Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила 6 декабря 2004 года дело в отношении ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и его филиала. Как сообщила пресс-служба антимонопольного ведомства, поводом для этого стали признаки нарушения статьи 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Внимание ФАС привлекли взаимоотношения ОАО "РЖД" с единственной в России частной железной дорогой - ОАО "Золотое звено". Эта компания контролирует пограничный железнодорожный переход между Россией и Китаем в Приморском крае.

По информации ОАО "Золотое звено", "Российские железные дороги" создают ему препятствия в работе, не принимает от грузоотправителей заказы на доставку грузов в район нахождения частной дороги, расторгло договор по передаче грузов и обмену вагонами. Как утверждает "Золотое звено", параллельно ОАО "РЖД" предпринимает попытки поставить частную компанию под свой контроль путем массированной скупки акций или посредством процедуры банкротства.

Ранее, в 2001 году, против Министерства путей сообщения (МПС, предшественника ОАО "РЖД" в части осуществления хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте) уже возбуждалось антимонопольное расследование по факту дискриминирования "Золотого звена" в части доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта. Тогда было признано, что МПС нарушает статью 7 антимонопольного закона и предписано устранить выявленные нарушения - объявить сетевой код пограничной станции Камышовая, которая находится на территории "Золотого звена" и условия перевозки, а также внести соответствующие изменения в Тарифное руководство. Правомерность этого решения была подтверждена Арбитражным судом г. Москвы первой и второй инстанций.

ОАО "Золотое звено" было создано 3 июня 1992 года для строительства и эксплуатации российско-китайского участка железнодорожной ветки между станциями Камышовая Хуньчунь (провинция Цзилинь, Китай). Более 65 % акций общества находится в руках частных акционеров, в том числе работников Дальневосточной железной дороги.

Рассмотрение дела назначено на 27 декабря 2004 г.