. "То есть треть избирателей не поленилась прийти на участки, чтобы проголосовать "против всех". Это очень серьезный звонок", - считает Виктор Козодой.