«Я её съел»: как в Ярославле оправдывают уничтожение культурного наследия
Ярославль, 31 октября, 2022, 11:55 — ИА Регнум. История с пропажей части чугунной ограды Волжского бульвара в Ярославле напоминает сериал с плохими актёрами, шаблонными репликами и дешёвыми декорациями. Литое ограждение стояло здесь десятки лет — как минимум с середины XX века. Этим летом чугун оказался между двух огней. С одной стороны, начался ремонт улицы Первомайской, с другой — монтаж новой системы освещения бульвара.
Выкорчевали и увезли
Кому именно помешала историческая ограда — то ли дорожникам, то ли электрикам — доподлинно не известно. Или же просто ей не повезло. Но в середине лета кто-то снял решётки, выкорчевал столбы и увёз их в неизвестном направлении.
Ярославцы отреагировали на это болезненно — все ещё помнят скандал с чугуном времён мэра Владимира Слепцова. Тогда на защиту традиционных оград сквера от губернаторской программы «Решаем вместе» поднялся едва ли не весь город. К чести Слепцова, после недолгого сопротивления власти тогда резко поменяли своё решение, оставив чугун в покое.
На этот раз ограду увезли без предупреждения, и защитить её жители не успели. Но объяснили свои действия власти так же неуклюже. Если при Слепцове планы обосновывали «хрупкостью чугуна», то теперь — необходимостью срочного ремонта. По логике, если уж ремонтировать, то всё. Но почему-то сняли решётку только с одной стороны. Как раз с той, где она была целее всего.
А вот с противоположной стороны, где ограда из-за близости к склону наклонилась и разошлась, почему-то ремонт не потребовался.
Произошла «физическая утрата»
Первомайский бульвар является объектом культурного наследия местного значения, а рисунок чугунной решётки входит в предмет охраны. По закону, чтобы отремонтировать ограду, нужно было выполнить проект, сделать его экспертизу и получить разрешение на работы.
В августе запросы по ситуации отправил в различные органы региональный уполномоченный по правам ребёнка Михаил Крупин. Мы попросили у него ответы. Судя по ним, власти просто проигнорировали законодательство об охране объектов культурного наследия.
Департамент охраны объектов культурного наследия области констатировал, что произошла «физическая утрата» части объекта культурного наследия.
Бульвар уничтожен не до конца, а вы тут переполошились!
Накажите себя сами
Несмотря на то, что часть объекта «утрачена», департамент никак не стал наказывать собственника — мэрию города. Защитники наследия сослались на постановление правительства России, которое запрещает внеплановые проверки. Кроме того, как указали в ДООКН, «охрана объектов культурного наследия местного значения возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на департамент градостроительства мэрии г. Ярославля». То есть фактически мэрии предложили наказать себя саму.
В департамент градостроительства уполномоченный тоже обращался. Но там поступили ещё изящнее — переслали запрос в департамент городского хозяйства, который и курирует «Горзеленхозстрой», который демонтировал забор. Круг замкнулся: жалоба попала к тому, на кого пожаловались.
Главное — документооборот
В департаменте градостроительства есть главный архитектор города. Должность была введена при мэре Владимире Волкове, он пригласил на этот пост своего соратника по работе в Переславле Артёма Цымбалова. Казалось бы, именно главного архитектора должны волновать вопросы внешнего облика сквера, сохранения культурного наследия… Мы позвонили Артёму Юрьевичу и спросили, что произошло с решёткой бульвара. Ответ чиновника был краток:
Тогда мы попросили его высказать своё мнение как главного архитектора о том, нужно ли вообще ограждение на Волжском бульваре.
Часть исторической атмосферы города
Может, конечно, эксперты погорячились, признав решётку культурной ценностью, а место её, как полагает главный архитектор, — на кладбище? Вопрос об этом мы задали историку и искусствоведу.
Ограда должна вернуться на место, полагает кандидат искусствоведения, государственный эксперт Мария Стовичек.
Сквер-инвалид
Сейчас сквер выглядит как инвалид, у которого отрезали ногу. Вместо ажурной ограды — выкорчеванная земля. Выпал снег, и власти уже не обещают вернуть чугун к 1 ноября.
И вообще ничего не обещают. Говорят: теперь нужны деньги, вот если они будут, то тогда…
Выходит так: сломать можно без соблюдения закона «Об объектах культурного наследия», а вот восстановить — тут и закон нужен, и деньги. А, может, никакого забора давно и нет и он уже переплавлен на кладбищенские ограды, о которых так образно говорил главный архитектор?
Зачем нужен главный архитектор?
Больше всего в этой истории удивляет формализм и бюрократический подход ярославских властей к вопросу, который, казалось бы, должен исключать всякое бездушие. Могут ли заниматься охраной наследия люди равнодушные? Могут, но, наверное, не должны.
Много лет общественники наставивали на возвращении должности главного архитектора Ярославля. Они надеялись, что авторитет и опыт главного архитектора помогут власти избежать ошибок и скандалов в историческом центре, а спорные решения будут приниматься с участием общественности.
Сейчас ясно, что эти ожидания не оправдались. Ведь уже после этого знаменательного события в зоне ЮНЕСКО появились блестящие стальные заборы и исчез исторический чугун в сквере у Ротонды, началось разрушение дома в «актёрском квартале», на зданиях-памятниках без всяких разрешений рисуют любители граффити, владельцы закрашивают краской декоративную облицовочную плитку в стиле модерн, а слепцовские «кроватные спинки» продолжили свою экспансию на Которосльной набережной. И если Артём Цымбалов вслед за другими членами команды мэра Владимира Волкова уедет в более хлебные края, должность можно вполне спокойно упразднять. Ну что поделать? Не получилось.