Грядущее повышение тарифов и переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ вновь привлек внимание к теме коммунальной реформы. В связи с этим ИА REGNUM проводит опрос представителей властных структур и общественных организаций. "Каковы, по-вашему, должны быть основные направления и принципы реформы ЖКХ?" - на этот вопрос ИА REGNUM отвечает председатель Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Марина Ивашина.

- Отмечу, что продекларированная цель реформы - повышение качества жилищно-коммунальных услуг при сокращении себестоимости. В качестве основного направления реформы на ближайшем этапе должно стать формирование нормативно-правовой базы реформы и оптимизация интересов взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти.
Всегда говорилось о том, что механизм поддержки жилищно-коммунальной сферы из бюджета должен быть абсолютно "прозрачным" и предусматривать ответственность получателей за использование средств по прямому назначению. На перспективу ставится задача - самоокупаемость и бездотационность предприятий ЖКХ. Как с позиций потребителя, так и с позиций "продавца" услуг ЖКХ принципиальными направлениями должны стать: тарифная политика, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, ресурсосбережение, платежная дисциплина.
Касаясь примера Орловской области и города Орла в частности, можно сказать, что в настоящее время структура управления жилищно-коммунальным хозяйством бюрократически избыточна и хозяйственно несовершенна. Более того, она зачастую преступно расточительна. Этому всегда способствовала "самостийность" установления тарифов и бюджетные потоки. Поэтому в субъектах Федерации, в городах, районах рационализации схем ЖКХ должен предшествовать серьезный объем работ по локальному анализу состояния дел: балансовое отнесение жилого фонда, степень изношенности материально-технической базы, технические ресурсы, объемы и резервы объемов потребления и другие.
Локальная аналитика позволит выработать оптимальные варианты разрешения проблем. В частности, важной проблемой города Орла является теплоснабжение. Две трети города отапливается централизованно от Орловской ТЭЦ по радиально расположенным теплосетям, вытянувшимся на десятки километров. В этой связи в городе есть несколько микрорайонов, потенциально плохо отапливаемых. Соответственно оптимальным вариантом может быть строительство микрорайонных котельных. Может ли такой объект построить и взять на обслуживание малое предприятие, альтернативное монстрам-монополистам на тепловом рынке? Может - в Орле есть опыт ЗАО "Теплотехсервис". Но как на каких условиях, с каким ресурсным обеспечением, с каким механизмом правоотношений? Здесь слаба не только нормативная и правовая база в части аренды, собственности, эксплуатации такого рода объектов. Есть серьезные проблемы в части доступа к кредитам для создания этих объектов, отсутствия залоговых ресурсов под такие кредиты у обслуживающих их субъектов МП от ЖКХ.
Актуальной должна стать и тема децентрализации и демонополизации ЖКХ. Сейчас в Орле действует единый монополист МУП ЖРЭП, при котором малые ЖК предприятия, по определению и фактически более мобильные, динамичные, экономически рациональные и дающие более качественный пакет услуг населения, реально находятся в "подчинении" ЖРЭП. Они в ранге "подрядчиков" у "заказчика" ЖРЭП. Имеются крупные нестыковки с антимонопольным законодательством, проблемы со свободой конкуренцией. Монополизировано все - от материально технического снабжения до централизованного приема ЖК платежей от населения только в кассу Заказчика. Кроме того, ЖРЭП, получая из бюджета компенсации ветеранам или инвалидам, был волен отдавать или не отдавать их "подрядившимися" у него муниципальным предприятиям. В Орле не отдавал.
Или взять материально-техническое снабжение. Размеры этой статьи существенно определяют себестоимость, амплитуду тарифов на услуги ЖКХ. К чему приводит централизация? ЖРЭП, условно закупает по завышенным ценам трубы, вентили, полотенцесушители, "откатывает" до 30 процентов "участвующим" в одобрении сделки и "распределяет" их принудительным образом по своим ЖЭУ и навязывая альтернативным поднаемным жилищно-коммунальным структурам. Есть и другой вариант, централизованные службы снабжения ЖРЭП могут и вовсе купить неликвидный или некондиционный материал и также "распределить" его по подчиненным структурам. Существует разрыв между строго функциональными целями и задачами внутренних служб ЖРЭП. Одни отвечают за снабжение, другие за установку, третьи за техническое обслуживание. А страдают четвертые - жильцы, получающие "конечный продукт". Характерно, что именно в системе, в частности орловского ЖРЭП, напрочь отсутствует система открытости заказов: конкурсы и торги. Уже это обстоятельство определяет востребованность в альтернативном подходе к организационно-структурному реформированию ЖКХ, как залогу качественного оказания услуг и снижения издержкоемкости.
Становится актуальной тема реформирования ЖКХ и в контексте приватизации унитарных предприятий. Соответственно первостепенным вопросом становится подготовленность новых форм хозяйствующих субъектов к преемственности функционирования и открытость и публичность контроля за сменой собственников на инфраструктуру ЖКХ.
Совокупное разрешение многих проблем малого бизнеса в ЖКХ нам видится в создании товариществ собственников жилья. Жители, заинтересованные в качестве и адекватных ценовых параметрах на услуги ЖКХ, будут заключать договоры с организациями, добросовестно и честно исполняющими свои обязанности. Именно в таком раскладе, развитие альтернативных и конкурентоспособных субъектов малого бизнеса в ЖКХ будет истребовано "снизу" и формироваться на установках для нужд населения, а не сверху методом передеформаций существующих структур ЖКХ.