"Структура управления ЖКХ бюрократически избыточна": председатель орловского отделения "ОПОРы России" Марина Ивашина.

Орел, 8 декабря 2004, 17:48 — REGNUM  Грядущее повышение тарифов и переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ вновь привлек внимание к теме коммунальной реформы. В связи с этим ИА REGNUM проводит опрос представителей властных структур и общественных организаций. "Каковы, по-вашему, должны быть основные направления и принципы реформы ЖКХ?" - на этот вопрос ИА REGNUM отвечает председатель Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Марина Ивашина.

- Отмечу, что продекларированная цель реформы - повышение качества жилищно-коммунальных услуг при сокращении себестоимости. В качестве основного направления реформы на ближайшем этапе должно стать формирование нормативно-правовой базы реформы и оптимизация интересов взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти.
Всегда говорилось о том, что механизм поддержки жилищно-коммунальной сферы из бюджета должен быть абсолютно "прозрачным" и предусматривать ответственность получателей за использование средств по прямому назначению. На перспективу ставится задача - самоокупаемость и бездотационность предприятий ЖКХ. Как с позиций потребителя, так и с позиций "продавца" услуг ЖКХ принципиальными направлениями должны стать: тарифная политика, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, ресурсосбережение, платежная дисциплина.
Касаясь примера Орловской области и города Орла в частности, можно сказать, что в настоящее время структура управления жилищно-коммунальным хозяйством бюрократически избыточна и хозяйственно несовершенна. Более того, она зачастую преступно расточительна. Этому всегда способствовала "самостийность" установления тарифов и бюджетные потоки. Поэтому в субъектах Федерации, в городах, районах рационализации схем ЖКХ должен предшествовать серьезный объем работ по локальному анализу состояния дел: балансовое отнесение жилого фонда, степень изношенности материально-технической базы, технические ресурсы, объемы и резервы объемов потребления и другие.
Локальная аналитика позволит выработать оптимальные варианты разрешения проблем. В частности, важной проблемой города Орла является теплоснабжение. Две трети города отапливается централизованно от Орловской ТЭЦ по радиально расположенным теплосетям, вытянувшимся на десятки километров. В этой связи в городе есть несколько микрорайонов, потенциально плохо отапливаемых. Соответственно оптимальным вариантом может быть строительство микрорайонных котельных. Может ли такой объект построить и взять на обслуживание малое предприятие, альтернативное монстрам-монополистам на тепловом рынке? Может - в Орле есть опыт ЗАО "Теплотехсервис". Но как на каких условиях, с каким ресурсным обеспечением, с каким механизмом правоотношений? Здесь слаба не только нормативная и правовая база в части аренды, собственности, эксплуатации такого рода объектов. Есть серьезные проблемы в части доступа к кредитам для создания этих объектов, отсутствия залоговых ресурсов под такие кредиты у обслуживающих их субъектов МП от ЖКХ.
Актуальной должна стать и тема децентрализации и демонополизации ЖКХ. Сейчас в Орле действует единый монополист МУП ЖРЭП, при котором малые ЖК предприятия, по определению и фактически более мобильные, динамичные, экономически рациональные и дающие более качественный пакет услуг населения, реально находятся в "подчинении" ЖРЭП. Они в ранге "подрядчиков" у "заказчика" ЖРЭП. Имеются крупные нестыковки с антимонопольным законодательством, проблемы со свободой конкуренцией. Монополизировано все - от материально технического снабжения до централизованного приема ЖК платежей от населения только в кассу Заказчика. Кроме того, ЖРЭП, получая из бюджета компенсации ветеранам или инвалидам, был волен отдавать или не отдавать их "подрядившимися" у него муниципальным предприятиям. В Орле не отдавал.
Или взять материально-техническое снабжение. Размеры этой статьи существенно определяют себестоимость, амплитуду тарифов на услуги ЖКХ. К чему приводит централизация? ЖРЭП, условно закупает по завышенным ценам трубы, вентили, полотенцесушители, "откатывает" до 30 процентов "участвующим" в одобрении сделки и "распределяет" их принудительным образом по своим ЖЭУ и навязывая альтернативным поднаемным жилищно-коммунальным структурам. Есть и другой вариант, централизованные службы снабжения ЖРЭП могут и вовсе купить неликвидный или некондиционный материал и также "распределить" его по подчиненным структурам. Существует разрыв между строго функциональными целями и задачами внутренних служб ЖРЭП. Одни отвечают за снабжение, другие за установку, третьи за техническое обслуживание. А страдают четвертые - жильцы, получающие "конечный продукт". Характерно, что именно в системе, в частности орловского ЖРЭП, напрочь отсутствует система открытости заказов: конкурсы и торги. Уже это обстоятельство определяет востребованность в альтернативном подходе к организационно-структурному реформированию ЖКХ, как залогу качественного оказания услуг и снижения издержкоемкости.
Становится актуальной тема реформирования ЖКХ и в контексте приватизации унитарных предприятий. Соответственно первостепенным вопросом становится подготовленность новых форм хозяйствующих субъектов к преемственности функционирования и открытость и публичность контроля за сменой собственников на инфраструктуру ЖКХ.
Совокупное разрешение многих проблем малого бизнеса в ЖКХ нам видится в создании товариществ собственников жилья. Жители, заинтересованные в качестве и адекватных ценовых параметрах на услуги ЖКХ, будут заключать договоры с организациями, добросовестно и честно исполняющими свои обязанности. Именно в таком раскладе, развитие альтернативных и конкурентоспособных субъектов малого бизнеса в ЖКХ будет истребовано "снизу" и формироваться на установках для нужд населения, а не сверху методом передеформаций существующих структур ЖКХ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.05.17
«Большой» исключительно для маленького экрана
NB!
30.05.17
Обсуждение губернаторских праймериз-2017: прямая трансляция
NB!
30.05.17
Цусимская катастрофа
NB!
30.05.17
Праймериз «Единой России» — 2017
NB!
30.05.17
Радио REGNUM: Аналитика. Главное за 30 мая
NB!
30.05.17
МВД РФ не может сказать, чем Навальный лучше других граждан РФ
NB!
30.05.17
Strategist: Каковы будут последствия обладания КНДР водородной бомбой?
NB!
30.05.17
Военный Донбасс: в результате обстрелов в ДНР повреждено 10 жилых домов
NB!
30.05.17
Закарпатье: противостояние
NB!
30.05.17
Кронштадт не признает правительства России
NB!
30.05.17
Сибиряки требуют широкого обсуждения десятилетней «Стратегии детства»
NB!
30.05.17
Под огнем — 23 населенных пункта ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
30.05.17
«Дойная корова, которую вообще не кормят»: Печальный рекорд на АЭС Украины
NB!
30.05.17
В Ростове-на-Дону предотвращён теракт: организаторы задержаны
NB!
30.05.17
«Подняв шумиху с Кушнером, СМИ США сделали России большое одолжение»
NB!
30.05.17
НАТО – альянс должников: к визиту Трампа в ЕС
NB!
30.05.17
Мадуро продает акции нефтяной отрасли Венесуэлы за треть цены
NB!
30.05.17
Конфедерация Турции, Грузии и Армении? Был ли такой проект у Сталина?
NB!
30.05.17
Скончался бывший диктатор Панамы: биография
NB!
30.05.17
Почему Тбилиси затаскивает НАТО в Закавказье
NB!
30.05.17
«Встреча Макрона и Путина была жесткой и искренней»
NB!
30.05.17
Все говорят «Дай!», а денег нет: Якутия экстренно сокращает расходы бюджета