Устойчивый запах, напоминающий запах герани, - признак опасности. Это должен знать каждый житель Камбарки. Так пахнет люизит - отравляющее химическое вещество, запасы которого хранятся в непосредственной близости от города. Попадая в организм человека через дыхательные пути и кожу, люизит вызывает паралич и может привести к смерти. Чтобы ничего подобного не случалось, в конце минувшей недели службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций отрабатывали слаженность действий в случае аварии или теракта на хранилище химоружия. За учениями наблюдали представители областей, где тоже есть арсеналы химоружия: Саратовской, Кировской, Курганской, Брянской, Свердловской, Пензенской.

Группа террористов взорвала арсенал хранения химического оружия в городе Камбарка. Повреждено 2 хранилища с отравляющими веществами, облако газа движется в сторону города, - такую ситуацию отрабатывали на совместных учениях службы МЧС, МВД и ФСБ Приволжско-Уральского округа. Водная феерия в исполнении пожарных - первая преграда на пути облака люизита, отравляющего вещества кожно-нарывного действия, так снижают его концентрацию в воздухе. Одновременно эвакуируют население военного городка. В противогазах даже малыши.

Виктор Прокофьев, начальник управления ГО и ЧС г.Камбарка: "Мы действительно не так давно, в феврале прошлого года, в связи с распоряжением Правительства Удмуртии выдали каждому по противогазу. Причем выдавали так: работающему населению выдали по два, неработающему - по одному. С чем это связано? С тем, что у работающих противогаз должен быть и дома, и на рабочем месте в обязательном порядке".

Главное при аварии на арсенале: вовремя заметить утечку газа и оповестить все службы. При той схеме контроля и связи, которая была до сих пор, на это могут уйти часы. Система мониторинга окружающей среды, опробованная силовыми структурами на этих учениях, замечает малейший выброс люизита в воздух.

Тамази Габричидзе, министр по делам ГО и ЧС по УР: "Первая ступень - на арсенале хранения, вторая - в санитарно-защитной зоне и в Камбарке. Ступени абсолютно независимы друг от друга, если одна отказала, вторая сработает". Петр Третьяков, начальник Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России: "Компьютерная система автоматически на всех мониторах одно и то же показывает, что у председателя правительства области, что у главы администрации города, что в ЕДДС. А раньше, пока дойдет до республики, уже час пройдет, а через час что-то делать! Слишком поздно".

Для системы многоступенчатого контроля учения в Камбарке были первой пробой, для спецслужб - тестом на совместимость. Работали вместе сразу на нескольких фронтах. Одни обезвреживали террористов, другие оказывали первую помощь населению, третьи брали пробы грунта. Зараженный слой снимали экскаваторами и закапывали в специальные могильники. Итогом учений должно стать решение министра по чрезвычайным ситуациям России: быть системе или не быть.

Михаил Фалеев, заместитель министра по делам ГО и ЧС РФ: "Мы предполагаем по итогам этих учений проинформировать руководство каждого ведомства, которые здесь принимали участие. Надо внедрять систему мониторинга. Это безусловно". Пока судьба новой разработки решается на уровне России, в Камбарке установленную специально для учений систему мониторинга решено оставить.