Заместитель губернатора Читинской области по вопросам транспорта, промышленности, дорожного хозяйства и связи, ЖКХ и строительства Николай Семенов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ход реформы жилищно-коммунального хозяйства в Читинской области.

Николай Иннокентьевич, каковы итоги изменений, произошедших в сфере ЖКХ за последние годы?

Реформа ЖКХ идет на протяжении вот уже 10 лет. Ощутимых результатов этой реформы до сих пор на себе никто не ощутил - ни население, ни сами предприятия ЖКХ. Три основных кита, на которых держится работа ЖКХ, - это экономика, управление и нормативно-правовое обеспечение. Ни то, ни другое, ни третье не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Стоит отметить, что ЖКХ как отрасль одной из первых вступила в рыночные отношения. Тем не менее, данная отрасль на сегодня оказалась самой неприспособленной для работы в условиях рынка. Несмотря на все усилия, предпринимаемые администрацией Читинской области, несмотря на то, что мы вот уже три года увеличиваем количество средств, вкладываемых из консолидированного бюджета в сферу ЖКХ, на сегодня отрасль находится в критическом состоянии.

Это вызвано, на мой взгляд, тем, что экономическое положение предприятий ЖКХ в сфере малой энергетики - плачевное. Экономика этих предприятий зависит от исполнительных и законодательных органов власти на местах - в конкретных районах области. При этом экономическая составляющая часто зависит от политической ситуации, что негативным образом сказывается на ситуации в отрасли. А при существующей на сегодняшний день схеме рассмотрения и утверждения тарифов, ни один частный бизнес в ЖКХ не придет.

Остро стоит проблема кадрового потенциала. Все наши попытки провести какие-то изменения на муниципальном уровне упирались в отсутствие специалистов - менеджеров среднего и высшего звена, у которых было бы достаточно профессиональных знаний для того, что воплощать в жизнь концепцию реформирования и модернизации ЖКХ, которая была принята несколько лет назад областной администрацией.

Выпадающие доходы от отсутствия экономически обоснованных тарифов в области на сегодняшний день составляют более полутора миллиардов рублей. Никакими вливаниями из муниципальных или регионального бюджетов покрыть эти выпадающие доходы не представляется возможным. Сегодня 87% предприятий ЖКХ области по своим экономическим показателям попадают в категорию предприятий, к которым можно применять процедуру банкротства или процедуру финансового оздоровления. Естественно, что ситуация, сложившаяся в отрасли самым отрицательным образом сказалась на основных фондах - сейчас их изношенность составляет порядка 70%. Если не принять кардинальных мер, связанных с процедурой управления, установлением тарифов в малой энергетике и так далее, то мы дойдем до стадии, когда система ЖКХ начнет разрушаться.

Каковы, по вашему мнению, должны быть основные принципы и направления реформы?

Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, нами разрабатывается проект модернизации ЖКХ области, который включает два этапа. Для претворения этого проекта в жизнь в области сейчас сложились все условия. Прежде всего, это политическая и экономическая ситуация и, как это ни странно прозвучит, - реформа, которая идет в большой энергетике.

Сначала о первом этапе. В Читинской области создана Территориальная Генерирующая Компания (ТГК), которая будет отвечать за обеспечение населения теплом и горячей водой. В 12 муниципальных образованиях все котельные и теплосети, вплоть до батарей, передаются в доверительное управление ТГК.

Чего мы этим хотим добиться, и чем вызвано такое решение? Первое и самое главное - специалисты этой компании обладают достаточным уровнем профессиональных знаний для того, чтобы воплощать в жизнь любую реформу. Мы надеемся благодаря действиям компании уменьшить убыточность предприятий ЖКХ. Сократятся расходы на содержание управленческого аппарата в муниципальных образованиях - ведь все управленческие решения будут приниматься в ТГК. Уже состоялось первое совещание и перед нами поставлена цель - к началу ремонтно-подготовительного периода сезона 2005-2006 годов передать все объекты ЖКХ в управление генерирующей компании.

На первом этапе происходит полная инвентаризация имущественного комплекса предприятий ЖКХ, проводится независимая оценка этого имущества. Второй этап подразумевает создание открытых акционерных обществ, учредителями которых будут являться муниципальные образования. Кроме того, в создании этих акционерных обществ будут принимать участие и коммерческие структуры и генерирующая компания - они, безусловно, будут вносить свою часть в уставной капитал. Подобный подход позволяет уже на этапе создания ОАО привлечь внебюджетные средства. Это касается тепла, горячей воды и малой энергетики в муниципальных образованиях.

Кроме перечисленных позиций, и это не для кого не секрет, у нас в муниципальных образованиях существуют серьезные проблемы с электрическими сетями. Модернизация этих сетей будет проходить по тому же алгоритму, что и реформа ЖКХ. На уровне области сегодня создана Региональная Сетевая Компания (РСК), с ними достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве. Реформу здесь мы также проведем в два этапа - сначала передача в доверительное управление РСК, а затем создание ОАО.

Остается водоподготовка и водоотведения. Но этот вопрос пока не обсуждался. Впрочем, я уверен, что здесь в итоге мы остановимся на той же схеме, что и в случае с РСК и РГК. Всю эту работу мы собираемся провести в течение двух лет. В итоге, мы надеемся получить нормально функционирующую, стройную систему ЖКХ, которая меньше всего будет зависеть от политической ситуации. Если мы не сделаем это сейчас, то реформа ЖКХ зайдет в тупик.

Приведу простой пример. Из расчетов, проведенных как Комитетом ЖКХ области, так и Региональной Энергетической Комиссией, следует, что для перехода на стопроцентную компенсацию затрат за жилищно-коммунальные услуги с учетом изменившегося законодательства, прежде всего вступления в силу ФЗ №122, тарифы придется повышать в два с лишним раза. Понятно, какую реакцию это вызовет в обществе. Предлагаемая же нами схема вызовет рост тарифов в течение ближайших двух лет максимум на 40%.