В Эстонии комментируют ситуацию с помощью, собранной жителями страны пострадавшим в Беслане и "замороженной" на счету Красного Креста Эстонии, в связи с решением не переводить эти средства в Беслан, истратить их внутри Эстонии, предоставив детям "реабилитационные услуги". С осуждением действий и позиции Красного Креста Эстонии выступил Союз российских соотечественников Эстонии (СОЭРС), широкая кампания по осуждению позиции ККЭ развернулась и на русскоязычных интернет-порталах, ситуация привлекла внимание как русско-, так и эстоноязычных СМИ в Эстонии, и некоторых российских изданий. Корреспонденту ИА REGNUM удалось получить в виде комментария к ситуации мнения ряда общественных и культурных деятелей Эстонии.

Иво Парбус (Ivo Parbus), импресарио известного эстонского художника-портретиста Аапо Пуука (Aapo Puuk), автора двух портретов Патриарха Алексия II, сообщил ИА REGNUM, что художник так же перечислил на счет ЭКК деньги. По словам Парбуса, деньги благотворительного счета "Дети Беслан" должны быть переданы именно детям Беслана: "Всякая помощь должна достигать того, кому она предназначена. Дети Беслана сами знают, в чем они больше всего нуждаются". Он заявил: "то, что деньги останутся в Эстонии - не самое справедливое решение." По поводу планов приглашения детей в Эстонию, Парбус тоже был осторожен: "Захотят ли они приехать к нам - тоже большой вопрос. Но если они захотят, мы примем им с открытым сердцем". Он не стал проводить параллели между приездом детей Беслана в Эстонию и возможным потеплением эстоно-российских отношений, но признал, что эмоционально такой визит поможет смягчению ситуации.

Этери Кекелидзе, заместитель главного редактора и обозреватель по культуре газеты "Молодежь Эстонии", заявила ИА REGNUM, что такого отклика, как на события в Беслане, такого сопереживания в Эстонии никогда не было - беда не оставила никого равнодушными, ни эстонцев, ни русских. "Я не верю, что благотворительные деньги исчезнут или Эстонский Красный Крест потратит их на себя", - подчеркнула журналистка. Тем не менее, она не согласна с утверждениями руководства ЭКК, что нет уверенности в том, что российская сторона потратит их как надо: "Это выражение недоверия ни на чем не основано - нет ни одного примера, доказывающего подобную мысль. Но я согласна с ЭКК в том, что денег понадобится много и они потребуются на долгую многолетнюю реабилитацию пострадавших детей." Кекелидзе подчеркнула, что ЭКК нужно теснее сотрудничать с российским Красным Крестом и выяснять все вопросы: "Это настолько интернациональная вещь - помощь Беслану, что можно корректировать свои действия при помощи Международного Красного Креста".

Игорь Ермаков, заместитель председателя Союза Славянских Просветительских и Благотворительных Обществ Эстонии, директор творческого центра Aplaus, подчеркнул в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM, что центр Aplaus принимал самое активное участие в благотворительном концерте по сбору средств жертвам теракта в Беслане, и он лично перечислял средства в ЭКК, поэтому для него эта тема близка. Он не стал упрекать ЭКК, подчеркнув, что самое лучшее, что может сделать ЭКК - это отправить в Беслан своего представителя и на месте узнать, в чем нуждаются его жители. Это можно сделать без посредничества российского КК, считает он: "Я не верю, что деньги доходят, когда куча посредников, и не считаю, что российский КК честнее эстонского КК." Он сослался на многочисленные публикации российской прессы, в которых рассказывается о проблемах с передачей денег жертвам теракта: "Я считаю, деньги российскому КК передавать не надо". Тем не менее, Ермаков заявил ИА REGNUM, что деньги, собранные в Эстонии для детей Беслана, должны быть переданы детям Беслана: "Если мы собирали деньги конкретным людям, то они и должны быть даны конкретным людям". Он привел в пример итальянцев, которые на собранные средства подготовили самолет с медикаментами и отправили в Беслан.

Руководитель эстонского отделения Международной организации по защите детей UNICEF Eesti Тоомас Палу (Toomas Palu) сообщил ИА REGNUM, что история с деньгами благотворительного счета "Дети Беслана" напоминает ему ситуацию, в которую его организация попадает в конце каждого года: "Накануне Рождества на меня обрушивается шквал звонков от фирм, желающим заняться благотворительностью: мы бы хотели купить детям из детских домов килограмма три конфет... Я им предлагаю варианты, а они в ответ - ой, слишком много возни, далеко. И что получается? В конце концов, ближайшие к Таллину детдома буквально завалены на Новый Год конфетами. Получается этакая "конфетная благотворительность". А ведь детям куда больше, чем конфеты, нужны бумага, краски, книжки для развития". По его словам, UNICEF Eesti пытался несколько раз организовать совместные акции с ЭКК, но "у них какие-то порядки другие". Палу отверг недоверие ЭКК к российским организациям: "Мой опыт свидетельствует об обратном. Конечно, бывают разные случаи, но я недавно был в Москве и Санкт-Петербурге, договаривался о продаже в России благотворительных открыток UNICEF. У меня остались самые приятные впечатления. В такой громоздкой и сложной организации, как Почта России, все вопросы решались быстро и четко, без бюрократии и проволоки". Россияне, по оценке Палу, продемонстрировали высокий профессиональный уровень, хотя требовалось согласовать многие бумаги и документы. "Если не доверяешь российским организациям, поезжай на место, договаривайся с местными властями", - посоветовал глава UNICEF Eesti Эстонскому КК. Он заявил, что деньги должны быть переданы детям Беслана, и никак иначе: "Это объяснимо морально и этически - если сделал вложения, хочешь знать, что они дошли до цели". Он охарактеризовал идею приглашения детей в Эстонию как "далеко не свежую": "Для меня все это попахивает той самой "конфетной благотворительностью". Я бы поискал и обязательно нашел в России организацию, которая могла бы выполнить волю эстонских благотворителей", - подчеркнул Палу.