"И жилищно-коммунальное хозяйство, и сами жители России во многом являются заложниками градостроительной политики, которую много лет вело наше государство, - так ответил корреспонденту ИА REGNUM на вопрос об основных направлениях и принципах реформы ЖКХ председатель постоянной депутатской комиссии по законодательству, лидер фракции "Единая Россия" в Архангельском областном Собрании депутатов Станислав Вторый. - В многоэтажных, многоквартирных домах тяжело быть собственником. Внутри дома есть собственники - владельцы квартир, а в целом, собственник дома - другая организация. Лестничные клетки, мусоропроводы и т.д. не принадлежат собственнику квартиры. Мы заложники этой системы, и именно поэтому тормозится реформа ЖКХ в России. В будущем необходимо строить небольшие частные дома на четыре-шесть квартир. С собственника такого дома можно спросить за полноту оказываемых услуг: чистоту подъезда и улицы около дома, своевременный ремонт крыши и исправность канализации. Сейчас же у жилых домов собственник мэрия, а значит - никто.

Реформа ЖКХ через кондоминиумы призвана создать такого собственника. Но эти начинания наталкиваются на общероссийские проблемы. Когда активисты создания кондоминиума в одном из домов Архангельска спустились вниз, чтобы проверить трубы, то увидели, что все внутридомовые коммуникации просто сгнили. Рядовые жители не смогут потянуть ремонт всех этих труб. Поэтому необходим компромисс. С одной стороны у жилья должен быть собственник, с другой - государство должно софинансировать обслуживание жилья, так как людям не потянуть полное содержание жилья, особенно того, которое построено 20-30 лет назад.

Государство должно контролировать и тарифы на коммунальные услуги. В настоящее время большинство обычных людей исправно платит за все виды услуг. Но если тарифы повышать бесконтрольно, то не в состоянии платить по счетам окажутся большинство бюджетников России. На рынке услуг должен быть рынок. Сейчас же естественные монополисты не заинтересованы в снижении своих затрат, так как все это закладывается в тариф. Повышение заработной платы съедается повышением тарифов. Получается, что у государства нет четкой линии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства.

В Москве уже есть частные многоквартирные дома с турникетами, газонами и т. д. Но это жилье для обеспеченных людей. А как быть с домами, которые построены давно? Для Архангельской области главное сейчас вновь не пойти по пути блочного строительства. За рубежом, даже в крупных городах не увидишь многоэтажных жилых домов. И дело не в удобстве жилья в многоэтажке, а в собственнике. Стратегия развития жилья за рубежом такова, что у каждого дома должен быть собственник. Например, житель Норвегии свой день начинает с чистки снега перед домом. Причем не важно, сам он почистит или наймет кого-то. Но если он этого не сделает, то вечером он обнаружит в двери квитанцию со штрафом за неочищенную территорию перед своим подъездом. В России же реформа свелась к повышению тарифов и перекладыванию на плечи россиян полной оплаты коммунальных услуг. Сегодня даже мэр сломает голову, но не найдет конкретного ответственного за конкретный мусорный бак или канализационную трубу. Перед тем, как переводить население на 100% оплаты за коммунальные услуги, необходимо было подвести правовую базу под реформу ЖКХ, а этого сделано не было".