"Восстановление естественного хода жизни".

(Эксперт, региональное приложение "Эксперт Сибирь", специальный выпуск "Красноярский край". 29.11.04).

Законодательная власть во многом определяет правила игры на территории региона, говорит председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс. Поэтому принимаемые депутатами законы должны быть четкими и всем понятными

- Александр Викторович, сегодня Красноярский край позиционируется как активно развивающийся регион. Как вы оцениваете нынешнее состояние краевой экономики?

- Если говорить об экономике края в целом, то однозначную оценку я бы не стал давать. Экономика региона держится на крупных предприятиях, которые находятся в собственности разных финансово-промышленных групп ("Норильский никель", "Русский алюминий", РАО "ЕЭС России", "ЮКОС", СУЭК, "ЕвразХолдинг").

Отличительной особенностью края является то, что в течение многих десятилетий экономика опиралась на сырьевые предприятия, и это, на мой взгляд, сослужило плохую службу. Сектор менее крупных предприятий, средний и мелкий бизнес не развивались. Сегодня краю проще решать свои бюджетные проблемы за счет крупных предприятий.

У нас есть так называемые точки роста - территории, где действительно идет активное развитие предприятий, где люди работают, где кипит жизнь. В первую очередь это Красноярск с его развитой промышленностью. Норильск, где работает всем известная компания "Норильский никель". Лесосибирск - краевой центр лесной промышленности. Северо-Енисейск - центр добычи золота. Всего по краю можно насчитать около 10 таких островков благополучия. В остальных случаях, к сожалению, приходится говорить о депрессивном состоянии экономики. Но перспективы есть. Прежде всего это освоение Ванкорского месторождения, которое позволит значительно оздоровить экономическую ситуацию на северных территориях.

Значительный объем заказов для нашего строительного комплекса обещает крупный международный проект - Сосновоборская ТЭЦ.

Знаменитая Богучанская ГЭС. Скорее всего, около ГЭС, в бассейне Нижнего Приангарья, начнется строительство крупных энергопотребляющих предприятий.

В обозримом будущем эти проекты станут локомотивами нашей экономики. Но как раз в этих крупных проектах роль власти должна сводиться к минимуму. Мы не должны мешать.

- А в чем тогда власть обязана принимать участие?

- Наша задача - беспокоиться о судьбе тех отраслей, в которых складывается сложная ситуация. В крае к числу таких относятся сельское хозяйство и лесная отрасль. В Иркутской области, например, лесопромышленный комплекс дает до 1/3 поступлений в консолидированный бюджет, а у нас - всего 3%. Цифра более чем скромная для лесного региона.

Тем временем мы имеем возможность наращивать объемы заготовки леса в несколько раз. Ведь до начала 1990-х в крае заготавливалось по 25 млн куб. м в год, сегодня - около 9 млн. При этом мы торгуем в основном сырьем, хотя разумнее и грамотнее развивать глубокую переработку леса. Но сегодня экспортная федеральная политика построена таким образом, что лесозаготовительным компаниям выгоднее торговать круглым лесом. Понятно, что решение такой задачи краевым властям не под силу, здесь мы надеемся на понимание проблемы со стороны Государственной Думы и правительства. Своими силами мы надеемся решить другую проблему лесной отрасли. Единственный целлюлозно-бумажный комбинат, который сегодня есть в Красноярском крае, не отвечает требованиям времени, в то время как проект строительства ЦБК в Лесосибирске существует уже 20 лет. Мы готовы его возродить. Но прежде красноярским лесам нужно найти хозяина, который, кстати, потом и займется реализацией проекта строительства нового ЦБК. В крае будет создан крупный лесной комплекс, в котором окажутся централизованными заготовка, переработка и сбыт леса. Такая цель уже обозначена Законодательным Собранием и администрацией края, так что теперь в значительной степени будущее лесной отрасли зависит от работы властей, от нашего умения договориться с собственниками.

Что касается сельскохозяйственной отрасли, на сегодняшний день у нас около 400 хозяйств и только единицы из них работают эффективно в новых экономических условиях. В какой-то момент мы потеряли свою переработку и сбытовые сети и по этой причине уступили продовольственный рынок соседям - Новосибирской, Омской, Томской областям, Алтайскому краю. Конечно, мы рады за них, за их успехи.

В Красноярском крае успешно работает АО "Назаровское", которое возглавляет депутат Законодательного Собрания Валерий Исаев. Но обидно, имея в регионе одно из лучших хозяйств в России (а наше АО "Назаровское" входит в тройку лидеров отечественного сельскохозяйственного производства), зависеть от крестьян соседних территорий. Мы намерены пойти на структурную перестройку этой отрасли. По примеру авторитетных аграриев - Орловской, Белгородской, Новосибирской, Омской областей - в нашем крае постепенно будут созданы крупные сельскохозяйственные компании, фирмы, холдинги. Кстати, АО "Назаровское" объединяет в себе производство, переработку, сбытовую сеть. Акционерное общество постепенно берет под свое крыло соседние, более слабые хозяйства. Работает и другое наше крупное хозяйство - "Краснополянское".

Еще один путь к благополучию на селе - объединение под началом грамотного менеджера слабых и средних хозяйств. Примером в этом отношении может служить Балахтинский район Красноярского края. Там во главе района оказался бывший директор совхоза Николай Юртаев. Сегодня весь район - это крупная аграрная фирма. Я считаю, что когда на селе наладится производство, тогда там появится перерабатывающая промышленность и возродится система сбыта. Ведь без этих составных частей экономика хозяйств не выдержит конкуренции с соседями.

- Когда говорится о развитии Красноярского края, чаще всего речь идет о роли администрации, об инициативах губернатора Александра Хлопонина. А какова роль Законодательного Собрания в жизни региона?

- Депутатский корпус Законодательного Собрания Красноярского края очень квалифицированный. Мы, законодательная власть, - структура, которая во многом определяет правила игры на территории региона. В последнее время нами был принят целый ряд законов, касающихся в том числе и экономической жизни. Осенью этого года краевой парламент одобрил закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории региона, который был внесен депутатами Алексеем Клешко, Виктором Зубаревым и мной. Закон создает режим наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает особые условия и дополнительные гарантии инвестиционной деятельности, осуществляемые в форме капитальных вложений. Если говорить о сельском хозяйстве, то Законодательное Собрание поддержало закон края об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который внес депутат Петр Миков. Закон регулирует отношения в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

- Как вы оцениваете закон о местном самоуправлении, который вступит в силу в 2006 году? Насколько край готов к переменам? Как изменится жизнь?

- Сложный вопрос. Конечно, теме местного самоуправления мы уделяем большое внимание. В частности, уже шесть лет у нас существует такой институт, как Съезд депутатов. Он проводится раз в два года. А если учесть, что председателями большинства представительных органов местного самоуправления были до последнего времени главы городов и районов, соответственно мы объединяем и всех глав. В крае существует выстроенная система взаимодействия с органами местного самоуправления. При этом в какой-то серьезной реорганизации наша система местного самоуправления не нуждается.

Еще в середине 1990-х в крае была создана территориальная структура местного самоуправления из двух звеньев: сельсовет, поселок, районный город (первый уровень) и район, краевой город (второй уровень). Кроме того, ровно год назад мы приняли закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Теперь у муниципальных образований есть свои нормативы налоговых отчислений на три года вперед. Они сами распоряжаются своим бюджетом вне зависимости от того, сколько денег "выколотили" в финансовом управлении администрации края. Естественно, чем больше заработают сверх того, тем больше финансовых ресурсов им достанется. То есть финансовую основу местного самоуправления на правовом уровне мы создали. Но проблема-то состоит в том, что большая часть наших муниципальных образований реально не имеет достаточной налоговой базы. Центров прибыли у нас в крае очень мало, как я говорил, с десяток. Поэтому сейчас мы вынуждены жить за счет перераспределения, а если это так, то и в полной мере запустить механизм собственной финансовой активности не удается. Тем не менее, будем двигаться в этом направлении.

- В апреле будущего года должен пройти референдум об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Вы один из активных сторонников этой идеи. Каковы ваши аргументы "за"?

- Это не новинка. Это восстановление естественного хода жизни. У Красноярского края очень много общего с Эвенкией и Таймыром. У нас единые экономические, социальные и культурные связи. С другой стороны, наши автономные округа, на мой взгляд, имеют все-таки недостаточную численность населения для того, чтобы полноценно выполнять те государственные управленческие функции, которые присущи каждому субъекту Федерации.

Что даст это объединение? Во-первых, оно поможет оптимизировать систему управления на территории нового субъекта. Причем как федеральную, так и краевую. Будет сокращена численность чиновников.

Объединение позволит восстановить многие утраченные экономические связи. Гораздо легче и быстрее будут решаться вопросы разного рода согласований для реализации крупных экономических проектов. Когда инвесторам надо получать согласования одновременно в трех инстанциях - это одно дело. А когда все вопросы будут решаться в одном месте - совсем другое. Объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов позволит продвинуться, в том числе в реализации и тех идей, о которых мы с вами говорили вначале.

"Деньги приходят работать".

(Эксперт, региональное приложение "Эксперт Сибирь", специальный выпуск "Красноярский край". 29.11.04 А.Чернобылец, Д.Абезяев).

Сегодня экономическое развитие территорий во многом зависит от того, какую политику в отношении инвесторов избирают региональные власти. Последние изменения в законодательстве Красноярского края позволят существенно повысить его инвестиционную привлекательность

Инвестиционная привлекательность территории зависит от природного потенциала (вспомним Тюменскую область, которая в последнее время держит одно из первых мест в России по объему привлеченных инвестиций, Омскую область, стабильно занимающую второе место по объемам иностранных инвестиций), от развития инфраструктуры (яркий пример - Москва, центр финансовых потоков страны) и от политики региональных властей.

В конкурентной борьбе за инвестиции выигрывают территории, уменьшающие потенциальные риски для инвестора. Например, Ленинградская, Новгородская и Ярославская области когда-то были дотационными. Но в последние годы эти территории резко увеличили объем привлеченных инвестиций за счет принятия соответствующего законодательства.

Созданием условий, благоприятных для привлечения финансовых ресурсов в регион, озаботились и власти Красноярского края.

Инвестиции в законе

Новый закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае" готовился более двух лет. "Прежняя редакция закона об инвестиционной деятельности перестала удовлетворять требованиям времени. Согласно ему, поддерживались конкретные предприятия, заявленные в списке на 5 страниц, - говорит депутат Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Клешко. - Новый закон создавался на основании законов РФ "Об инвестиционной деятельности" и "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Был изучен также опыт других регионов. В результате мы получили реальный механизм, который обосновывает льготы для крупных инвестиционных проектов (в том числе в части региональных налогов), а также прописывает административное сопровождение проектов с тем, чтобы убрать бюрократические барьеры и снизить коррупциогенные риски для предпринимателей".

Чтобы коммерческая структура могла получить поддержку для своего инвестиционного проекта со стороны краевой администрации, необходимо решение специальной комиссии. Объем необходимых для осуществления проекта средств должен составлять от 5 до 200 млн рублей. Срок окупаемости - не более 5 лет. Льготы по региональным налогам предоставляются на срок окупаемости. Также возможно субсидирование процентной ставки по кредитам.

Корпорация развития

Красноярский край вступил на путь создания режима наибольшего благоприятствования для инвесторов не неожиданно. Как отмечает заместитель начальника Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края Михаил Бершадский, эта политика активно ведется здесь уже несколько лет: "В краевом бюджете 2004 года заложены статьи на поддержку инвестиционной деятельности. По одной из них мы субсидируем часть процентной ставки по инвестиционным кредитам, на эти цели выделено 100 млн рублей".

По другой статье бюджета проходит 1 млрд рублей, выделенный на финансирование деятельности Корпорации развития Красноярского края.

С предложением ее создания в марте текущего года выступил губернатор Александр Хлопонин. Цель корпорации - увеличить инвестиционные ресурсы администрации края за счет средств частных инвесторов.

Сама идея создания такой структуры выводит экономику крупнейшего региона России на новый уровень открытости стратегическим инвесторам. До недавнего времени основными инвесторами края были иностранные фонды, заинтересованные в региональном развитии: общий объем финансовых вливаний за последние два-три года составил 500 млн долларов. Как правило, средства направляются на модернизацию производства крупных промышленных предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом.

Например, "Норильский никель" или Красноярский алюминиевый завод получают кредиты до 200 млн долларов под поставки металла либо через заклад экспортных договоров в западных банках.

Концепция Корпорации развития заключается прежде всего в долгосрочных инвестициях в промышленность края (минерально-сырьевые, лесные и энергетические ресурсы, цветная металлургия, высокие технологии). Основной интерес для инвесторов должны представлять налоговые льготы по региональным налогам в рамках концессионных и лицензионных режимов.

Главные направления экономического развития края - проекты с высокой окупаемостью: достройка Богучанской ГЭС (1 млрд долларов инвестиций на три-четыре года), развитие Нижнего Приангарья. Помимо этого, золотые, свинцовые, марганцевые месторождения и, конечно, лесные ресурсы. Также среди целей корпорации - привлечение частных управленцев и инвесторов в коммунальный сектор, развитие международного транспортного узла на базе красноярского аэропорта Емельяново - в перспективе главного транзитного центра Сибири.

Пока из 1 млрд инвестиционных средств около 250 млн рублей вложено в строительство инфраструктуры - дороги и трансформаторной подстанции - для района заповедника "Столбы" и строящегося поблизости горнолыжного комплекса "Бобровый лог".

Ставка на природные ресурсы

В целом в крае сегодня делают ставку на развитие предприятий добывающей промышленности и лесной отрасли. Соответственно, в этих отраслях сосредоточены и наиболее крупные инвестиционные проекты.

Большие надежды возлагаются на приход в край ОАО "НК "Роснефть", дочерние структуры которой имеют лицензии на разработку Ванкорского блока месторождений нефти. Предполагаемый уровень добычи должен составить здесь 14-15 млн тонн нефти в год, но для его эксплуатации потребуется строительство нефтепровода. Администрация Красноярского края считает этот проект стратегическим, поскольку успешная разработка Ванкорского месторождения будет означать приток в край инвестиций и на разработку других нефтяных месторождений.

Целый ряд очень крупных инвестиционных проектов намечен в лесной промышленности. "Концепция развития лесного комплекса края на период с 2004 по 2015 год, которая принята в прошлом году, подстегнула интерес инвесторов, - говорит заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов. - Мы предоставляем возможность аренды лесных участков сроком на 49 лет. Уже прошло несколько лесных конкурсов - инвесторам предлагается участок леса в разработку, за это они платят налоги и арендную плату. Предпочтение отдается переработчикам леса, а не желающим этот лес экспортировать".

Например, компания "Континенталь Менеджмент" (входит в группу "Базовый элемент") приступила к строительству в Лесосибирске лесоперерабатывающего завода. Стоимость проекта оценивается в 50 млн евро.

Заинтересованность в инвестиционных проектах в лесопромышленном комплексе высказывают и иностранные инвесторы.

О своих видах на строительство в крае целлюлозно-бумажного комбината заявила индонезийская компания APP (Asia Pulp and Paper), стоимость проекта - 1 млрд долларов.

Поддержку через компенсацию половины процентной ставки получил Енисейский ЦБК на реализацию нового проекта внедрения сушильных камер общей стоимостью 4,4 млн рублей.

"Сейчас идет обсуждение возможности выделения средств на обновление техники лесоперерабатывающих предприятий, - делится планами Андрей Гнездилов. - Тем самым мы хотим подтолкнуть лесозаготовителей работать на современном оборудовании. Будем компенсировать им часть процентной ставки по лизинговым договорам".

Итоги подводить рано

В апреле текущего года в Красноярском крае прошел Инвестиционный форум регионального развития, одним из организаторов которого выступил деловой журнал "Эксперт". На повестке этого мероприятия, собравшего немало первых лиц российской политики и бизнеса, было обсуждение проектов развития лесопромышленного и агропромышленного комплексов, финансовая устойчивость края и его кредитный рейтинг.

"Инвестиционный форум стал мероприятием, которое сделало политику власти понятной инвесторам, - считает Михаил Бершадский. - О его результатах говорить сложно, такие вещи не проявляются вдруг, мгновенно. Хотя, наверное, то оживление, которое идет сегодня на Богучанской ГЭС, можно отнести к итогам этого форума. Зачастую инвестору и не нужна наша финансовая помощь. У них есть свои источники финансирования, но им необходимо быть уверенными в отношении власти к себе, чтобы снять политические риски. Необходима уверенность, что власть не допустит решений на грани или за гранью закона. Этого вполне достаточно для активизации инвестиционной деятельности".

О росте привлекательности региона для инвесторов свидетельствуют рейтинги: так, по итогам 2003 года консорциум "Эксперт РА - АК&М" присвоил Красноярскому краю рейтинг кредитоспособности "А" - лишь на две ступеньки ниже максимального ("А++"), который получила Москва. Это означает, что край относится к классу территорий, имеющих высокий уровень надежности бюджетно-финансовой системы.

"Я считаю, что сегодняшняя ситуация в Красноярске стабильна и благополучна на фоне других регионов Сибири, у нас созданы все предпосылки для развития бизнеса, - говорит Алексей Клешко. - Сегодня в крае работает комплекс механизмов и технологий, обеспечивающих прозрачность и открытость органов власти. Поэтому есть все основания ждать дальнейшего развития экономики региона и притока крупных инвестиций".

"Территория крупных проектов".

(Эксперт, региональное приложение "Эксперт Сибирь", специальный выпуск "Красноярский край". 29.11.04. О.Шадрина, А.Липин, А.Шляпников, О.Илькина)

Журналисты пристально следят за развитием Красноярского края. Итоги социально-экономического развития края за 2003 год революционными не назовешь, но некоторые изменения, о которых, наверное, еще слишком рано говорить как об эволюции, все-таки есть. Сохраняется тенденция роста. В частности, объем валового регионального продукта Красноярского края по итогам 2003 года составил 311 млрд рублей и на 4,7% превысил достижения 2002-го.

Сырьевое и энергетическое направление в экономическом развитии региона остаются одними из главных. "Основными точками роста являются лесные ресурсы, нефть, газ и энергетический комплекс, - говорит о перспективах развития края заместитель губернатора Андрей Гнездилов. - Кроме того, в сфере недропользования доминируют золото и уголь. Поэтому мы приняли отдельную концепцию развития угледобывающей промышленности, расставили приоритеты и активно взаимодействуем с Министерством природных ресурсов". Самыми крупными проектами, с которыми в крае связывают немало надежд, является промышленное освоение Ванкорского нефтегазового месторождения и достройка Богучанской ГЭС.

Ванкор! Еще Ванкор!

В ближайшее время начнется активное освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Энергетическая стратегия России до 2020 года предполагает создание нового топливно-энергетического комплекса на востоке страны. Традиционные нефтегазоносные области, на которых сегодня ведется добыча углеводородного сырья (Волго-Уральская, Прикаспийская, Тимано-Печорская и Западно-Сибирская), по прогнозам ученых, постепенно истощатся. Соответственно, вырастет спрос на нефть и газ Восточной Сибири и Дальнего Востока. Правительство предполагает, что только на экспорт новая нефтегазоносная область будет давать 50-80 млн тонн нефти ежегодно на протяжении 35-50 лет. Кроме того, ее задачей станет частичное обеспечение внутреннего рынка углеводородного сырья для нужд большой энергетики. И Ванкорское месторождение займет в этой стратегии одно из ведущих мест.

Начало

Ванкорское нефтегазовое месторождение расположено в Пур-Тазовской нефтегазоносной области на границе Туруханского района Красноярского края и Таймырского автономного округа. Оно было открыто в 1988 году, а в 1991-м поставлено на баланс в Государственный комитет по запасам.

Лицензия на разработку Ванкорского месторождения принадлежит ЗАО "Ванкорнефть", учредителем которого является ООО "Енисейнефть" (дочернее предприятие ОАО "Роснефть"). А Северо-Ванкорское разрабатывает другая "дочка" "Роснефти" - ООО "Таймырнефть". Извлекаемые запасы Ванкорского месторождения оцениваются в 125 млн тонн нефти и 79 млрд куб. м газа, Северо-Ванкорского - в 38 млн тонн нефти. Глава "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил, что геологоразведочные работы подтвердили существующие предположения и Ванкор и Северо-Ванкор являются одним месторождением, следовательно, предполагаемые запасы нефти на нем могут вырасти до 200 млн тонн.

Промышленную добычу нефти на Ванкорском планируется начать во второй половине 2008 года, а в течение четырех лет объемы добычи достигнут 14 млн тонн в год. "Сейчас на месторождении, - рассказывает генеральный директор ЗАО "Ванкорнефть" Евгений Попов, - пробурили 3 разведочные скважины, в результате чего добыча нефти за сутки составила 450-480 тонн. Это самые высокие показатели в Восточной Сибири. В 2005 году на Ванкорском и Северо-Ванкорском месторождениях планируется пробурить еще 4 разведочные скважины. Предварительные затраты на проект оцениваются в 3-3,5 млрд долларов. Срок окупаемости будет известен позднее".

Нефтяные пути

Несмотря на такие глобальные перспективы, у проекта есть несколько минусов. Существенной проблемой являются весьма суровые климатические условия в этом регионе: вечная мерзлота, заболоченность, температура зимой опускается до -50°C. Также нефтяникам мешает практически полное отсутствие инфраструктуры. Поэтому с учетом сложной организации транспортных потоков эти месторождения решено разрабатывать в рамках единого проекта.

Изначально существовали два варианта транспортировки нефти. Первый предполагал строительство нефтепровода до Диксона и вывоз нефти Северным морским путем, второй - создание трубопровода до терминала АК "Транснефть", находящегося в зоне деятельности "Пурнефтегаза" (крупнейшее добывающее предприятие "Роснефти", работающее в Ямало-Ненецком автономном округе). Вариант до Диксона потребует строительства трубопровода протяженностью до 800 км, но он позволит поставлять на экспорт 100% объема перекачиваемой нефти. Второй вариант потребует строительства более короткого нефтепровода - длиной 550 км до системы компании "Транснефть". Но объем экспорта в этом случае составит максимум 40-45%.

Администрация края в переговорах с "Роснефтью" отстаивала первый вариант, и в начале октября 2004 года эти условия компанией были приняты. "Мы смогли убедить ОАО "Роснефть" и, в частности, ее президента Сергея Богданчикова, - отметил Андрей Гнездилов, - что вариант строительства нефтепровода на Диксон эффективен и интересен как для самой компании, так и для края. Это станет серьезным толчком для развития всех месторождений, которые окажутся на пути нефтепровода". Богучанская ГЭС в ожидании инвестиций.

Не исключено, что к реализации Ванкорского проекта будут привлечены западные инвесторы. Одним из таких претендентов является французская компания Total, с которой сейчас "Роснефть" ведет переговоры. Если диалог пойдет успешно, Total присоединится к проекту после завершения разведочных работ.

Красноярские нефтедоллары

Что же ждет Красноярский край с началом освоения Ванкора? Естественно, это принесет огромные инвестиции в экономику края, а около 15 тыс. человек получат рабочие места. По прогнозам экспертов, ежегодные доходы в бюджеты всех уровней от эксплуатации месторождения в перспективе могут составить более 1 млрд долларов. Точную сумму налогов, которые будут поступать в краевой бюджет, назвать пока сложно. Тем более что многое будет зависеть от изменений налогового законодательства.

Конечно, планы у руководства края и "Роснефти" наполеоновские. При этом не стоит упускать из виду и тот факт, что 29 октября 2004 года совет директоров ОАО "Газпром" одобрил создание 100-процентной дочерней компании ООО "Газпромнефть", которая образуется в рамках слияния с "Роснефтью". Ее создание позволит "Газпрому" как вертикально интегрированной компании повысить эффективность работы. Фактически это означает, что освоение Ванкорского месторождения будет завершено в намеченные сроки.

Богучанская ГЭС: проблемные перспективы

Первично целями строительства Богучанской гидроэлектростанции были усиление энергетической безопасности Красноярского края и Нижнего Приангарья, формирование энергоемких производственных кластеров отрасли цветной металлургии, сферы глубокой переработки древесины. Также преследовалась задача снижения тарифов на электроэнергию, интенсификации развития местной инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Но строительство затянулось почти на четверть века и многое изменилось.

Сейчас сложилась достаточно непростая ситуация, так как ГЭС оказалась в центре интересов не только РАО "ЕЭС России", но и компании Олега Дерипаски "Базовый элемент" ("Базэл"). Активные энергетико-экономические баталии идут уже два года.

История: взгляд со стороны

Богучанская ГЭС, будущая четвертая ступень Ангарского каскада, строится на Ангаре, на территории Красноярского края, в 367 км от существующей Усть-Илимской ГЭС ниже по течению реки.

Богучанская ГЭС - градообразующее предприятие города гидростроителей Кодинска. Проектная мощность ГЭС -3 тыс. МВт: предполагалось построить 9 агрегатов по 333,3 МВт, со среднегодовой проектной выработкой 17,8 млрд кВт•часов, уровнем затопления - 208 м над уровнем моря. На данный момент проект скорректирован на отметке 185 м, что означает выработку электроэнергии в 13 млрд кВт•часов.

Строительство ГЭС было начато в 1980 году, пуск первых агрегатов был определен на 1988 год, а завершение - на 1992-й. Но после того как была построена половина станции, в том числе самая затратная часть - плотина, в 1994 году объект был законсервирован из-за низких объемов финансирования. В настоящее время строительная готовность по генподряду гидроузла, включая водохранилище, - 53%, готовность пускового комплекса в составе трех первых агрегатов - 72%. Сроки ввода первых трех агрегатов пускового комплекса пока не определены, но известно, что это произойдет не ранее 2008 года. Полный ввод ГЭС в эксплуатацию предполагается в 2013 году.

С экологической точки зрения строительство ГЭС с последующим затоплением обширных территорий может нарушить экологический баланс. Но, как считает директор Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС Владимир Навродский, проблема не стоит так остро. По его мнению, качество ангарской воды не ухудшится, а даже улучшится: плотина создаст естественный отстойник воды, где будут задерживаться вредные примеси, сбрасываемые в верхнем течении. Хотя под воду и уйдут гектары леса, но это не деловая древесина, а в основном кустарники.

Инвестиционный бум уже близок?

На данный момент РАО "ЕЭС России" владеет контрольным пакетом акций станции (64,23%). Блокирующий пакет акций ОАО "Богучанской ГЭС" (25,1%) находится в номинальном держании банка "Союз", которым управляет компания "ЕвроСибЭнерго", входящая в группу "Базэл".

Финансирование строительных работ пока осуществляется только за счет инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию РАО "ЕЭС России" (из тарифа РАО имеет право брать деньги на инвестиции). Но очевидно, что динамика инвестиций в строительство замедляется.

Этих средств явно недостаточно для ввода станции в строй, затраты только на поддержание станции в текущем состоянии составляют 400-450 млн рублей в год. Подобная инвестиционная политика неэффективна в долгосрочном плане. Оптимальной стратегией с учетом одних только затрат (даже без учета дисконтированных доходов будущих периодов) является достройка, поскольку консервация объекта с последующей поддержкой стоит немногим меньше. Поэтому решение проблем долгосрочных инвестиций наиболее актуально. На сегодняшний день в проект вложено 42 млрд рублей. Для того чтобы достроить станцию, необходимо вложить еще 30 млрд рублей.

Дележ пирога

В объединенной электроэнергетической системе Сибири всегда существовали диспропорции энергомощностей. Хотя агрегированный энергетический баланс и был положительным, но лишь из-за низкой пропускной способности сетей в отдельных районах Сибири. В Алтайском крае, Бурятии, Читинской области постоянно существовал дефицит электроэнергии. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы в стране мощность выводимого из работы оборудования превысит мощность вводимого в строй. Поэтому Богучанская ГЭС имеет стратегическое значение не только для края.

Но тут возникает противоречие с долгосрочной стратегией одного из инвесторов - "Базэла". Компания "ЕвроСибЭнерго" лоббирует свои интересы в плане доминирования поставок электроэнергии на строящийся алюминиевый завод в городе Тайшет Иркутской области, а также на Саяногорский алюминиевый завод. Но ГЭС строится на Ангаре в Красноярском крае, и регион гораздо больше заинтересован в дешевой электроэнергии, чем Иркутская область, уже имеющая три гидроэлектростанции на Ангаре. Решением, видимо, будет учет интересов инвестора через систему льготных форвардных контрактов на поставку энергии.

На распределение энергетических ресурсов надо смотреть не только со стороны Красноярского края или компаний "Базэла". По мнению доктора экономических наук, заведующего сектором формирования и развития территориально-производственных комплексов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП, Новосибирск) Владимира Малова, здесь нужен системный подход: Богучанская ГЭС должна быть использована для комплексного развития промышленности на имеющейся в регионе ресурсной базе тех отраслей экономики, которые требуют высоких энергозатрат: лесопереработка, цветная металлургия.

Анализ, проведенный сотрудниками отдела территориальных систем ИЭОПП, говорит о необходимости строительства Северного сибирского пути. Такой подход вписывается в транспортную стратегию России. Благодаря ему электроэнергия может быть поставлена на северо-запад Красноярского края, на нефтяные месторождения Восточной Сибири.

Конец корпоративных войн?

Изначально РАО ЕЭС предлагало достраивать ГЭС своими силами за счет оптовой генерирующей компании, создать которую предполагается в ходе реформы электроэнергетики России. Но тогда возобновление строительства станции произошло бы не ранее 2008 года. В 2002 году появился еще один инвестор - "Базовый элемент", предлагающий достраивать гидроэлектростанцию уже сейчас.

В конце 2003 года через аффилированную структуру - "ЕвроСибЭнерго" - "Базэл" решил получить полный контроль над станцией. Предполагалось вложить в достройку Богучанской ГЭС 800 млн долларов. Но даже этой суммы было недостаточно. "ЕвроСибЭнерго" предложило вариант объединения Богучанской и Красноярской ГЭС в одну компанию. После чего достройка сможет производиться за счет совместной прибыли.

Согласно информации последних дней октября, между РАО ЕЭС и "Базэлом" достигнут компромисс. И хотя окончательного решения еще нет, вероятно, экономическая война уже окончена и Богучанская ГЭС, похоже, все же будет достраиваться силами обеих сторон.

"Время решений".

(Эксперт, региональное приложение "Эксперт Сибирь", специальный выпуск "Красноярский край". 29.11.04 Д.Перцев).

- Олег Михайлович, у многих жителей России Таймыр ассоциируется с хорошим старым фильмом "Вас вызывает Таймыр". Холода, метели... А что этот край значит для вас - губернатора и коренного норильчанина?

- Таймыр - это моя жизнь. Здесь я родился, вырос. Здесь учился и работал. Я навсегда связал свою судьбу с этим прекрасным краем. И когда я дал присягу губернатора, то Таймыр стал для меня еще и огромной ответственностью перед всеми его жителями, серьезной работой - делать жизнь людей на Крайнем Севере лучше.

- Вы работали заместителем генерального директора ГМК "Норильский никель". Работали успешно, впереди наверняка ждала неплохая карьера в рамках холдинга. Чем было вызвано решение пойти во власть?

- Кто-то может и должен руководить предприятием. Кто-то способен возглавлять структуры власти. Люди, судьба выбрали меня на государственную службу. Я ответственный человек, не боящийся принимать решения. Считаю эти качества наиболее подходящими для государственного человека.

- Еще будучи мэром Норильска, вы говорили, что главная задача власти - создать нормальные условия для бизнеса. Удалось ли выполнить эту нелегкую задачу?

- Сегодня задача развития бизнеса на территории как никогда важна для нас. Только создав соответствующие условия, мы сможем придать Таймыру новый экономический импульс, превратить территорию в самодостаточный регион. Нами осуществляется комплексная программа по развитию малого и среднего бизнеса, сегодня намечены крупные проекты в нефтяной сфере, приводящие на Таймыр огромные инвестиции, активно развивается торговля, система заготовительных контор, способствующая формированию крепкого промыслового бизнеса. Все это, без сомнения, обеспечит Таймыру качественно новый уровень социально-экономического развития.

- Расскажите о самых социально значимых проектах социально-экономического развития Таймыра.

- В первую очередь хотелось бы рассказать о новой больнице. В Дудинке состоялось открытие нового лечебного корпуса окружной больницы на 150 койко-мест. Срок строительства составил 2 года. Общая стоимость проекта (строительство, отделка, проектирование, покупка и монтаж нового оборудования) - свыше 200 млн рублей. Финансирование осуществлялось из окружного бюджета. Пятиэтажная окружная больница оснащена современным медицинским оборудованием. Она является передовым достижением и, как обещают специалисты, останется на современном уровне еще минимум десять лет.

В 2004 году на поддержку коренных народов Таймыра из бюджета было направлено свыше 12 млн рублей.

Определенным новшеством стало объявление этого года Годом семьи на Таймыре. Это сделано в целях принятия неотложных мер по формированию и утверждению здорового образа жизни и повышению духовно-нравственного потенциала семьи, улучшению материальных, жилищных и бытовых условий молодых семей, сохранению и развитию преемственности лучших семейных традиций.

Не секрет, что на Крайнем Севере без надежного транспорта жизнь просто не мыслима. Понимая это, мы решаем проблемы создания эффективных транспортных схем. Нами закуплены три новых самолета для малой авиации Ан-3 и грузопассажирский самолет Ан-26-100. Они уже выполняют регулярные рейсы между населенными пунктами Таймыра, расстояние между которыми достигает 600 км.

Для повышения эффективности проведения северного завоза при сотрудничестве с ОАО "Красноярская судоверфь" нами построены два новых грузопассажирских судна и две нефтеналивные баржи.

Окружное управление образования успешно провело летнюю оздоровительную кампанию, на которую из бюджета округа были задействованы средства в размере более 16 млн рублей. Почти 5 тыс. школьников (79% от общего числа учащихся в округе) были охвачены организованными формами отдыха.

В 2004 году впервые за много лет за счет средств окружного бюджета были централизованно закуплены не только учебники для обязательной школьной программы, но и большое количество художественной литературы для окружных школьных библиотек.

Администрация округа заключила договоры с Санкт-Петербургским государственным университетом и педагогическим университетом им. А.И.Герцена, согласно которым выпускники таймырских школ (в том числе представители коренных малочисленных народов Таймыра) получают возможность обучаться в этих вузах на бюджетной основе.

В 2004 году на поддержку коренных народов Таймыра из бюджета было направлено свыше 12 млн рублей. Средства предназначены для реализации двух основных региональных программ, направленных на социальное и экономическое развитие коренных народов, а также развитие оленеводства, промышленного рыболовства и охотничьего промысла в округе. Кроме этого выделяются льготные кредиты для заготовительных контор.

Из окружного бюджета в течение года выплачиваются субсидии гражданам, занимающимся оленеводством, - 155 рублей за одного оленя. Всего на эти цели израсходовано около 7 млн рублей.

При содействии администрации округа создана и работает молодежная биржа труда, которая активно решает проблемы трудоустройства молодого поколения.

Специально созданные наркологические бригады отработали в четырех поселках округа (Волочанка, Воронцово, Усть-Авам, Хантайское озеро). Обследовано свыше 200 человек, обратившихся за помощью по лечению алкоголизма. За счет средств округа медицинская помощь была оказана 168 жителям округа. Все лечение проводится на добровольной основе.

Реализация масштабных экономических проектов по освоению богатейших природных ресурсов полуострова позволит Таймыру стать донорской, самофинансируемой территорией. Примером такого проекта станет строительство нефтепровода Ванкор-Диксон и нефтеналивного терминала на Диксоне. Прокладка трубопровода повлечет за собой освоение и других газонефтяных месторождений Таймыра. Это колоссальное по своим размерам мероприятие с огромной финансовой и социальной отдачей.

- Олег Михайлович, в свое время вы достаточно сдержанно относились к теме объединения с Красноярским краем. И вот три губернатора объявляют о том, что объединению быть. Что изменило вашу позицию?

- Я всегда осторожно отношусь ко всему новому. Без ясного понимания последствий принимаемых решений нельзя браться за их выполнение. Когда стало понятно, что объединение пойдет на пользу не только региону, но и каждому жителю, я выразил поддержку объединительному движению. И это не смена позиции, это ответственное понимание позитивности происходящих перемен в жизни страны.

- Как вы считаете, поддержит ли народ на референдуме объединительную идею?

- Думаю, что в большинстве своем поддержит. Сейчас для нас главное - объяснить и показать все плюсы укрупнения субъектов, показать реальную выгоду для простого человека от объединения.