Дочернему предприятию НК "ЮКОС" ОАО "Томскнефтепродукт" принадлежит 50% автозаправочных станций АЗС Томска. А всего в городе Томске их около 40. Дочернее предприятие ОАО "Сибнефть" ОАО "Кузбасснефтепродукт" владеет 25% городских автозаправок. Остальные 25% городских АЗС поделены между альтернативными поставщиками, каждый из которых имеет не более пяти АЗС. Наиболее крупными из них являются ЗАО "Томская топливно-заправочная компания" (ЗАО "ТТЗК"), "Экстра", "Октан-М" и другие. Альтернативные поставщики по информации Управления Антимонопольной службы Томской области, работают напрямую с бензиновыми заводами Омска и Ачинска.

В целом по Томской области почти 100% АЗС принадлежат ОАО "Томскнефтепродукт" (всего 30). И 2 АЗС (в поселках Тимирязево и Камаевка Томского района) имеет ОАО "Кузбасснефтепродукт". ОАО "Томскнефтепродукт" является лидером на бензиновом рынке Томской области.

Цены на бензин на АЗС ОАО "Томскнефтепродукт" в Томске, как сообщили ИА REGNUM, в отделе планирования и контроля компании составляют: А92 - 14, 5 руб., А95 - 15,7, А-80 - 12,6 и дизельное топливо - 13,5 рублей.

Цены на томских заправках ОАО "Кузбасснефтепродукт" по информации отдела сбыта компании: А80 - 12, 6, А92 - 14, 5, А96 - 15,7 и дизельное топливо - 13, 5 рублей.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе сбыта ЗАО "ТТЗК" цены на бензин в Томске сегодня составляют: А 92 - 14, 5 рубля, А80 - 12, 6.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о ценах на бензин в компании "Октан-М" ответили: "Вы в ОАО "Томскнефтепродукт" цены узнавали? Так вот у нас такие же".

Как ранее заявил ИА REGNUM заместитель начальника Управления антимонопольной службы по Томской области, поставщики бензина находятся в ценовом сговоре, который продолжается около года. Хотя особенно заметно это стало с мая 2004 года, когда цены на бензин стали увеличиваться от 10 до 50 копеек за литр в месяц. "Разве может быть, чтобы компании с различным оборотом, мощностями выставляли одновременно одинаковые цены на все марки бензина?! - говорит Игорь Бутенко, - идет монополистическое ценообразование, где условия диктует НК "ЮКОС".

"Концентрация капитала и ценовой сговор - это нормальное явление на рынке, - комментирует ситуацию независимый эксперт кандидат экономических наук, доцент экономического факультета Томского государственного университета Дмитрий Хлопцов, - в данном случае цену диктует олигополист - НК "ЮКОС". При неизменных условиях можно прогнозировать, что цены за полтора два года вырастут до 22 рублей за литр. Однако сегодня не известно, что будет с НК "ЮКОС", что будет с ОАО "Сибнефть". Рано или поздно один из участников ценового сговора начнет демпинговать. Но на мой взгляд, в ближайшее время обвала цен на бензин не произойдет. НК "ЮКОС" занята самосохранением, а не расширением рынка".

"Процесс ценового сговора - глобальный, в масштабах страны, - комментирует ситуацию президент ЗАО "Томмаркет" и председатель Партнерства промышленников и предпринимателей Томска Денис Молотков, - в ценовой сговоре, например, находятся ОАО "Лукойл" и ОАО "Роснефть". Причина в том, что Антимонопольное законодательство РФ сегодня не работает. Еще никто не был наказан за нерыночное ценобразование. Инструментов у антимонопольных служб нет. Рынок очень чутко реагирует на повышение цен на энергоносители и те штрафы, которые предусматривает Антимонопольное законодательство несоизмеримы с дополнительными издержками и тем доходами которые имеют монополисты. Без рыночной конкуренции удвоения ВВП не получится".