12 июня полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, рассказал о некоторых итогах работы комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.

По словам Сергея Кириенко, комиссия при Президенте РФ еще не закончила работу, но Владимир Путин несколько недель назад уже одобрил предварительные итоги ее работы. Кроме того, Президент РФ согласился с предложением провести встречи руководства комиссии с руководителями регионов уже на промежуточном этапе.

Как сказал Сергей Кириенко, подобная встреча может состояться в июле. Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе отметил конструктивную работу комиссии. По его мнению, удалось избежать конфронтации, которая возникала в ряде случаев при приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным. Одной из ключевых тем, обсуждаемых в комиссии, по мнению Сергея Кириенко, является тема ответственности муниципалитетов и контроля за их деятельностью. По его словам, эта один из наиболее острых вопросов, возникающих сегодня в муниципальных образованиях.

"Сделать муниципалитеты частью государственной власти нельзя, это неправильно, - сказал Сергей Кириенко на пресс-конференции. - Есть Европейская хартия местного самоуправления, принятая во всем цивилизованном мире. Россия продекларировала движение в сторону объединенной Европы, и должна принимать на себя определенные правила. Одним из таких правил является независимость местного самоуправления от государственной системы власти. Другой вопрос - "невключенность" в государственную систему власти не означает "неподконтрольность" и "неподотчетность". И с точки зрения законодательства, и с точки зрения контролирующих органов, безусловно, муниципалитеты должны быть подотчетны и подконтрольны, но, на мой взгляд, это скорее работа в русле разграничения полномочий. Нельзя по отдельности заниматься только контролем или только полномочиями. Это связанные вещи: полномочия и ответственность.

Проблема в том, что мэры не знают нормативов отчисления в свои бюджеты, областные законодательные собрания каждый год устанавливают эти нормативы по-новому. Мэрам надо дать точно очерченные полномочия муниципалитетов, и на это - свои источники доходов. Только тогда можно ввести жесткую систему ответственности и контроля.

Сейчас обсуждается идея ввести в муниципальных округах более сложную систему управления. Она заключается в том, что вместе с избранным главой местного самоуправления будет работать нанимаемый по контракту менеджер, с которым можно заключить юридический контракт, платить ему нормальные деньги (требовать хорошей работы за мизерную зарплату невозможно), но при этом юридически прописать, за что он головой несет ответственность, и какая это ответственность. Такое предложение есть, думаю, что к сентябрю первая обоснованная версия поступит в комиссию по разграничению полномочий".