4 декабря в центре Великого Новгорода на Софийской площади состоится митинг протеста против строительства завода листового стекла ЗАО "РоСтекло" в пригородной зоне Великого Новгорода. Корреспонденту ИА REGNUM удалось связаться с организатором этого мероприятия, депутатом думы Великого Новгорода Александром Дейной, который поделился своими сомнениями по поводу строительства предприятия.

Руководство нового предприятия на заседании думы Великого Новгорода в минувший четверг заявляло о возрождении российской стекольной промышленности. Как вы оцениваете этот аргумент руководства завода?

В моем распоряжении имеются данные о крупнейших акционерах ЗАО "Веда-ПАК", дочерним предприятием которой является планируемый завод. Согласно этим данным 87,88% акций компании принадлежит фирме Topside Holdings Limited, зарегистрированной на Гибралтаре и лишь 12,12% управляющей компании ООО "Веда-Система", председателем совета директоров которой является депутат Государственной Думы Кирилл Рагозин. В этой связи у меня возникает закономерный вопрос: так чей же ВВП мы будем удваивать - России или... неизвестно кого?

Что же смущает вас в проектируемом предприятии сточки зрения его экологической опасности?

Отмечу, что проект не прошел государственную экологическую экспертизу, есть лишь данные исследований независимых экспертов. Убежден, без выводов государственной экологической экспертизы приступать к делу нельзя.

Напомню, завод "РоСтекло" будет состоять из двух цехов, в каждом из которых устанавливается стекловаренная печь мощностью 600 тонн в сутки. Будет использовано самое современное оборудование производства ведущих европейских фирм. Запуск первой линии планируется в третьем квартале 2006 года, второй линии - в 2007 году. Выход на проектную мощность предполагается в 2008 году.

Я сделал статистику для "розы ветров" по данным за три месяца этого года (с сентября по ноябрь), основываясь на данных www.gismeteo.ru. У меня получилось, что за это время в районе Великого Новгорода и его окрестностей Северный ветер дул 8% всего времени, Северо-Западный - 11%, Северо-Восточный - 5%, Западный - 13%, Южный - 36%, Юго-Западный - 17%, Юго-Восточный - 7%, Восточный - 3%. То есть, если завод будет расположен в районе поселка Плетнихе, на город идут выбросы при Южном, Юго-Западном и Юго-Восточном ветрах (60% всего времени) Нужно учесть и тот факт, что предприятие будет расположено в 1,5 километров от города, даже до улицы Щусева (противоположный конец города) расстояние составляет лишь 10 километров.

Проектировщики предприятия заявляют о применении на предприятии технологий замкнутого цикла, при которых объем выбросов в атмосферу минимален. Вас не успокаивают эти заявления? - Помимо выбросов в атмосферу необходимо помнить об образующихся на производстве отходах, которые даже в случае, если будут пойманы "фильтрами", нужно будет куда-то деть: слить в реку, захоронить на полигоне, переработать. Проектировщики не ответили на целый ряд возникающих в этой связи вопросов. Не сказано. что будет делаться с пойманными отходами. Не названа и цена самих "фильтров". Уверен, если она дает вклад в цену готовой продукции более 10%, то включать их будут лишь на время приезда гостей, а все остальное время "экономить".

Живущие рядом с "Диролом" подтвердят, что в России даже западные компании быстро этому учатся. Далее, если выброс пошел мимо "фильтров", какова вероятность зафиксировать это приборами независимого мониторинга и доказать затем, что выброс был именно со стеклозавода, а не с цыганской телеги? И последнее, если описанный выше факт будет доказан, то каков размер штрафов для предприятия. Если он будет меньше, чем деньги, сэкономленные на фильтрах, то единственная гарантия нашей безопасности - изменить место расположение завода. Кроме того интересно, во сколько обойдется городу реальный постоянный контроль за состоянием выбросов завода.

На заседании думы Великого Новгорода 2 декабря депутаты и представители общественности касались и транспортной проблемы, которая возникнет в городе после строительстве завода.

Это важная тема, встающая очень остро в связи с проектируемым заводом. По данным предоставленным самими представителями завода ежегодно будет ввозиться порядка 450000 тонн сырья, это более чем 1200 тонн в день и почти столько же готовой продукции будет вывозится. Таким образом, через весь город ежедневно будет проходить не менее 4-х железнодорожных составов по 30-40 вагонов, блокируя улицу Нехинскую и Сырковское шоссе (их пересекает железнодорожная ветка). Предположим, что вывозить продукцию будут 20-ти тонными машинами - это минимум 60 машин в день через весь город на Петербург или Москву. Городские улицы Новгорода для этого не предназначены. Можно конечно вывозить и более мелким автотранспортом, чтобы пощадить дороги. Тогда это будет, например, 1200 "Газелей" в день, или одна машина каждую минуту.