Председатель Тульской областной Думы Олег Татаринов, занимающий этот пост с 5 ноября 2004 года, ответил на ряд вопросов корреспондента ИА REGNUM.

Олег Владимирович, в течение четырех лет Вы представляли Тульскую областную Думу в Совете Федерации. Какой способ формирования этой палаты представляется Вам наиболее оптимальным?

На сегодняшний момент действует уже третий по счету порядок формирования Совета Федерации. Первый состав избирался напрямую населением регионов - по два депутата от каждого региона. Потом в верхней палате заседали руководители исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации, то есть губернаторы, главы администраций, президенты республик в составе РФ и председатели законодательных собраний регионов. Ваш покорный слуга принимал участие в работе III созыва палаты, куда высшие должностные лица субъектов и законодательные органы делегировали своих представителей. Разумеется, каждая из схем имеет свои преимущества и недостатки. Но, на мой взгляд, так или иначе, должен существовать механизм выборности для сенаторов. В какой форме - прямым голосованием или через какую-то коллегию выборщиков - тема для обсуждения.

Предполагается, что Госдума следующего созыва будет избираться только по партийным спискам. Вы поддерживаете это нововведение?

На мой взгляд, до тех пор, пока партийные структуры на местах не окрепнут, не подтвердят населению свой статус и авторитет, переходить только на пропорциональную систему было бы преждевременно. Может быть, имело бы смысл на первых порах сохранить одномандатников, если не в соотношении 50/50, то хотя бы 60/40 или 70/30, тем самым осуществить переход к пропорциональной системе постепенно.

Олег Владимирович, в течение трех лет Вы являлись первым заместителем председателя Тульской городской Думы, поэтому проблемы местного самоуправления знаете не понаслышке. В настоящее время в России идет реформа муниципальной власти. В этой связи предполагается, что глав муниципалитетов будут избирать, как раньше, всем населением, либо это право перейдет к представительным органам местного самоуправления. Какая модель наиболее приемлема для Тульской области?

Я бы не стал говорить о том, что одна схема однозначно приемлема, другая, категорически нет. Необходимо исходить из местных условий: численности муниципалитета, местных традиций, особенностей. Поэтому, на мой взгляд, оба варианта имеют право на существование.

А в отношении таких административных центров субъектов РФ, как Тула?

Конечно, было бы логично достроить вертикаль исполнительной власти до крупных городов и наделить губернаторов правом назначать глав областных центров. Но если все же останется выборность, то, наверное, право на избрание мэра должно остаться у населения.

На минувшей неделе состоялась поездка группы депутатов в Москву, в ближайшее время предполагается выезд в Орел. Идет обмен опытом?

В Москве отрабатывался механизм взаимодействия администрации области и облдумы с тульскими представителями в обеих палатах Федерального Собрания. Мы совместно обсуждали, что еще до конца года можно "выбить" из федерального бюджета - 2005 для нашей области и как будет строиться эта работа уже в отношении проекта бюджета - 2006. В Орел группа депутатов поедет для того, чтобы ознакомиться с тем, как там решается проблема наполнения бюджета, какие расходные статьи являются приоритетными. Другая группа из числа членов комиссии по местному самоуправлению во главе с ее председателем Сергеем Куликовым отправится в Орловскую область для изучения опыта реформирования местного самоуправления. Здесь есть проблемы, и нам нужно посмотреть, как они решаются у соседей, если там были ошибки, то нам нужно попытаться их избежать.

Спасибо за интервью!