На последнем заседании согласительной комиссии по бюджету в думе Костромской области в очередной раз был поднят вопрос о том, что Кострома не представила протокол согласований по доходам и расходам, и сделать это необходимо в кратчайшие строки до рассмотрения главного финансового документа области во втором чтении 17 декабря.

О том, на что областной центр рассчитывает в будущем году, корреспондент ИА REGNUM беседовал с начальником финансового управления администрации Костромы Сергеем Чубановым.

Сергей Юрьевич, так почему не подписаны протоколы согласований, без которых у областных депутатов "все не клеиться"?

Начнем с того, что никакие протоколы согласований мы и не должны никуда представлять. Это должна сделать администрация Костромской области, департамент финансов. Единственный вопрос к нам, как к администрации города - почему мы протокол не подписали. А мы его не подписали потому, что согласовываться должны показатели по доходам и расходам. На сегодняшний день область предоставила нам контрольные показатели по расходной части в достаточно урезанном варианте, не дала нам никаких пояснений. Почему, скажем, доходная база на 2005 год ниже текущих показателей. К тому же к этим нормам мы не имеем никаких дополнительных расчетов, подтверждающих цифры. На сегодняшний день, чтобы что-то согласовывать, нужно их иметь. Мы же в полном неведении. Прошло первое заседание областной думы, основные показатели уже приняты, приняты процентные отчисления по налогам. Я был на согласительной комиссии, все были недовольны тем, что область всех цифр так и не предоставила. В аналогичном неведении пребывают и другие главы муниципалитетов области.

Получается, что все показатели будут распределяться уже во втором и третьем чтении и муниципалитеты будут "рубиться" за каждую копейку?

Я могу сказать одно: "рубиться" уже не по чему. Первое чтение - ключевое, и основные параметры уже приняты. По существу, если что и менять, то сами параметры, принятые в первом чтении. Но затевать сейчас переголосование и аннулирование результатов никто уже не будет. Депутаты, проголосовав в первом чтении за общие показатели, обрекли свою работу на дележку: кому больше, кому меньше. Серьезных изменений уже не будет.

А не будет предпринята попытка увеличить принятый в 416 миллионов рублей дефицит бюджета?

Нет. У некоторых депутатов областной думы на руках имеются соответствующие документы, где показано, что доходная база существенно занижена, дефицит искусственный. А эта - сумма в 300-400 миллионов рублей. И сделано это для того, чтобы муниципалитеты, которые постоянно нуждаются в дотациях, строчкой дефицита ставились на место. Деньги взять неоткуда.

2 - 3 декабря в городе проходит заседание Совета Союза, где, конечно, помимо разъяснений 131-го федерального закона, будут подниматься вопросы с финансированием и возможностями муниципалитетов проводить реформу за свой собственный счет. Наверняка областные депутаты будут недовольны.

Да они пошумят и разойдутся. Я повидал десятки встреч коллегий и совещаний. Ситуация такая: главы, когда в кулуарах ведут разговоры, они активны и принципиальны. А когда дело доходит до конкретных шагов, когда, казалось бы, нужно все эти качества проявить в бюджетных баталиях, наступает молчание. Потому что большинство районов области, как не крути, завязаны на трансферты. Никто не хочет ссорится с областью.

В связи с перераспределением налогов, сколько в этом году Кострома потеряет?

Внутри налогов - более100 миллионов рублей, а если по отдельным статьям рассматривать, например, по подоходному, так и все 250 миллионов.

Как это? Всего 100 миллионов, и только 250 по подоходному...

А потому что нам другие налоги добавят. Но почему я выделил подоходный? Это было гарантированное поступление в казну города. Это те деньги, благодаря которым мы жили. Это двадцать с лишним миллионов рублей в месяц. А когда нам дали другой налоговый источник - налог на имущество, так это квартальные сборы, с постоянными недоимками. Исходя из этого картина безрадостная.

Какие-то конкретные цифры по доходам и расходам у вас уже есть?

Предварительно, по данным областной администрации, собственную доходную базу мы будем иметь в размере 950 миллионов рублей. По нашим расчетам мы предполагаем в пределах 860 миллионов.

А почему область вам устанавливает суммы, которые вы на самом деле заработать не сможете?

Вот и нам интересно, откуда такие цифры и показатели. Нам в администрации выдали интересный документ, в котором прописаны полномочия, которые уходят из города, доходы, которые уходят из города. Расходных частей больше уходит, чем доходных. Значит город в выигрыше. А расчетов никто никаких не дает. Дайте нам показатели. Вы, например, забираете финансирование по некоторым направлениям, например, по образованию. У нас каждый месяц проблема - учителя недополучают средства. Учитывая зарплату, расходы на методическую литературу и т.д. - нам 10 миллионов рублей приходиться доплачивать учителям, чтобы сглаживать ситуацию. Тогда нас спрашивают: почему, мол, вы меры не принимаете? А выход получается один - сокращение школ. Пусть, говорят, дети в три смены учатся, укомплектовывайте школы под завязку. Тогда денег на содержание меньше уходить будет.

Какие суммы предусмотрены на выполнение функций областного центра?

А все будет к уровню 2004 года. Мы все подсчитали и направили документы и готовы их защищать постатейно. Это средства, связанные с коммунальными направлениями, транспортом, перевозками - более 90 миллионов рублей. Нами записали опять 15 миллионов. А в "сопроводиловке" идут пожелания, на что тратить их - на празднование 60-летия Победы. Получается, что деньги целевые.

Не приведет ли такая ситуация к увеличению тарифов на ЖКХ и транспорт?

Однозначно приведет. Согласно постановлению губернатора, по тем же тарифам на ЖКХ город все равно должен довести оплату за услуги до 90%. То есть квадратный метр вырастет с 21 до 25 рублей.

Какой основной источник дохода города в 2005 году?

На протяжении последних лет, это налоги от крупных промышленных предприятий: "Фанплит", "Мотор -деталь", "Костромаэнерго", Калориферный и ликероводочный заводы.

Вы были главным финансистом при прежней горадминистрации и сохранили свой пост в нынешней. Раньше к вопросу о финансировании была примешана политика, "недобрые" отношения между губернатором и мэром. Теперь вроде бы отношения ровные, а денег все равно нет. Почему?

Вопрос-то сложный. Мое мнение - причина в подходах губернатора и это основа всей политики, которая строиться. На сегодняшний день она такова: добрый глава м плохие мэры. Меня как-то спрашивали, как вы считаете инициатива президента о назначении губернаторов себя оправдает? Я считаю, что та ситуация, которая на протяжении нескольких лет у нас складывается, показала, что лучше было бы, если б человек в кресле был ответственен перед кем то. За то, что он делает. В случае назначения, глава станет более подотчетным и может тогда порядка будет больше.