Пресс-конференция губернатора Таймыра Александра Хлопонина в Норильске.

- Фактически здесь началась история становления меня как личности. Я всегда ориентируюсь на мнение норильчан, людей, с которыми начинал работать. В Норильске зарождаются самые интересные идеи, социальные программы. Прежде чем принять решение, избираться или нет 8 сентября, мне очень важно было мнение норильчан. Я хотел бы посоветоваться по поводу того, что мы будем все вместе делать дальше, и как будем строить наши взаимоотношения в перспективе. Ни для кого не секрет, что в рамках этой предвыборной кампании Норильск будет центром формирования нашей позиции, наших программ. Поэтому основная цель поездки - знакомство с проблемами, встреча с людьми, дальнейшая выработка нашей стратегии. Я удовлетворён всеми встречами, разговором с Олегом Бударгиным, с которым мы обсудили ряд проблем. Я получил должный заряд, бодрость духа у меня на самом высоком уровне, и, я думаю, что готов выдвигаться в Красноярске.

Перед посещением Норильска у вас был ряд поездок по краевому центру. Ваши впечатления?

Тяжёлая ситуация. Наиболее острая проблема в крае - это отсутствие какой бы то ни было централизованной системы управления. Край чрезмерно политизирован, в основе решения проблем стоит политика, а не экономика. Очень много обсуждаем, кто виноват в том, что произошло в крае, и меньше всего думаем о том, что нужно реально делать. А делать нужно уже сегодня, быстро и сразу. Ведь ситуация такая, что бюджетники не могут уехать в отпуск, поскольку не получили зарплату. Край - третий регион в России по человеческому и природному потенциалам. И сейчас крупнейший промышленный регион не может обеспечить людей заработной платой. Нужно было как следует постараться, чтобы довести дела до такого состояния. Однако наличие потенциала всё больше вселяет уверенность, что можно вывести край на прежний уровень.

Что вы сказали жителям Таймыра о том, что вы руководитель округа желаете поруководить краем?

Мне не нравится и непонятна формулировка: "Хочу поруководить краем". У меня нет желания поруководить краем. Жителям Таймырского автономного округа я объяснял всё очень просто: как бы мы не гордились своим суверенитетом, национальной автономией, тем, что мы сегодня полноправный субъект РФ, мы экономически, политически, юридически тесно связаны с Красноярском и краем. Если ситуация в Красноярске будет ухудшаться, то это отразится и на жизни нашего округа. Если мы не сумеем помочь краю, то завтра окажемся в более тяжёлой ситуации, чем та, в какой сегодня находится край. Необходимо максимально консолидировать все усилия, чтобы край занял достойное место в экономике страны и, соответственно, наши северные территории смогли бы получить стимул и развиваться. Вот что я предлагаю людям. Многие, я бы даже сказал большинство, поддерживают меня в моем начинании. Хотя, безусловно, есть категория людей, которые не согласны с теми реформами, которые мы проводим.

Что, на ваш взгляд, из экономической модели Таймыра или Норильского промышленного района, можно перенести в краевую модель?

Я не думаю, что существует отдельно взятая экономическая модель Таймырского автономного округа или Норильского промышленного района. Мы сегодня очень сильно взаимоувязаны или переплетены нашими экономиками. Также сильно зависим и от общей модели экономического развития России. Проблема лишь в одном - насколько полно и эффективно мы используем в регионе тот потенциал, которым этот регион обладает. Проблема и в том, что никто не может дать ответ на вопрос: что есть основа, центр роста в Красноярском крае. Потому что если развивать все - на это нет возможности, ни сил, ни ресурсов. Акцент нужно делать на конкурентоспособные отрасли края, которые могут захватывать не только рынки Красноярского края, но рынки страны. Все это даст и создание новых рабочих мест, увеличение доходной базы бюджета, реальное поднятие экономики. Какой-то специфической модели не существует. То, что сейчас происходит в Красноярском крае, очень сильно напоминает ситуацию в Норильском промышленном районе в 1996 году, когда была ресурсная база, сбыт продукции "с колёс", кадровые резервы. Кризис был в одном - не было должного управления. К сожалению, это общероссийское "заболевание". Основной акцент, который я делал в своих выступлениях в Красноярске, это вопрос: кто сегодня необходим краю? Красноярску нужен управленец, не политик, а менеджер, имеющий опыт антикризисного управленца, который знает, как вывести край из этой ситуации. Если я буду востребован в крае, то будем работать и прилагать все усилия для того, чтобы всем жить было лучше.

Все ждут, когда вы официально заявите о своих намерениях в крайизбирком. Как вы оцениваете соперников?

Хороший вопрос. Есть соответствующий закон, согласно которому я до 20-го числа должен официально зарегистрироваться как кандидат в губернаторы. Компания соперников... Говорят что, чем больше сильных соперников, тем интересней кампания. Интерес в предвыборной кампании заключается в том, насколько реальной будет та программа, те предложения, какие сделает каждый кандидат. Сильная кампания тогда становится сильной, когда вскрываются ситуации и проблемы, которые при создании какого-либо правительства или администраторства позволяют принимать правильные и своевременные управленческие решения. Сложность или силу кампании я буду оценивать по количеству сильных соперников. Это принесёт и мне лично больше пользы. Тот состав, который уже объявлен, по-моему, и состоит из хороших и сильных соперников.

Как вы оцениваете собственные шансы на победу?

Если бы собственные шансы я оценивал невысоко, то, наверное, не принимал бы решения об участии в выборах в качестве кандидата.

В ком вы видите главного конкурента?

Я не сравнивал. Для меня главный критерий - кто есть те люди, которые имеют за своими плечами определённый опыт работы. Ведь что такое конкурент или реальный соперник? Это человек, который может уверенно сказать и показать, что работал и что-то реально сделал. Не нужно характеризовать личности соперников. Все они достаточно уважаемые люди в Красноярском крае, сильные личности.

Вы не боитесь, что будете лишним или чужим?

Нет, я думаю, что это искусственная тема. Если мы будем пытаться декларировать, что Хлопонин чужак, мы тем самым поставим точку в этом вопросе для самих красноярцев, скажем, что севера нам не нужны. Я не думаю, что в Красноярске существует такая позиция, я думаю, что ряд красноярцев и политиков просто пытаются сыграть на этой теме. Это означает, что когда нет чёткой программы, никаких свежих и прогрессивных идей, начинают использовать тему - "чужой". Все, кто этим занимается, противоречат сами себе, называя ситуацию "сепаратистской". Нужно быть последовательными. Думаю, что для Красноярска я не буду чужим.

Кого, в случае избрания вас губернатором края, вы видите преемником на губернаторском посту в округе?

На Таймыре много людей, способных продолжить те программы, которые сегодня разработаны и реализуются. На самом деле это может быть человек не только из Таймыра, но из Норильска и вообще с любой северной территории. Конечное решение, вне всяких сомнений, будут принимать люди. Кстати, этот выбор будет означать: согласны ли таймырцы с теми программами, которые мы реализуем, или они хотят чего-то нового. Конечно, мне хотелось бы видеть на посту губернатора ТАО человека, который вместе со мной реализует данные программы, хотя, повторяю, что конечный выбор останется за людьми.

Вы часто на встречах говорите о своих идеях и стремлениях. Не опасаетесь, что эти идеи могут украсть соперники?

Не боюсь. Проблема не в том, кто и какие слова скажет, а в том, кто это будет реализовывать. Мало декларировать, нужно что-то делать.

Политкорректность - важнейшее качество в такой игре. А когда вам навешают ярлыки, к примеру, когда называют вас олигархом?

Во-первых, если это задевает человека, значит, это действительно его беспокоит и является его уязвимым местом. Навешивание ярлыков - это удел слабых людей, у которых ничего другого, кроме ярлыков, нет. Я только скажу им спасибо, поскольку антиреклама - это тоже реклама.

Не боитесь ли вы проиграть?

Не боюсь. Морально это, конечно, тяжело. Вопрос для меня стоит так: насколько я сегодня востребован краем, насколько необходим ему. Если, посчитают, что сегодня не нужен краю управленец, ещё время есть. Я категорический противник всяких военных действий, считаю, что всегда нужно договариваться. Безусловно, мы сядем за стол переговоров. Я же не буду выходить на ринг. Я предложу программу, нацеленную на решение первоочередных проблем в Красноярске. Если эта программа будет востребована, значит люди проголосуют, если нет, то значит нет.

Александр Геннадиевич, как сейчас обстоят дела с переподчинением Норильска Таймыру?

Есть реальная ситуация. Я всегда жёстко стою на своих позициях и не меняю их в зависимости от ситуации, скажем, есть ли губернаторские выборы или их нет. Позиция всегда была такая: Таймырский автономный округ - сложноподчинённый субъект, входящий в состав Красноярского края. Матрёшки, с точки зрения управленчества, на территории Севера быть не может. Поэтому, Норильск должен относиться к территории Таймырского автономного округа. Надо выстраивать систему управления по-другому. Управлять Норильском из Красноярска - нереально. Норильск должен делиться налогами с краем. Но... Нужна другая модель, другая форма. Таймыр - это район на Севере края, и он должен иметь самообеспечение, самофинансироваться. Территория донорская, самодостаточная и нужно стимулировать её развитие. Нужно поднимать экономику края, фиксировать налоговые поступления из Норильска, а всё, что территория зарабатывает сверх того, должно оставаться на промрайоне, поскольку проблем на этой территории не меньше, чем на юге Красноярского края, и решать их гораздо сложней.

Могли бы вы предположить, что вас не захотят отпустить из Таймыра?

Я всегда относился к северянам как к мудрым людям. Считаю, что вопреки собственническим настроениям, нужно к этому процессу подходить не только с сердцем, но и с головой. Если мы сегодня понимаем, что всё это нужно в первую очередь территории, а не Хлопонину лично, значит, нужно думать о территории. Есть такие настроения у людей, потому что мы только-только начали движение вперёд. Моя задача дать людям определённые гарантии, что ничего из начатого не прекратится. Но нужно идти защищать наши интересы.

Как вы думаете, будет много компромата?

Я думаю, это будет самая короткая, с точки зрения подготовки, самая "грязная" кампания с точки зрения позиций кандидатов. И она будет самой дорогостоящей.

Что было бы, если бы не трагедия 28 апреля?

С Александром Ивановичем Лебедем мы договорились в присутствии Президента России, что имеющиеся проблемы решим самостоятельно. Мы пришли к пониманию, как должна управляться территория, какие объёмы поступлений должны быть с Севера. Всё было определено, и если бы не произошло трагедии, все вопросы уже сейчас должны были быть решены.

Какие промахи Лебедя вы могли бы использовать во благо?

Я всегда уважал Александра Лебедя, но о методах его управления между нами были споры. На мой взгляд, Лебедь всё взваливал на себя, не делегируя никаких полномочий команде. Как мне кажется, он не всегда чётко представлял себе свои функции как управленца. В этом и были наши разногласия.

Есть ли сейчас реальная власть в крае, и какие у вас с ней взаимоотношения?

Если честно, то я с трудом себе это представляю. Считаю, что в Красноярске сейчас безвластие. В крае тяжёлая экономическая ситуация, её нужно исправлять, а не искать виноватых. Я считаю, что в Красноярске нужно срочно создавать правительство, поскольку один Ашлапов ничего не сможет сделать: никто не уверен, что когда придёт новый губернатор, неважно, будет ли это Хлопонин, Усс или Жириновский, никто не гарантирует что Ашлапов сохранит занимаемую должность. Что все обязательства, которые он на себя берёт, будут выполнены. Никто из инвесторов не даст денег под ту систему, которая сейчас имеется в крае. Нужно правительство, не зависимое от выборной кампании, чтобы уже сегодня оно могло решать задачи.

Прозвучала информация о том, что свою кампанию вы будете вести на свои личные средства.

Честно говоря, не думал над этим. Если в избирательном фонде не хватит средств, то я, естественно, внесу свои деньги. Не думаю, что это основная проблема. Это больше моральная, чем финансовая сторона вопроса, потому что избирательный фонд - это консолидация определённой категории лиц, консолидация определённых интересов.