"Нужна новая политика".

(Ведомости. 06.12.04. А.Хлопонин)

Стратегия экономического развития страны невозможна без понимания ее регионального измерения. Предыдущая статья (Региональное измерение: Рост и развитие, N 219 от 29.11.2004) была посвящена сложившейся в России региональной политике. В нынешней - предложения по ее модернизации.

В предыдущей статье "Региональное развитие и экономический рост" я обозначил несколько тезисов, важных, на мой взгляд, для понимания проблем российской региональной политики.

1) Региональная политика в государстве с большой территорией - ключевой инструмент экономического развития. Она бывает двух типов: а) акцентированной на выравнивании межрегиональных различий или б) направленной на проекты экономического развития базовых регионов - локомотивов роста.

2) Сложившаяся российская региональная политика в основном досталась нам в наследство от СССР и продолжает решать исключительно социальные задачи: объем средств, направленных на выравнивание, в девять раз больше инвестиционной программы федерального правительства в регионах.

3) Действующая региональная политика не создает стимулов к развитию ни для регионов-доноров (результатами их успеха пользуются соседи), ни для дотационных территорий (находятся на игле трансфертов). И те и другие лишены значимых инструментов для самостоятельного развития.

4) Российская региональная политика - атавизм. Ключевые векторы развития страны давно задаются прямыми экономическими контактами субъектов рынка, цепочками их кооперации. В то же время все пространственные проблемы и вызовы страна продолжает решать в советском стиле - через канал федерального бюджета.

5) Страны, имевшие опыт удвоения ВВП в течение десятилетия, показали, что экономический рост не может распределяться равномерно по всему пространству страны, он "имеет прописку" и всегда достигается за счет нескольких базовых территорий, обладающих ясными конкурентными преимуществами. И лишь затем импульсы развития лидеров по цепочкам прямой экономической кооперации переходят к другим регионам. По этому пути развивались Китай, Бразилия, Чили, Южная Корея.

Необходимо проанализировать, где "прописан" экономический рост России и что можно предпринять, чтобы региональная политика решала не только социально-политические задачи (выравнивание), но и способствовала интенсификации экономического роста (развитие).

Рост и базовые регионы: Россия Парадокс, но огромные усилия российской центральной власти по выравниванию межрегиональных различий мало к чему приводят. Разрывы в развитии регионов несколько снижаются только в периоды падения темпов российской экономики.

А периоды роста ВВП России, как правило, сопровождаются ростом межрегиональных дифференциаций. Десятка регионов-лидеров с 1998 г. на 9-11% в год увеличивала свой отрыв от общероссийского уровня по среднедушевому ВРП, тогда как аутсайдеры на 3-5% в год увеличивали свое отставание. А доля Москвы и Санкт-Петербурга в ВРП России вообще выросла за 10 лет в два раза.

Эти данные свидетельствуют о четкой и неменяющейся "прописке" российского экономического роста, который сегодня обусловлен результатами десятки регионов-лидеров. Импульсы экономического развития лидеров не транслируются на другие регионы. А это практически означает, что попытка переноса высокого социально-экономического стандарта от регионов-доноров к регионам-реципиентам через федеральную казну не удалась. Нам надо постепенно заменять этот неэффективный бюджетный инструмент рыночной межрегиональной кооперацией, нормальными экономическими контактами. По моим предположениям, если Россия не пересмотрит подходы к региональной политике, то разница в душевом ВРП 10 регионов, возглавляющих рейтинг экономического развития, и 10 регионов, его замыкающих, вырастет с сегодняшних 11 раз до 17-18 раз в 2015 г.: ведь отстающие сегодня не имеют серьезных стимулов к развитию и "прописка" российского экономического роста не меняется.

Эксперимент: выявление точек роста Отсюда вывод: России нужна новая региональная политика, которая создавала бы систему действенных стимулов к развитию и для лидеров, и для аутсайдеров.

Которая решала бы проблемы пространственного развития не только через бюджет, но в первую очередь через систему прямых экономических связей субъектов рынка. Что в этой связи было бы полезно предпринять?

Надо гарантировать населению всех регионов страны четко определенный базовый социальный стандарт. С этой функцией выравнивания (обеспечение всех и каждого базовым стандартом) мог бы справиться неплохо зарекомендовавший себя Фонд финансовой поддержки регионов. Известно, что, если бы не было ФФПР, доходы 10 регионов-лидеров превышали бы сегодня доходы 10 аутсайдеров не в 3-5 раз (как сегодня), а в 8-10 раз. Но выполнение этих базовых обязательств не должно угнетать задачи регионального развития. Поэтому предлагаю наряду с обязательным финансированием базового минимума постепенно увеличивать удельный вес программ, нацеленных на реализацию инфраструктурных проектов экономического развития регионов.

Необходимо грамотно выявить точки роста в региональной политике. Ни в коем случае нельзя назначать сверху базовые регионы - так называемые локомотивы роста. Нам надо определить их через прозрачную и беспристрастную ревизию всей карты региональных инвестиционных проектов. Для этого было бы полезно провести открытый экспериментальный федеральный конкурс региональных инвестиционных проектов повышения конкурентоспособности. Любой регион сможет принять в нем участие. При этом отбор проектов на конкурсе должен осуществляться по четким критериям экономической (а не социально-политической) эффективности.

И не чиновниками, а комиссией с привлечением независимых профессиональных экспертов и консультантов.

Главное, через механизм конкурса федеральная власть получит в свое распоряжение полный набор имеющихся в регионах проектов развития. Полагаю, кстати, что будущие локомотивы, выявление которых и станет основной задачей конкурса, совсем не обязательно совпадут с нашими традиционными представлениями о регионах-донорах.

Федеральные деньги на конкурсе должны расходоваться исключительно в качестве сопровождения средств частного капитала и средств региональной власти.

Кстати, Чили только на программы инновационного развития регионов тратит специальным законом 1% ВВП ежегодно и собирается увеличить финансирование до 2% ВВП. Я бы предложил на первом этапе в качестве эксперимента потратить на финансирование российского конкурса региональных инвестиционных проектов не более 1% федерального бюджета финансового года. В случае успеха конкурса можно эту сумму увеличить.

Сейчас развивается дискуссия о наиболее эффективном способе расходования излишков стабилизационного фонда в целях стимулирования экономического роста. На мой взгляд, федеральный конкурс региональных инвестиционных проектов мог бы стать одним из самых эффективных получателей этих средств.

Реализация региональной политики, направленной на развитие точек роста и базовые регионы, остро ставит вопрос о том, как распространять импульсы экономической активности от лидеров к аутсайдерам, как втянуть аутсайдеров в цепочки добавления стоимости. Как устранить преграды для перетока экономического роста через границы регионов.

Понятно, что сегодняшнее состояние межрегиональной кооперации нельзя назвать удовлетворительным: регионы открыты для экспорта-импорта, открыты для общения с Москвой, но воюют друг с другом на многих отраслевых досках.

Поэтому часть федеральных инвестиций в регионы необходимо направить на финансирование федерального конкурса межрегиональных инвестиционных проектов.

Мы сможем таким образом: 1) выявить карту уже сформулированных межрегиональных инвестиционных проектов, 2) дополнительно стимулировать регионы к сотрудничеству и формулировке общих экономических интересов и проектов.

В конкурсе межрегиональных инвестиционных проектов федеральное финансирование тоже должно быть лишь сопровождением средств частных инвесторов и региональных бюджетов.

Однако все эти проекты по выявлению очагов роста не заработают без создания системной заинтересованности регионов в саморазвитии. Ключевая проблема Красноярского края, как и любого другого региона, - чем больше мы зарабатываем, тем больше у нас изымают. В связи с этим в рамках межбюджетных отношений необходимо определить некий пороговый уровень доходов, при перевыполнении которого излишки будут расходоваться на территории, инвестироваться в проекты ее развития. Это должно касаться не только доноров, но и реципиентов, у которых тоже нельзя изымать трансферты ровно на сумму прироста их собственных доходов - это лишает их стимулов к развитию.

Считаю, что предложения президента, по сути встраивающие региональную власть в единую исполнительную вертикаль, дают политическую и административную возможность федеральному центру проводить более активную региональную политику, направленную на развитие. Централизовав политический ресурс, Федерация может себе позволить значительно смелее делегировать вниз инструменты экономического развития. Этот шанс надо использовать для поворота региональной политики страны в сторону приоритетов развития.

Концепция регионального развития В свете обозначенных вызовов, стоящих перед Россией в пространственном развитии, сильным шагом является создание Министерства регионального развития, которое, как мне кажется, должно в ближайшее время рассмотреть следующие важные блоки вопросов.

1) Ревизия полномочий. Необходимо насытить региональный уровень принятия решений достаточным количеством инструментов развития, чтобы они могли осуществлять эффективную экономическую политику, не ущемляя интересов центрального правительства. Центр промышленной политики в больших государствах перемещается на уровень регионов, чтобы они имели возможность самостоятельно встраиваться в глобальные цепочки кооперации. Трудно представить себе единый центр промышленной политики в такой территориально диверсифицированной стране, как Россия.

2) Ревизия экономических программ. Надо посмотреть, как стыкуются региональные программы экономического развития с общероссийской стратегией, на следующем шаге заняться их взаимной коррекцией.

Сценарий интеграции.

России необходимо выработать гармоничный с экономической точки зрения сценарий укрупнения регионов. Сценарий интеграции должен способствовать формированию мощных производственных комплексов на базе регионов-локомотивов.

Считаю, что доктрина административного присоединения нескольких реципиентов к одному донору - прямой шаг к постепенной замене устаревшего бюджетного канала поддержки отстающих на канал прямой экономической кооперации, на включение реципиентов в цепочки добавления стоимости, берущие начало в регионах-лидерах. Мы реализуем подобный проект на примере объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Очевидно, что оба убыточных автономных округа не имеют автономного от Красноярского края сценария выхода на самоокупаемость, несмотря на сырьевые богатства. И только через участие в мощных инвестиционных проектах Красноярского края, через использование общих инфраструктур экономики Таймыра и Эвенкии станут прибыльными и перестанут нуждаться в федеральном финансировании.

"Россия набирает высоту".

("Красноярский рабочий", 04.12.04, Дмитрий Лапин)

Вчера в Красноярске открылся третий международный Сибирский авиационно-космический салон (САКС-2004).

На церемонии открытия были министр транспорта РФ И. Ливитин и губернатор Красноярского края А. Хлопонин, но, безусловно, главными именинниками в этот день были организаторы САКСа-2004 - авиакомпания "Красэйр", ФГУП "НПО ПМ им. академика Решетнёва", СибГАУ и выставочная компания "Красноярская ярмарка".

Среди участников авиасалона - восемь десятков фирм, заводов и компаний, так или иначе связанных с небом и космосом. Как и на прошлом САКСе, очень полно представлена Украина, и у стендов киевского АНТК им. О. К. Антонова, Харьковского авиазавода и запорожского ОАО "Мотор Сич" с самого открытия полным-полно людей. Среди российских авиазаводов, разместивших на САКСе свои экспозиции, привлекают внимание нижегородский "Сокол" и самарский "Авиакор", Смоленский авиазавод и Казанское КАПО имени С. П. Горбунова. И конечно, вне конкуренции наши земляки - НПО ПМ имени М. Ф. Решетнёва, чьи спутники ещё на прошлом авиасалоне были главной "приманкой" для зрителей.

Есть и гости из дальнего зарубежья - представители фирм "Боинг", "Пратт энд Уитни", "Бичкрафт" и других. Напомню, что на прошлом, втором салоне было заключено несколько контрактов на приобретение техники, в частности, между "Красэйр" и корпорацией "Боинг" подписано соглашение о намерениях. Плоды этого соглашения мы сегодня можем видеть - "красэйровские" "Боинги-767" возят сибирских пассажиров к южным морям. Не сомневайтесь, и на третьем салоне будут подписаны подобные контракты.

"Регион может стать локомотивом".

("Известия-Красноярск", 04.12.04, Андрей Курочкин)

Пока существуют бедные территории, богатые будут их кормить, считает губернатор края.

Гарантии и льготы старшему поколению будут не только сохранены, но и увеличены. Например, со следующего года ветеранов Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и милиционеров полностью освободят от квартирной платы. Заработная плата работников бюджетной сферы вырастет на 20 процентов. Кроме того, в Совете администрации рассматривается возможность повысить ее со второй половины 2005 года еще на W процентов. Об этом заявил недавно губернатор края Александр Хлопонин, подчеркнув, что "Такие темпы роста мы предполагаем сохранять ежегодно, чтобы зарплата бюджетников, по прогнозам социально-экономического развития края, достигла 30000 рублей..." Губернатор напомнил, что за последние два года налогооблагаемая база края увеличилась с 30 до 50 миллиардов рублей. Причем, если раньше казна пополнялась в основном за счет цветной металлургии, то сейчас активно заработали и другие отрасли - лесная, нефтеперерабатывающая, малый и средний бизнес, сельское хозяйство.

Александр Хлопонин, побывав в Западной группе районов края, назвал их примером для других:

- Я люблю сюда приезжать, потому что это наша опорная точка. Наращивает потенциал Ужурский район, выйдя на 75 процентов собственной доходной базы. Мы будем поддерживать такие территории.

Лидирующие позиции не только в районе, но и в крае занимает хозяйство "Солгонское". За последние три года прибыль от реализации продукции совхоза выросла почти на полтора миллиона рублей. Помимо повышения урожайности совхоз занимается строительством жилья для своих работников, строит дороги в районе, приобретает сельхозтехнику - в том числе производства США и Германии.

"Солгонское" развивается столь динамично, что генеральный директор совхоза Борис Мельниченко обратился к губернатору с просьбой помочь приобрести еще 10 тысяч гектаров земли, необходимой для увеличения объемов производства. Эти площади принадлежат соседнему хозяйству и фактически пустуют. Александр Хлопонин пообещал решить проблему и обратил внимание на то, что в равных условиях люди работают по-разному: одни трудятся хорошо, у других не получается. И я всегда пытаюсь разобраться, почему. Вывод один - у нас мало квалифицированных руководителей...

Чтобы стимулировать глав территорий, администрация края организовала ежегодный конкурс между районами каждой зоны. Победители получат премии, которые можно будет направлять на реализацию социальных проектов.

О том, как надо вести дела, лучше всего показывает история Ужурского мясокомбината. В 2003 году предприятие было признано банкротом, и к нему уже присматривались соседи из Хакасии. Однако четыре местных хозяйства - Локшинское, Андроновское, Ильинское и Солгонское - решили не отдавать комбинат "на сторону". Скинулись по два с половиной миллиона рублей, выкупили его и запустили производство. И пусть пока предприятие работает лишь на десятую часть своей мощности, не хватает сырья и оборотных средств - начало положено. Созданы новые рабочие места, постепенно наращиваются объемы, идет поиск рынков сбыта. Как отметил губернатор, собственники должны представить программу развития предприятия. "В бюджете края заложены средства на покрытие процентной ставки по кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса, представившим свои проекты развития. Я надеюсь, что ужурцы добьются своего, и я готов им помогать", - добавил глава края.

Почему же, если доходная база краевого бюджета увеличилась почти в два раза, люди не ощущают столь же резких положительных изменений в своей жизни? Дело в том, отметил губернатор, что пока действует принцип выравнивания бюджетной обеспеченности, богатые территории будут кормить бедные. Нужно уходить от такой модели, создавать концепцию регионов развития. Мы уже стоим на пороге принятия такого решения, суть которого - объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. У нас появилась уникальная возможность стать регионом-локомотивом, на территории которого будут реализовываться крупнейшие федеральные инвестиционные проекты.

Достройка Богучанской ГЭС даст мощный толчок к развитию лесной отрасли, всего Нижнего Приангарья, к строительству автодорог, целлюлозно-бумажного комбината, завода по переработке алюминия. Освоение Ванкорского месторождения в Эвенкии позволит в перспективе добывать до 9 миллионов тонн нефти в год и открыть 15 тысяч новых рабочих мест. А ежегодные налоговые платежи только Богучан и Ванкора к 2007 году достигнут 24 миллиардов рублей! Такими проектами не может похвастать ни один регион России. То, о чем мечтали в крае с момента косыгинской индустриализации 70-х, становится реальностью уже завтрашнего дня.

- Объединение - это шанс для края, миссия, которая выпала на долю каждого из нас. Решать должны люди, а не политические партии и чиновники. Если объединение не состоится, работать станет труднее, но главное - пропадет перспектива, и нам придется объяснять следующему поколению красноярцев, почему мы проспали эту возможность, - заявил Александр Хлопонин. - Такие темпы роста мы предполагаем сохранять ежегодно, чтобы зарплата бюджетников, по прогнозам социально-экономического развития края, достигла 30000 рублей.

"Больницы не закроют".

("Красноярский рабочий", 04.12.04)

Губернатор края Александр Хлопонин опроверг слухи о возможной ликвидации медицинских учреждений в районах, якобы планируемой в связи с созданием межрайонных центров.

По его словам, центры создаются для того, чтобы на их базе развивать те специализированные медицинские направления, которых сегодня нет в районных больницах. Но сделано это будет не за счёт закрытия существующих учреждений. Об этом Александр Хлопонин сообщил во время рабочего визита в Курагино, где в ЦРБ состоялось открытие родильного отделения, построенного на средства краевого бюджета. Новый роддом оснащён высококлассным медицинским оборудованием и отвечает всем требованиям современности.

"Закон "прокатили на лыжах".

("Красноярский рабочий", 04.12.04, Эрих Пырх)

Вчера на седьмом заседании XII сессии Законодательного Собрания края депутаты продолжили работу над приведением краевого законодательства в соответствие с изменившимся федеральным. Был рассмотрен большой пакет законопроектов социальной направленности, не терпящих отлагательства. Краевая администрация в спешном порядке разработала 34 закона в сфере социальной политики, которые обязательно нужно принять не позже, чем будет утверждён бюджет.

Для начала парламентарии в свете нового федерального закона о местном самоуправлении рассмотрели законопроекты об установлении границ и наделении статусом муниципального образования некоторых районов края и находящихся в их пределах иных муниципальных образований. Законопроект по Нижнеингашскому району принят во втором чтении, по Абанскому, Боготольскому и Шушенскому - в первом.

Из-за перераспределения финансовых полномочий между различными уровнями власти народные избранники внесли в первом чтении изменения в краевой закон о защите прав ребёнка, которые требуют около 1,2 миллиона рублей из краевого бюджета. Заместителю губернатора Владимиру Шишмарёву пришлось ответить на ряд вопросов, большинство которых касалось увеличения расходов на питание школьников. Как отметила Светлана Андронова, предстоит очень большая работа по подготовке этого документа ко второму чтению. В первом же чтении были приняты законопроекты "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "О социальной поддержке инвалидов".

Некоторая заминка возникла при обсуждении законопроекта о социальном обслуживании населения, которое теперь станет финансово-расходным обязательством края. Юрий Абакумов недоумевал, как можно утверждать законом госстандарты социального обслуживания, если они ещё не разработаны. На упрёки дотошного депутата первый заместитель губернатора Юрий Кузубов бросил обиженную реплику: "У вас каждый раз, Юрий Константинович, пессимистичные прогнозы насчёт краевой администрации". А замначальника краевого управления соцзащиты Ольга Иванова заверила сомневающихся, что упомянутые стандарты разрабатываются совместно со специалистами КГУ и, возможно, будут представлены к концу года. В итоге законопроект всё же был принят в первом чтении.

Не прошло и часа, а депутаты уже рассмотрели 10 вопросов из 26. Всё шло к тому, что сессия завершится к обеду, но не тут-то было - как и ожидалось, камнем преткновения стал законопроект "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", внесённый первым заместителем губернатора Львом Кузнецовым. Краевая администрация, опять же из-за вводимых Федерацией новшеств, приняла решение объединить в одном краевом законе меры соцподдержки всех категорий льготников. Кроме того, вводятся новые льготы в преддверии 60-летия Победы. Общая сумма жилищных субсидий на 2005 год - 962,5 миллиона рублей. При этом сохраняется краевая гибкая шкала дифференциации доходов и реализуется популярный нынче принцип одного окна. То есть всё находится в введении органов соцзащиты края, что позволяет избежать чиновникам ненужного дублирования документов и облегчить людям получение льгот и субсидий.

Вопросов к замначальника краевого управления соцзащиты Розе Зубковой было великое множество. Депутатов совершенно не устраивало то, что из законопроекта "выпали" целые категории льготников. К примеру, Алексей Клешко поинтересовался, куда "исчезли" семьи реабилитированных и просчитывалась ли стоимость льгот для ветеранов Красноярского края. Светлана Андронова беспокоилась, могут ли рассчитывать на льготы бюджетники, живущие в посёлках. А Юрий Абакумов подчеркнул, что в документе не учтено грядущее повышение тарифов на электроэнергию - по прогнозам, с 1 января 2005 года они вырастут в крае на 30-40 процентов. Поэтому ветеранам, платившим прежде за жильё сотню, придётся раскошелиться на большую сумму.

Представители краевой администрации старались урезонить депутатов и, как правило, соглашались с ними. Надо предусмотреть эту категорию? Пожалуйста, учтём ко второму чтению. И ту не забыть? Хорошо, нет вопросов. Только, мол, имейте в виду, радетели народные, что все эти "добавки" выльются в сотни миллионов рублей, что потребует пересмотра параметров краевого бюджета. Тем не менее полемика не стихала, напряжение в зале нарастало, и в конце концов произошло явное разделение на два лагеря.

Одна группа депутатов (Нечаев, Клешко, Зубарев и другие) предлагала принять законопроект в первом чтении, а ко второму хорошенько над ним потрудиться. Сергей Ким - тот даже умолял коллег проголосовать "за". Пытался убедить оппонентов и Александр Усс - по его мнению, этот закон ни у кого ничего не отбирает, а наоборот, даёт, его обязательно надо принять, потом основательно доработать и, может быть, пойти на увеличение дефицита бюджета, чтобы никому из льготников не было обидно.

Однако противоположный лагерь упрямо стоял на своих позициях. Тон здесь задавал Игорь Захаров, который был убеждён, что депутаты просто не имеют права принимать столь несовершенный законопроект даже в первом чтении. Его поддержали Александр Шведов, Владимир Горлов и Юрий Абакумов, который сформулировал предложение отложить голосование до 10 декабря - "слишком велика цена закона, и голосовать за него сейчас нельзя".

Тщетно Александр Усс снова и снова приводил весомые аргументы в пользу принятия социально важного законопроекта в первом чтении. Тщетно Юрий Кузубов обещал по возможности учесть высказанные депутатами пожелания и провести за считанные дни масштабный перерасчёт расходов. "Оппозиция" была по-прежнему непреклонна, и в результате решение отложить голосование сессия приняла минимальным числом голосов. Хотя кнопку "против" нажали 17 человек, 14 были "за", и этого по регламенту оказалось достаточно.

Спикер краевого парламента не скрывал досады:

- Раз мы не приняли законопроект, то не можем и поправки вносить. Администрация теперь вправе преспокойно отправляться кататься на лыжах. А нам лишь остаётся уповать на её добрую волю.

"Куда уходят нефтедоллары".

("Красноярский рабочий", 04.12.04, Всеволод Севастьянов)

В проекте краевого бюджета на 2005 год проблемы в значительной части старые, по ряду параметров ещё и осложняющиеся. Не успели оклематься от "реформы" ЖКХ, как наваливается монетизация льгот, перевод на региональное финансирование начального и среднего профессионального образования. Вот уже и учреждения здравоохранения предупреждают о снижении расходов в 2005 году на 9 процентов. Нерадостные откровения. Как осенние листья, облетают с нашего государственного дерева обязательства по осуществлению социальных гарантий. Даже в царское время, не говоря уже о советском, не было такого отказа власти от обязательств перед населением.

Что делать дальше, зависит, на наш взгляд, от двух вопросов. Первый - надо ли мириться, как с неизбежным злом, с финансовой политикой по отношению к регионам федерального правительства, можно ли согласиться с тем, что это гарантия предопределённости некоего переходного (куда?) периода? И второй - можем ли мы сами в своих территориях повлиять на изменение производственных отношений в части более справедливого для населения края перераспределения валового регионального продукта?

Многое зависит от этих вопросов, точнее, от ответов на них. Трудно находящемуся в здравом уме и не извращённому в нравственном смысле человеку понять логику бездействия, или, может быть, хуже того - содействия, которой руководствуется правительство Кудрина - Грефа, перед лицом разрушительных для экономики России процессов, связанных с выводом из страны капитала, так необходимого для наших едва-едва приподнявших голову после оглушительного обвала в девяностых годах производительных сил.

Можно адекватно оценить поступки дорвавшихся до народного добра олигархов, для которых любое государство только помеха в увеличении сверхприбыли, можно понять традиционную давящую жадность русской буржуазии, но невозможно ни понять, ни объяснить действия правительства, которое наглядно демонстрирует попрание интересов большинства населения России.

На этом эмоциональную оценку происходящего в управлении экономикой и социальным развитием страны закончим и обратимся к логике фактов.

Прежде всего хотелось бы отметить, что ссылаться на отсутствие средств для решения и экономических, и социальных задач как на объективно складывающиеся обстоятельства нет никаких оснований. Бюджет России вырос за четыре года более чем в три раза и в 2005 году уверенно перешагнёт планку в 100 млрд долларов.

По доходам от нефти в 2004 году Россия уступает только Саудовской Аравии. Эти доходы составят не менее 75 млрд долларов. Золотовалютные резервы страны, можно сказать, вышли в 2004 году на уровень 100 млрд долларов. По прогнозу Минфина РФ, к концу этого года стабилизационный фонд, формируемый на базе незапланированных (недопланированных) нефтедолларов, составит около 19,4 млрд долларов. Конечно, можно с горечью вспомнить о том, что в 1980 году доходы Советского Союза от нефти составляли 268,9 млрд долларов, но и 75 миллиардов - это тоже немалые деньги вкупе с остальными. Важно другое - как этим распоряжаемся. Нам всем уже намозолила глаза информация о том, как на свои "нефтедоллары" преуспевают арабы. Возьмём для примера страну отнюдь не богатую, но успешно развивающуюся, - Венесуэлу.

Для правительства Уго Чавеса нефть - это главный ресурс экономики, до 80 процентов всех экспортных доходов и до 50 процентов доходов правительства. Высокие доходы от нефти позволили правительству Венесуэлы в 2004 году на 54 процента увеличить государственные расходы, в частности на транспорт, образование, медицину, социальные пособия неимущим, а также на создание рабочих мест в государственном секторе.

А у нас что происходит? Правительство в октябре определило порядок использования российского стабилизационного фонда - все эти накопленные 19,4 млрд долларов будут инвестированы в ценные бумаги 14 экономически развитых стран.

Понятно, что нам какая-то Венесуэла не указ, но всё-таки... Вот кто бы объяснил, почему, когда урезаются расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, культуру, сельское хозяйство (кстати, на 20 процентов от ВВП по сравнению с 2004 годом), нужно поддерживать бюджеты стран Европы?

Кстати, там же, в зарубежных ценных бумагах, разменян и весь стомиллиардный золотой запас России. Нет, конечно, мы не Иран времён аятоллы Хомейни и не Ирак времён Хусейна, и наши счета за рубежом блокировать никто, наверное, не посмеет, если Россия сделает вдруг что-нибудь не так по западным меркам. Но при всём при том национальной-то безопасности как всё это отвечает?

Ну хотя бы, например, с такой позиции. Россия размещает свои деньги в чужие долги под 1-2 процента, в то время как стоимость обслуживания российских долгов в разы выше. И наши-то долги не списывают в Лондонском или Парижском клубах в благодарность за финансовую поддержку Россией западных бюджетов.

Вообще структура российского бюджета на 2005 год, как, впрочем, и на текущий, не отвечает на самые элементарные вопросы, если они, эти вопросы, базируются на том, что Российская Федерация - это, по Конституции, социальное государство.

В очередной раз победные реляции о превышении доходов над расходами в 2004 году и запланированном профиците в 2005-м. Интересная деталь: доходы и расходы бюджета по отношению к ВВП продолжают, как и в последние годы, снижаться, а профицит растёт и в бюджете на 2005 год планируется в 1,5 процента, или в 287,11 млрд рублей.

Так вот, на вопрос, зачем нам профицит вообще при наших-то социальных проблемах, ответ, исходя из рассуждений Минфина, складывается примерно такой. Около 60 процентов стабилизационного фонда - 300 млрд рублей - нужно потратить на уплату внешнего долга России, потому что "если тратить деньги внутри страны, то можно разогнать инфляцию, а погашение долга такими последствиями не грозит" ("Эксперт" N 32, 2004 г.).

Боится Кудрин инфляции, боится дефицита бюджета. А вот правительство Соединённых Штатов не боится. Так, в 2004 году дефицит бюджета составил там 422 млрд долларов. А ведь использование запланированного профицита на борьбу с бедностью, повышение минимальной заработной платы, увеличение до хоть сколько-нибудь приличного уровня пособия на ребёнка, создание новых рабочих мест вполне бы, кстати, отвечало задачам, сформулированным в послании президента Путина.

Похоже, что ключевая задача и министра Кудрина, и министра Грефа - это формирование профицита для расчёта по долгам России с Западом. Вот уж воистину "приоритетная" задача. Что тут долги перед своим народом!

Ещё один вопрос к федеральному бюджету-2005 - это новый характер распределения расходных обязательств между Федерацией и регионами. Всем уже хорошо известно, что лёгкой рукой правительство России сбросило с федерального бюджета профессионально-техническое образование, мы уже чуть ли не привыкли к тому, что и общее образование перемещено на плечи регионов и муниципальных бюджетов. Правительство практически отказалось от финансирования ЖКХ (уменьшение на 58 процентов), существенно снижены расходы на здравоохранение. Это уже как бы традиционно, но вот очередное "ноу-хау" власти - переход на региональное дотирование сельского хозяйства - пример в государственной практике современной цивилизации, пожалуй, беспрецедентный.

Сейчас все цитируют высказывание президента аналитического центра "Агропроизводственная экономика" Е. Серовой. Не удержусь и я. "Прямые дотации на региональном уровне во всём мире запрещены - это дорога к разрыву рынков. Получается, что сельское хозяйство будет развиваться исключительно в регионах-донорах... В результате получится разрушение единого аграрного рынка страны".

К слову, при обсуждении федерального бюджета министр сельского хозяйства Гордеев отметил: то, что мы закачиваем в стабилизационный фонд (а куда его используем - см. выше), равно двадцатилетнему объёму поддержки сельского хозяйства страны.

Аналогичное "достижение" правительства - перенос в регионы основной части расходов по монетизации социальных льгот. Что же мы имеем в результате нового соотношения расходных полномочий? "Известия" цитируют справку института системных исследований: "региональные и местные власти должны будут финансировать социальные льготы, общий объём которых на 1,8 триллиона рублей превышает возможности их бюджетов".

И ещё один (а их может быть сколько угодно) вопрос к бюджету 2005 года вновь возвращает нас к нефтедолларам. Речь идёт о стабильно растущих ценах на ГСМ. Растущих вопреки здравому смыслу и интересам и общества, и государства.

На самом деле всего несколько лет назад мы в Красноярске платили за литр АИ-92 6 руб. 90 коп., а цена за баррель нефти марки Breht на мировом рынке была 26 долларов. Теперь цена нефти дошла до 50 долларов, а у нас цена на бензин выросла до 14,6 руб. Нефтяники грозятся еще поднять цены. Логично ли это?

Соединённые Штаты, являясь одним из крупнейших производителей нефти, добывают в день 8,74 миллиона баррелей, а потребляют в день же 20,42 миллиона. Россия производит 9,14 миллиона баррелей в день, потребление же составляет 2,65 миллиона. Мы более 70 процентов добываемой нефти экспортируем, а Штаты две трети потребляемой нефти ввозят. По какой логике у нас должны быть цены на бензин на уровне цен в Соединённых Штатах? Надо бы Государственной Думе задать этот вопрос Грефу, а ещё лучше - генпрокурору.

Мало того что правительство либо смотрит на это сквозь пальцы, либо платит соответствующую цену за вступление в ВТО, в "восьмёрку", куда там ещё, но и содействует этому системой таможенных пошлин. Особенность нашей "нефтянки" в том, что если американцы при нефтепереработке получают из тонны нефти 43 процента высокооктанового бензина и только 5 процентов мазута, то при наших технологиях мазута - до 32 процентов. А таможенная пошлина на его экспорт делает экономику продаж нерентабельной. В свою очередь это даёт повод нефтеэкспортёрам отыгрываться в ценах на бензин на внутреннем рынке.

И что же правительство? Оно есть или его нет, или потому так и происходит, что оно есть? Впечатление такое, что, несмотря на устрашающие меры Генпрокуратуры по отношению к "Юкосу" с намёком для других, дело в корне не меняется.

Роман Абрамович пока губернатор, и его ставленники в "Сибнефти" тоже на местах. А акционеры "Сибнефти" в 2003 году с чистой совестью разделили между собой в рамках дивидендов по акциям 1,3 млрд долларов. И так каждый год. Вряд ли стоит удивляться тому, что федеральная налоговая служба предъявила недавно обвинение "Сибнефти" в недоплате налогов в 2000-2001 годах. Пока речь идёт о суммах в пределах 1-1,5 млрд долларов.

Все эти рассуждения и вопросы имеют целью показать лишний раз, что сетования власти на нехватку денег для решения социальных программ, повышения доходов населения не имеют под собой ни экономических, ни политических оснований. И перекладывание на плечи населения всей тяжести социальных расходов с мотивом расширения инвестиционных вложений в развитие производства - тоже.

Если отбросить эксплуатацию природных ресурсов в вульгарно-сырьевой форме, сколько-нибудь серьёзных успехов в развитии производительных сил не наблюдается. Всё это к тому, что нельзя мириться с курсом государственного разрушения, который навязан России и действует уже полтора десятка лет и которому, может быть, порой и не осознанно, сопротивляется значительная часть трудовых коллективов, людей самых разных профессий и уровня жизни, для которых Россия и Отечество не просто территория и ресурсы для роста личного благосостояния. Надо бы президенту России всё это услышать, понять и сделать наконец соответствующие выводы. Поэтому и нам на местах нужно не только критиковать положение дел в период выборных кампаний федерального уровня, но и в промежутке стараться влиять на ситуацию, в том числе при формировании региональных бюджетов. И здесь, как уже говорилось, многое зависит от того, насколько региональная и муниципальная власть чувствует себя ответственной за благосостояние населения и насколько она способна использовать внутренние возможности во взаимоотношениях с бизнесом прежде всего. Это - тема следующего материала.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по экономической политике и собственности.

"Ника" подтверждает честность тиража".

("Красноярский рабочий", 04.12.04)

Газета "Красноярский рабочий. Пятница" признана самым тиражным еженедельником среди региональных общественно-политических газет России.

Это стало известно поздно вечером 2 декабря на ежегодной церемонии вручения национальной издательской премии "Тираж - рекорд года"-2004, прошедшей в московском Президент-отеле. Председатель комитета по информационной политике Государственной Думы, известный тележурналист Валерий Комиссаров вручил главному редактору газеты Владимиру Павловскому главную награду - "золотую" Нику с эмблемой Национальной тиражной службы и сертификат, удостоверяющий то, что среднеразовый тираж нашей "толстушки" составил 37 305 экземпляров. Это безусловная победа в номинации "Региональная еженедельная общественно-политическая газета".

В борьбе за премию в этом году участвовали сотни газет и журналов, сертифицировавших свои тиражи, то есть готовых в любой момент документально подтвердить, сколько экземпляров расходится по подписке, в розницу, распространяется бесплатно и даже процент списания. Победителями в своих номинациях стали такие издания, как "Комсомольская правда", "Известия", "Советский спорт", "За рулём", "Эксперт", "Вокруг света", тульская "Слобода", "Кузнецкий рабочий". Подробности - на следующей неделе в газете "Красноярский рабочий. Пятница".