Доклад И. Клебанова на совещании по вопросу "Реализация Федерального закона № 122-ФЗ в субъектах Российской Федерации"

Архангельск, 2 декабря 2004, 18:41 — REGNUM  ИА REGNUM публикует вступительное слово полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова на совещании по вопросу "Реализация Федерального закона № 122-ФЗ в субъектах Российской Федерации", 2 декабря 2004 года.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами недавно проводили первое заседание Координационного совета по вопросам местного самоуправления, на котором обсуждали состояние дел и ход проведения административной реформы, уязвимые места и "болевые точки" в осуществляемом законотворческом процессе по реализации федеральных законов от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Мы также с вами договорились, что вопросы по реализации федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" мы рассмотрим отдельно. Перед тем, как мы приступим к обсуждению вопросов, включенных в регламент, остановлюсь на некоторых показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, за 10 месяцев текущего года.

В текущем периоде в экономике СЗФО сохранились положительные тенденции устойчивого развития, и продолжился рост большинства социально-экономических показателей. При этом в основных отраслях экономики отмечалось ускорение темпов роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Так, темп роста промышленного производства практически остался на уровне показателей 9 месяцев 2004 года - 113,5 %. Отрадно отметить, что рост объемов промышленного производства наблюдается по всем субъектам СЗФО. Среди основных факторов, обусловивших рост промышленного производства, следует выделить в первую очередь активизацию внутреннего спроса на инвестиционные и потребительские товары и благоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Следует отметить, что в промышленном производстве наметился сдвиг в сторону отраслей, производящих конечную продукцию.

В 2004 году экономика Северо-Западного федерального округа характеризуется высокими темпами инвестиционного роста. За девять месяцев 2004 года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились к соответствующему периоду прошлого года на 4,3 %.

Также отмечается значительное ускорение роста иностранных инвестиций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их объем в округе возрос более чем в два раза и составил 1,7 млрд долларов.

Положение в социальной сфере округа было лучше, чем в среднем по России по показателям снижения численности безработных и задолженности по заработной плате. Рост зарплаты незначительно уступал среднероссийскому показателю (на 0,5 процентных пункта), а потребительские цены росли несколько быстрее, чем в среднем по России - на 0,5 процентных пункта.

Вместе с тем наблюдались и негативные тенденции, в первую очередь, связанные с недостаточными темпами реструктуризации учреждений социальной сферы, с низким качеством социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе, возрастанием регионального и социального неравенства в обеспеченности населения услугами образования, здравоохранения и культуры.

Не могу не остановиться на вопросах финансового обеспечения субъектов федерации Северо-Запада РФ. Несмотря на то, что только три субъекта СЗФО сработали с дефицитом бюджета, ситуация с формированием и исполнением бюджетов остается крайне напряженной. В результате продолжающейся налоговой реформы и перераспределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней существенно изменились платежи в региональные бюджеты практически по всем налогам.

Наиболее актуальной проблемой, требующей разрешения при формировании, как федерального бюджета на 2005 год, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом реализации реформы, является недостаток финансовых ресурсов консолидированных бюджетов регионов.

Постоянно меняющееся налоговое законодательство, приводящее к все более возрастающей централизации доходов в федеральном бюджете, даже при условии использования субъектами РФ всех имеющихся резервов (таких как: оптимизация бюджетных расходов, реорганизация сети бюджетных учреждений, внедрение методов финансирования, ориентированных на результат, инвентаризация областных целевых программ на предмет их эффективности и действия в увязке с результативностью бюджетных расходов и др.), ставит под сомнение возможность обеспечения регионами сбалансированных бюджетов.

Также следует отметить, что удельный вес первоочередных расходов консолидированных бюджетов субъектов, таких как расходы, на ЖКХ, заработную плату, на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на реализацию закона "О ветеранах", достигают в общей сумме доходов в большинстве регионов 70 %, а в Республике Карелия и Новгородской области - 78 и 75 % соответственно. Таким образом, у регионов практически не остается свободных средств, которые могли бы быть направлены на инвестирование других сфер, главным образом на создание инфраструктуры.

Я так подробно остановился на этом вопросе, так как главным залогом успеха реализации рассматриваемого нами закона является финансовое обеспечение.

А теперь позвольте кратко проинформировать вас о ходе работы по реализации Федерального закона 122-ФЗ в субъектах федерации Северо-Западного федерального округа.

Подготовка к реализации измененного социального законодательства проводится во всех субъектах Северо-Западного федерального округа в соответствии с утвержденными планами. В регионах сформированы межведомственные рабочие группы (комиссии) по инвентаризации полномочий и подготовке необходимых правовых и административных предложений.

В целом работа ведется по следующим основным направлениям: подготовка нормативных актов, работа с базами данных по правообладателям, подготовка соответствующих бюджетных предложений. Остановлюсь поподробнее на этих трех направлениях.

1. Подготовка нормативных актов, необходимых для реализации измененного социального законодательства. Разработка законопроектов идет в соответствии с перечнем полномочий, отнесенных новым законодательством к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основу пакета социальных законов составляют следующие законы:

1. Об оплате труда работников областных организаций бюджетной сферы.

2. Об оплате труда и компенсации работникам бюджетной сферы, проживающим в сельской местности.

3. О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.

4. О социальном обслуживании.

5. О социальной поддержке граждан, имеющих детей.

6. О расходах на образование.

7.О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей.

8. О государственной поддержке многодетных семей.

В силу множественности стоящих задач - порядок, в котором готовятся эти правовые акты, весьма различен. Например, в Республике Коми социальные законы объединены в три закона: "О социальной поддержке населения в Республике Коми", "Об оказании социальной помощи в Республике Коми", "О государственных гарантиях Республики Коми семьям, имеющим детей", в Вологодской области практически по каждой категории принят отдельный закон.

В каждом субъекте, исходя из его финансовых возможностей, принят разный подход к "монетизации" льгот. В Вологодской области избран путь 100-процентной замены натуральных льгот, в Архангельской области часть льгот - в смешанной форме (по лекарственному обеспечению граждан и по обеспечению бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте) и в натуральной форме (соц. поддержка по санитарно-курортному лечению граждан и их проезду к месту лечения) т. д.

В каждом субъекте РФ Северо-Запада созданы рабочие группы по разработке программ обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (по лекарственному обеспечению, по санитарно-курортному лечению, по обеспечению бесплатного проекта граждан на пригородном железнодорожном транспорте и городском транспорте).

2. Работа над базами данных в отношении граждан, имеющих право на льготы. Субъектами СЗФО сформирован Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и, в соответствии с заключенными соглашениями с отделениями Пенсионного фонда проводится дальнейшая работа по уточнению информации по получателям льгот. Ведется работа с отделениями Фонда социального страхования по вопросу подготовки соглашений об обмене информацией, о льготниках, имеющих право на санаторно-курортное лечение.

Систематизируются данные о числе хронических больных, состоящих на диспансерном учете; числе детей, имеющих право на государственное пособие, численность ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.

3. В регионах сделаны необходимые расчеты потребностей в финансировании обновленных обязательств с 1 января 2005 года, идет согласование соответствующих бюджетных предложений. В целом, по предварительным данным, совокупный объем социальных выплат в 2005 году возрастет в несколько раз и рост расходных полномочий не позволит субъектам Северо-Запада создать финансовые резервы по снижению негативных последствий макроэкономических изменений.

Более детально, по этому вопросу, доложит руководитель Комитета финансов ассоциации "Северо-Запада" Изотова Галина Сергеевна.

Я хотел бы еще остановиться на общих для всех регионов проблемах реализации Федерального закона № 122 -ФЗ.

Работа, проводимая по реализации федерального закона, выявила ряд недостатков правового регулирования. Например, отдельные категории граждан, являющиеся получателями ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством, могут иметь право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе денежных выплат в соответствии с областным законодательством. Для исключения двойных выплат необходимо на федеральном уровне определить порядок ведения федерального регистра получателей и взаимодействия органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации по обмену информацией. Также не определен порядок взаимодействия с "силовыми" ведомствами по информационному обмену.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 года отнесено предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и приравненным к ним категориям граждан. Однако, по мнению регионов, федеральное законодательство не содержит понятия граждан, приравненных к ветеранам труда, поэтому вопрос об определении статуса граждан данной категории, порядке предоставления им мер социальной поддержки не урегулирован:

- пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Опека и попечительство Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения.

Возникают и вопросы, связанные с реализацией органами государственной власти субъектов РФ полномочий после 1 января 2005 года. В частности, по передаче имущества для исполнения полномочий на региональном уровне, это период когда имущество находится в муниципальной собственности, а решение вопросов отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. Здесь, как нам кажется, необходимо дополнительное федеральное законодательное регулирование на переходный период.

На наш взгляд необходимо принятие на федеральном уровне дополнительных нормативных правовых актов (порядков, положений, инструкций, заключение соглашений). Например, для выполнения следующих полномочий:

- по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий необходимо принятие порядка взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов;

-по предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ определенным категориям населения необходим порядок предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ;

- по предоставлению федеральными органами власти мер социальной поддержки инвалидам в части использования социального пакета.

В завершении своего выступления хочу подчеркнуть необходимость проведения организационно-методических мероприятий по вопросам реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части вопросов, связанных с внесением изменений в социальное законодательство, вопросами передачи имущества из одного вида в другой, выстраивания бюджетных взаимоотношений в переходный период.

И, кроме того, в целях исключения социального неравенства между жителями субъектов Российской Федерации, считаю целесообразным разработать и принять федеральные стандарты, определяющие размер различных социальных пособий, компенсаций, выплат, таких как размер детских пособий, заработная плата работникам образования и других отраслей бюджетной сферы, размер компенсаций льготникам при замене льгот денежными выплатами.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.