Директоры иркутских театров обсудили грядущую "культурную" реформу

Иркутск, 7 декабря 2004, 10:15 — REGNUM  Сейчас в российской театральной среде бурно обсуждается грядущая реформа в сфере культуры. И хотя никаких официальных документов пока не было, представители учреждений культуры начинают "бить в колокола". И им есть о чем беспокоиться - по слухам, театры собираются лишить государственной поддержки. Согласно попавшим в Союз театральных деятелей России документам, все театры планируется разделить на три группы. В первую попадут учреждения, являющиеся "национальным достоянием". Они будут полностью финансироваться из государственного бюджета, но потеряют хозяйственную самостоятельность. Эта категория будет самой малочисленной - в нее войдет 10-15 театров, причем половина - из Москвы и Санкт-Петербурга. Вторая группа - автономное учреждение. Эти театры будут сами зарабатывать и расходовать полученные средства, изредка получая из бюджета субсидии на выполнение "государственного заказа". Их деятельность будет контролировать специально созданный "попечительский совет". Третья категория будет творчески и материально независимой. При этом на плечи учреждений лягут коммунальные расходы и налоги. Мы решили узнать, что думают по поводу предстоящей реформы руководители иркутских театров.

Владимир Шагин, председатель Иркутского регионального союза театральных деятелей России, директор Иркутского государственного музыкального театра им. Н.М. Загурского:

- На мой взгляд, несмотря на то, что документы по реформированию театральной сферы были отозвали на доработку после встречи наших корифеев с Германом Грефом и сейчас их будут править специалисты из театральной сферы, в том или ином виде реформа состоится. Насколько мне известно, эти документы будут рассматриваться 16 декабря в правительстве. Вполне понятно, что театральные деятели озабочены реформой. Мы боимся, что если театры лишат поддержки из бюджета, то с ними произойдет то же, что случилось в свое время с кинотеатрами.

Опасность реформы состоит в том, что ответственность за финансирование учреждений культуры, скорее всего, ляжет на местные бюджеты. То есть запретить их содержать государство не сможет, а вот оставить этот вопрос на усмотрение властей - вполне. Но ведь у каждого регионального руководства свое отношение к культуре. Иркутской области в этом смысле повезло - наш губернатор оказывает, наверное, самую мощную поддержку культуре среди руководителей субъектов РФ. Не знаю, что будет дальше, но в 2005 году финансирование из областного бюджета культурной сферы не уменьшилось.

Анатолий Стрельцов, директор Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова:

- Пока грядущие реформы не обсуждаются открыто, и создается такое ощущение, что эти законы разрабатываются без учета мнения специалистов. Судя по тем проектам документов, которые я видел, то, что задумывается, по сути, станет гибелью стационарного театра. Будет разрушена сама его основа. Мы забудем про Островского и Чехова на сцене, ведь этим авторам не будет места в коммерческом театре. В коммерческих условиях смогут выжить только простенькие мелодрамы и малозатратные пьесы, воспринимающиеся "на ура" малообразованной публикой. Но я надеюсь, что здравый смысл все-таки возобладает над желанием сэкономить. Обнадеживает и то, что наш губернатор очень внимательно относится к культурной сфере, в частности, к театру, и не пустит его реформирование на самотек.

Театр нужен людям. Я считаю, что он должен остаться государственным, пусть даже нам будут давать мало денег. Кроме этого, меня смущает участие в оценке работы театра некоего попечительского совета, который будет диктовать нам, что ставить и сколько на это тратить. Предполагается, что он будет существовать чуть ли не на общественных началах, но при этом иметь право решать. И он ни за что не будет отвечать - ответственность за его решения ляжет на театр.

Виктор Токарев, директор Иркутского областного театра юного зрителя имени А. Вампилова:

- Никаких официальных документов я пока не видел, но если государство откажется от финансирования учреждений культуры, это будет катастрофа. Есть надежда, что оно не отвернется от такой важной сферы, как театр. Например, ТЮЗы - это уникальная система эстетического воспитания подрастающего поколения, которая существует только в России и благодаря государственной поддержке может выполнять свою функцию. Мы считаем это делом государственной важности. Весь театральный мир завидует сложившийся системе работы детских театров в России. Если нас лишат государственной поддержки, то это будет по меньшей мере неразумно.

Главное в грядущей реформе - чтобы региональным властям не помешали поддерживать театры. Мы, например, получаем финансовую поддержку из областного бюджета. У нас достаточно хорошая ситуация с зарплатой, содержанием зданий и гастрольной деятельностью. Мы ощущаем, что наши спектакли нужны. В выходные дни у касс выстраиваются очереди, в год нас посещает 80-100 тыс. зрителей. Мы постоянно контактируем со школами, бесплатно приглашаем детей из многодетных, малообеспеченных семей, детских домов и интернатов. Наш театр уже восемь лет содержит хореографическую и вокальную детские студии.

Андрей Калиниченко, директор Иркутского областного театра кукол "Аистенок":

- Пока никаких документов на этот счет я не видел. Но, как я понимаю, речь идет о том, что государство хочет в очередной раз изменить правила игры. То есть финансировать не смету расходов, а результат. Но вопрос в том, как оно будет определять, выполнил ли театр заказ? Конечно, у нас есть вполне определенные волнения о том, сможем ли мы содержать театр или окажемся в таком же положении, как, например, цирки. Мне кажется, что, принимая государственные решения, Россия чаще, чем нужно, ориентируется на Запад. Но ведь у каждой страны своя история. Действуя таким образом, мы можем разрушить нашу театральную систему и ничего не построить взамен. Об этом сообщает ИА Байкальская служба новостей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Дружба США и Китая: пугающая реальность или сиюминутная конъюнктура?
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Выборы в Иране: Джахангири в президенты, Рухани в рахбары?
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны
NB!
30.04.17
«По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
NB!
30.04.17
Ватикан напоминает Баку: Азербайджан – древняя страна христианства
NB!
30.04.17
«Жизнь Чернышевского». Вторая серия
NB!
30.04.17
Тони Блэр: Тереза Мэй скрывает реальные последствия Brexit
NB!
30.04.17
Евросоюз не поддается давлению Эрдогана
NB!
30.04.17
Политическая рулетка распоясавшихся игроманов
NB!
30.04.17
Шоу для юного зрителя: Украинские ракеты «Ольха» и «Гром-2»
NB!
30.04.17
El País: «В Москве выселят 1,6 миллиона человек»
NB!
30.04.17
Соцопрос: Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут объединить французов
NB!
30.04.17
Афганские банды — результат 16-летней оккупации этой страны США
NB!
30.04.17
Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела...
NB!
30.04.17
Экономика: как очистить данные от эмоций
NB!
30.04.17
Как Макрон притворится президентом?