Петербургский строительный бизнес должен быть конкурентоспособен: Выступление Валентины Матвиенко на Съезде строителей Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 26 ноября 2004, 10:21 — REGNUM  Дорогие строители!

Сердечно приветствую всех собравшихся на сегодняшний Съезд членов Союза строительных объединений и организаций. Прошло чуть более года работы нового правительства Санкт-Петербурга и год со дня проведения предыдущего съезда строителей нашего города, на котором мы с вами говорили о работе инвестиционно-строительного комплекса, перспективах и планах. Сегодня - самое время подвести предварительные итоги нашей с вами совместной работы за этот год, рассмотреть вопросы деятельности инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга, обозначить проблемные вопросы и пути их решения.

В предыдущие годы было сделано много по развитию строительства в Петербурге и в этом есть большая ваша заслуга, уважаемые руководители строительных предприятий. Если обобщать результаты того, что сделано, то, на мой взгляд, главное достижение - не только то, что инвестиционно-строительный комплекс признан лучшим в России по итогам 2003 года, но и то, что сегодня создана конкурентная среда. А ведь именно конкурентная среда является основой рыночной экономики.

Поэтому, прежде всего, с этой точки зрения следует оценивать деятельность правительства Петербурга. Я убеждена, что залог нашего с вами успеха, залог активного развития города - использование преимуществ конкурентной среды. Есть единственно верный и возможный путь достижения поставленных целей - это соревнования, конкуренция. И поэтому одним из первых важнейших шагов, предпринятых нами, стало изменение процедуры городского заказа. Что уже сегодня привело к снижению затрат. Экономия за 9 месяцев составила 1 млрд. 637 млн. 184 тыс. рублей. В структуре размещения государственного заказа за 2004 год почти 25% пришлось на конкурсные процедуры. Всего за 9 месяцев 2004 года было заключено 50 тысяч 893 государственных контракта на общую сумму почти 44,5 млрд. рублей. Среди них 9 тысяч контрактов - через открытые конкурсные процедуры, почти 27 тысяч - через запросы котировок.

Эту процедуру мы будем обязательно продолжать и совершенствовать. Потому что это - важнейший элемент использования созданной конкурентной среды на строительном рынке.

Вторым важнейшим и решительным шагом нового правительства стала принятая политика по вопросу распределения земельных участков под строительство. В ее основе лежит так же конкуренция - основным способом распределения участков стали торги. И уже сегодня можно говорить о хороших результатах: по итогам 10 месяцев 2004 года отчисления в городской бюджет на инфраструктуру составили 4 млрд 48 млн. рублей.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что основное направление деятельности правительства в инвестиционно-строительной сфере - использование преимуществ созданной в предыдущие годы конкурентной среды. И первые важные шаги в этом направлении мы уже сделали. Однако только этими двумя шагами не достичь задуманного результата развития. Что на мой взгляд является важнейшими аспектами? Что нужно сделать?

Во-первых, город отстал в градостроительном планировании. Некоторое время назад планирование было лишь нарицательным словом. Но сегодня у нас есть понимание того, что рыночная экономика, имея в своей основе конкурентную среду, заждется так же на четком планировании и прогнозировании. Мы практически приостановили уплотнительную застройку, которая была вынужденной мерой.

Существует понятие "плотность застройки". Это отношение общей площади построенных зданий к площади земли, на которой они расположены. В районах, где стоят "хрущевки", коэффициент плотности - 0,4. То есть на 10 тысячах квадратных метров земли построено 4 тысячи квадратных метров зданий. В районах застройки 70-х годов плотность -0,7. В современных кварталах - 1,1. В историческом центре - 1,5. Для сравнения: в Гонконге есть кварталы с коэффициентом 40.

Городским правительством была поставлена задача выйти на значение коэффициента плотности 1. Вторая задача: земля должна работать и приносить доход городу. И для уплотнения были объективные предпосылки. В пределах исторического центра это места, где когда-то стояли дома. Многие были разрушены во время войны. Их не стали восстанавливать, и там стихийно образовались зеленые зоны. Но с точки зрения градостроительной политики они предназначены под застройку. Проспекты должны быть прямыми, и выбитых зубьев с брандмауэрными стенами быть не должно.

В результате, по сравнению с 1999 годом, объем строящегося жилья вырос на 75%. Это великолепный показатель для любого европейского города. Необходимо отметить, что 90% граждан, заселяющих новые дома - петербуржцы.

Однако, учитывая постоянные жалобы жителей города на "уплотнительную застройку" и строительство в зелёных зонах, в декабре 2003 года был принят мораторий на новое строительство в зеленых зонах сроком на 1 год. Мораторий определен распоряжением Правительства № 23-рп, которое призвано решить 3 задачи:

1) Во-первых, как я уже сказала, наложить временный мораторий на строительство в зеленых зонах сроком на год;

2) Во-вторых, активизировать процессы создания товариществ собственников жилья и оформления земельных участков в собственность ТСЖ и жилищных кооперативов. Для этого так же принято Постановление Правительства об упрощении порядка оформления земельных участков в собственность ТСЖ и ЖСК.

3) И в-третьих, решена задача инвентаризации всех зеленых зон на территории Петербурга. Выявлена 941 зеленая зона общей площадью около 200 га. По результатам инвентаризации разработана программа комплексного благоустройства дворовых и внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга с расчетом завершения полного благоустройства всех городских территорий к 2008 г. В этих целях используются средства городского бюджета, средства муниципальных образований, ТСЖ и ЖСК. Мы так же потребуем от застройщиков предусматривать в проектах благоустройство. Особенно при строительстве в районах сложившейся городской застройки - с учетом соседних домов.

Еще один важный шаг - принятие Закона о регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, который определяет:

 принципы регулирования градостроительной деятельности,

 полномочия органов государственной власти и права органов местного самоуправления в процессе принятия решений в области градостроительства,

 основные положения об участии граждан, общественных объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений,

 виды градостроительной документации, основные положения о составе этой документации, общие требования к порядку деятельности органов государственной власти по разработке и утверждению градостроительной документации,

 виды правовых актов, устанавливающих требования и ограничения к использованию и застройке территорий Санкт-Петербурга

Этот закон является важнейшим элементом формирования Генерального плана города.

И правительством принята Концепция генерального плана города, которая призвана стать основой четкого планирования градостроительного развития города. 17 ноября она была одобрена Законодательным собранием.

Концепция разработана исходя из принципов достижения нашей основной цели - среднеевропейских показателей уровня жизни города. В частности, мы подняли планку обеспечения жильем до 30 квадратных метров на человека. Так же существует целый ряд других показателей, которые приближают нас к европейским стандартам. Это и норма обеспеченности школами, поликлиниками, больницами, уровень автомобилизации, количества торговых площадей на тысячу жителей и другие показатели. Всего при разработке концепции было использовано более 200 показателей.

Санкт-Петербург должен по праву называться европейской столицей. И достижению этой амбициозной, но достижимой цели должен в первую очередь способствовать новый генеральный план нашего города.

Мы выбрали Смешанный вариант вовлечения в оборот новых земель. В первую очередь - это использование земель сельскохозяйственного назначения за счет изменения их функционального назначения. Второе направление - регенерация городских территорий, использование которых не отвечает нуждам города. Это не только вывод промышленных предприятий за черту центра города, но и коренная реконструкция территорий жилищной застройки старого фонда. И вы все знаете такие примеры - улица Шкапина-Розенштейна, Петроградская сторона, ул. Ленина в Колпино и ряд других.

Одобренная правительством концепция генерального плана дает толчок к разработке четких правил функционального и правового регулирования, а в последствии - правил застройки города. Все эти документы в дополнение к концепции генплана должны быть разработаны до 1 июня 2005 г.

Однако, не дожидаясь этого, правительство предприняло ряд мер, уже сегодня ставших важными элементами правового и функционального регулирования. Прежде всего, принят высотный регламент, который касается застройки исторического центра и призван сохранить исторический силуэт города. Утвержден и согласован с федеральными министерствами и ведомствами перечень лакун (участков исключений) из объединенной охранной зоны.

Это позволит упорядочить процессы реконструкции и нового строительства в центре города, которые сегодня иногда носят хаотичный характер. В перечне насчитывается более 300 участков, потенциально пригодных для реконструкции и нового строительства (их общая площадь - более 1 миллиона квадратных метров). И каждый из этих участков прошел тщательную экспертизу. Ни один из них не представляет угрозы для охраняемого наследия, зеленых насаждений. И что особо важно, принятый документ позволит "закрыть тему уплотнительной застройки". Историческая часть города - наше великое наследие, и мы должны очень бережно к нему относиться. Но город не может себя законсервировать, остановиться в своем развитии. Этот процесс должен быть поставлен в строгие, четко очерченные законом рамки. Впредь любое строительство в центре города будет вестись в соответствии с утвержденным перечнем участков и под строгим государственным контролем.

Основными территориями под жилищную застройку в ближайшие годы будут: - Красногвардейский район, квартал 50 Ржевка-Пороховые, где общая площадь перспективной жилой застройки составляет 150 тыс. квадратных метров;

- В Невском районе кварталы 9, 9А, 19А и 23 севернее ул. Новосёлов. Здесь будет построено 1 млн 200 тыс квадратных метров;

- Выборгский район, кварталы 9 и 25А в Шувалово-Озерках - 500 тыс квадратных метров жилья;

- В Северо-приморской части города можно построить 2 млн 500 тыс квадратных метров на территориях кварталов 55, 56А,Б, 58, 59А,Б;

- В Красносельском районе, а так же в Сосновой Поляне общая площадь перспективной жилой застройки составляет 2 млн. 300 тыс квадратных метров. Я имею в виду кварталы 15 - 39 в Красносельском районе, а так же квартал 3-Б в Сосновой Поляне.

Благодаря развитию этих территорий мы сможем достичь к 2008 году показателя ввода жилья - 3 млн. квадратных метров в год. Приняты программы дорожного строительства, развития промышленности и ряд других.

Все вышеперечисленные мероприятия - так же являются важными элементами формирования Генерального плана города. Осуществляя градостроительное планирование на основе прогноза социально-экономического развития и на основе поставленной нами цели достижения европейских стандартов жизни, - мы сможем подойти к решению всех этих вопросов. Санкт-Петербург по праву должен и может стать Европейской столицей.

Но наряду с этим существует самая главная, болезненная проблема - оставшееся нам в наследство отсутствие инженерно подготовленных территорий. Все инженерные мощности, сети и головные источники исчерпаны.

Правительством Санкт-Петербурга разработаны и уже внедряются долгосрочные программы развития на 2004-2010 годы:

- реконструкции и развития головных сооружений и магистральных сетей ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга"

- реконструкции и развития головных сооружений и магистральных сетей предназначенных для газоснабжения Санкт-Петербурга

- реконструкции и развития головных сооружений и магистральных сетей предназначенных для водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга

- реконструкция и развитие головных источников инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО "Ленэнерго"

- газификации объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга на 2004- 2010 годы.

В 2005-2007 годах намечено увеличить капитальные вложения в модернизацию и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, в строительство новых головных источников в среднем в 3 раза. Это будет нашим важнейшим приоритетом на ближайшие годы. Что касается участия города в решении этого вопроса, то правительство четко выполняет свои обещания: на нашей с вами встрече год назад мною было дано обещание направлять 70% средств, собранных с застройщиков на инженерную подготовку. Такая схема работает весь этот год и надо сказать, это значительные средства. На примере бюджета 2005 г - общий планируемый сбор средств с застройщиков составит 6,6 млрд руб.

Сегодня мы упорядочили отношения с монополистами - принят ряд нормативных документов. Правительство города приняло решение о вводе оплаты за присоединение к инженерным сетям, регулировать которую будет региональная энергетическая комиссия. Уже принята методика определения платы за присоединение к электрическим сетям "Ленэнерго" и до конца этого года будут приняты методики определения платы за подключения к системам теплоснабжения, водоснабжения и канализования. Эти меры гарантируют выполнение работ монополистами и обеспечат прозрачность расходования финансовых средств, а так же позволят установить сбор на присоединение к инженерным сетям.

В то же время, надо понимать, что реализация этих программ зиждется не только на городском бюджете и собственных средствах предприятий. Для успешного развития городского хозяйства необходимо создать инвестиционно привлекательные условия для представителей крупного, среднего и малого бизнеса в этой сфере.

Правительство приняло курс на привлечение частного капитала в инженерную подготовку городских территорий в частности и в целом в жилищно-коммунальное хозяйство. В первую очередь я имею в виду привлечение бизнеса к строительству головных сооружений. И с этой целью Правительством подписаны Соглашения с Газпромом, РАО ЕЭС, которые должны обеспечить надежное газо- и теплоснабжение города и предусматривающие выделение дополнительных объемов. Но не менее важно обеспечить широкое, я бы сказала - тотальное, внедрение ресурсосберегающих технологий. Потребление воды, газа, тепла в нашем городе почти в 2 раза выше среднеевропейских показателей.

Есть пример сооружения теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ за счет частных инвесторов, в том числе за счет банковских кредитов. Есть пример строительства ЮЗОС так же за счет кредитов и грантов. В 2004 году началась реализация крупных инвестиционных проектов по газификации Курортного района Санкт-Петербурга, модернизации и реконструкции системы теплоснабжения Петроградского административного района. К 2006 году планируется завершить инвестиционный проект по обеспечению теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга. Ведутся работы в рамках соглашения о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, РАО ЕЭС и ОАО "Внешторгбанк" в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга. По соглашению с Российскими коммунальными системами будет построена котельная в районе Ржевка-Пороховые.

Приоритетной задачей мы считаем модернизацию и развитие инженерных сетей и головных источников, внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, обеспечение учета потребления. И я призываю крупные строительные компании города принять участие в строительстве головных сооружений с последующей эксплуатацией. Большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы являются коммерчески выгодными. Финансовое оздоровление отраслей городского хозяйства требует развития отношений частно-государственного партнерства и активного привлечения инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. Стратегическое партнерство Санкт-Петербурга с организациями крупного бизнеса направлено на обеспечение надежности энергоснабжения города, снижение издержек и развитие инженерно-энергетического комплекса города.

Для снижения бюджетных издержек и повышения качества управления сетевыми активами энерго- и ресурсоснабжающих организаций Санкт-Петербурга будут созданы общегородские тепло и электросетевые компании, единая городская энергосбытовая компания.

В целом планомерная совместная работа в этом направлении позволит в ближайшее время решить вопрос инженерного обеспечения города. А развитие инженерных сетей и головных источников позволит активизировать жилищное строительство на новых территориях.

И только благодаря развитию новых территорий мы сможем решить еще одну большую проблему - расселение ветхого и аварийного фонда. В нашем городе значительное количество ветхих и аварийных зданий, коммунальных квартир - как правило, там и находящихся. В этом направлении так же необходимо проводить планомерную работу, удачные примеры которой уже есть. Полностью расселены здания на Крестовском острове, где ответственность лежала на городской администрации; мы приступили к расселению большой территории Шкапина-Розенштейна.

Однако, решения этой проблемы невозможно без активного бюджетного строительства. Одна из ошибок, совершенных в прошлые годы - снижение объемов бюджетного жилищного строительства. Наряду с тем что в Петербурге удалось решить проблему дотационных ЖСК, договорников Главлениградстроя, Молодежных жилых кооперативов и целый ряд других, в последние годы бюджетное строительство проходило на уровне 50-60 тыс кв м в год. А начиная с 2005 г мы подняли эту планку до 100 тыс кв м, а в 2006 году планируем построить за счет городского бюджета 150 тыс. кв м.

По всем прогнозам бюджетное строительство должно устойчиво занимать нишу на рынке жилищного строительства в пределах 10%. Это позволит решить не только задачу расселения ветхого и аварийного фонда, но и задачу обеспечения жильем категорий граждан, заботу о которых обязано взять на себя государство. Наряду с бюджетным строительством и выделением жилья для расселения граждан, приоритетной задачей является развитие ипотечного кредитования. Мы подписали соглашение с 32 банками и несмотря на сложную ситуацию на рынке жилья 2004 года, уже выдано более 600 ипотечных кредитов. Создано Санкт-Петербургское ипотечное агентство, которое призвано реализовывать политику города относительно ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге. Агентство заключило соглашение о сотрудничестве по программе рублевого ипотечного кредитования с 19 коммерческими банками города. На сегодняшний день, после выработки внутрибанковских регламентов работы, банками начата работа по рассмотрению заявлений граждан на предоставление ипотечных кредитов.

Кроме того, в бюджете 2005 г. предусмотрены субсидии для работников бюджетной сферы, а так же граждан, стоящих в городской очереди. В случае, если эти семьи будут использовать систему ипотечного кредитования, субсидии облегчат им доступ на рынок ипотечного жилья.

Таким образом, используя конкурентную среду, планомерно занимаясь вопросами развития инженерных сетей в городе, четкого градостроительного планирования, жилищного строительства и расселения ветхого и аварийного фонда - мы создаем условия для привлечения инвестиций.

Не случайно в новом законе "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" создано понятие "стратегический инвестор" или "стратегический партнер". Сегодня правительство Санкт-Петербурга уже подписало соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам развития города с РАО ЕС, РАО Газпром. Именно в рамках этого соглашения РАО Газпром только в 2005 году вложит в газификацию Санкт-Петербурга более 1 млрд руб. И сегодня подготовлено подобное соглашение с РАО Железные дороги.

Стратегический инвестор важен для города как показатель хорошего инвестиционного климата. Вслед за такими крупными инвесторами как Газпром, РАО ЕС, на их примере, смогут прийти и другие фирмы, предприятия, основывающие производство в нашем городе. И такие примеры уже есть - это и Элкотек - производство электроники, это переговоры с фирмой Тойота и другие крупные проекты.

Но и уже наработана определенная база для привлечения инвестиций. Разработан и уже сегодня начинает проектироваться Западный скоростной диаметр и параллельно идет проектирование нового Морского вокзала Петербурга. Речь идет о большом проекте, связанном с намывом территории за гостиницей Прибалтийская. В общей сложности город получит территорию в 200 га, на которых наряду с Морским вокзалом может разместиться, например, крупный жилой комплекс. Можно сказать, что проектируется Морской фасад города.

И еще один крупный инвестиционный проект будет реализован в нашем городе - мы приняли решение о строительстве нового стадиона. А так же рассматривается целый ряд других крупных проектов.

Привлечение инвестиций путём переговоров, уговоров крупных фирм - не даст полного эффекта без снижения административных барьеров. И это очередной вопрос, требующий скорейшего решения.

Возвращаясь к началу своего выступления, повторю тезис о необходимости использования конкурентной среды. Переход от системы целевого выделения участков к системе торгов является единственным путем уничтожения имеющихся сегодня административных барьеров. Я убеждена, что с принятием Закона Санкт-Петербурга "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" мы решили задачу обеспечения равной доступности строительных компаний к земельным участкам. Этот закон установил полномочия и порядок работы Правительства Санкт-Петербурга по предоставлению земельных участков и объектов недвижимости для строительства - он предусматривает, что только Правительство Санкт-Петербурга может принимать решения о предоставлении объектов для строительства и реконструкции. Преимущественной формой предоставления объектов недвижимости стали торги. Критерии выявления победителей торгов будут также устанавливаться Правительством. Торги являются абсолютно открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса архитектурно-градостроительных, социальных и культурных проектов.

Я знаю, что у вас есть много нареканий в связи с проведением торгов - и по короткому и по полному пакетам. Многие и вас обеспокоены из-за прихода в наш город инвесторов из других регионов, в частности, московских.

И я еще раз повторю - торги не только обеспечивают равную доступность для всех желающих работать на строительном рынке, но и устраняют административные барьеры. Полностью - в случае продажи по полному пакету и в значительной мере - при продаже по короткому пакету. Поэтому мы будем продолжать работу именно по этой схеме. Торги будут проходить в четырех формах:

1. Торги по расселенным зданиям. Торги уже идут, продано несколько объектов. Всего предполагается выставить 44 объекта. КУГИ готовит документацию к торгам, организовывает и проводит торги ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга".

2. Торги по полному пакету. Документацию к торгам будет готовить Комитет по строительству. Организовывать и проводить торги будет также ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга". Минимальное количество торгов, которые должны пройти в 2005 году - 100 объектов.

3. Торги по короткому пакету. Первый аукцион земельных участков состоялся 9 июня и с этого момента всего на торгах было продано 20 участков, из них на 17 можно построить 452 728 кв.м. жилья, на остальных - два объекта торгового назначения и один административного. До конца года для проведения торгов планируется подготовить 47 земельных участков, из которых на 28 участках можно построить жилье площадью 1 253 000 кв.м. Прошедшие аукционы показали, что торги под жилую функцию состоялись с первого раза с увеличением цены продажи 1 кв.м. возводимых улучшений по отношению к начальной в среднем на 21%. Документацию к торгам готовит Комитет по строительству. Фонд имущества будет проводить торги на право аренды на 6 лет с возможным проектированием и строительством.

4. Торги в собственность. Мы предполагаем подготовить и продать в собственность около 10 земельных участков различного назначения.

Конечно, основным видов торгов являются торги по полному пакету. Я думаю, что уже в 2005 году торги по короткому пакету будут прекращены и все основные торги будут проводиться по полному пакету. Кроме этого, мы внедрим процедуру торгов на право приобретения земельных участков в собственность, а так же будем проводить конкурсы с фиксированной ценой, где победителем будет являться та компания, которая предложит лучшую концепцию развития территории.

Процесс подготовки полного пакета длителен. Поэтому при привлечении бизнеса к подготовке документации необходимо проводить конкурс не только по цене, но и по срокам разработки документации. Привлечение бизнес-структур к подготовке документации за вознаграждение, размер которого может составлять до 5% от продажной цены объекта, по моему мнению, основной инструмент активизации торгов.

Принятый курс на торги повлечет за собой следующие последствия:

 будет закрыт доступ посредникам, фирмам-однодневкам. Они не смогут участвовать в торгах с большим задатком. При этом не будут ограничены возможности малого бизнеса по получению небольших земельных участков под объекты автосервиса, торговые павильоны, в т.ч. находящиеся в краткосрочной аренде.

 будет обеспечен легкий доступ на рынок крупного инвестора.

 массовые торги будут способствовать вовлечению в коммерческий оборот земель промышленных предприятий в центральных частях города, а также земель сельскохозяйственного назначения.

В этом году будут проводиться только торги в форме аукциона. Вместе с тем сохранится и процедура целевого предоставления. В Законе четко прописаны случаи, в которых Правительство Санкт-Петербурга может принять решение о целевом выделении объектов недвижимости. Для земельных участков это три случая:

1. при прокладке инженерных коммуникаций,

2. на праве бессрочного пользования в соответствии с уставными целями (относится в первую очередь к государственным учреждениям и предприятиям)

3. с предварительным согласованием места размещения объекта (т.е. по результатам проведения изыскательских работ).

При предоставлении зданий и сооружений это правило распространяется на:

1. Общежития,

2. Аварийные объекты,

3. Культовые здания, объекты культуры, науки, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, гостиницы.

Кроме того, целевое предоставление земельных участков, зданий и сооружений станет возможным в следующих случаях:

1. В соответствии с Соглашениями, заключенными между Санкт-Петербургом и РФ, субъектами РФ, иностранными государствами, стратегическими инвесторами;

2. В соответствии с целевыми Программами Санкт-Петербурга и РФ;

3. В случае несостоявшихся торгов единственный участник также получит возможность целевого предоставления объектов недвижимости.

Необходимо подчеркнуть, что инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу нового Закона сохранят свое действие до окончания срока действия. Своеобразной "отсечкой" является Постановление Правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ. По Постановлениям Правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ, принятым до принятия нового Закона, сохранится возможность заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях (т.е. целевое предоставление).

Согласование всех проектов Постановлений Правительства Санкт-Петербурга проводится на рабочем совещании под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга А. Вахмистрова, с участием представителей профильных комитетов, визирующих проекты Постановлений. Этот механизм избавит инвесторов от необходимости самостоятельно согласовывать проекты Постановлений Правительства во всех отраслевых комитетах. После рассмотрения рабочим совещанием, проекты Постановлений выносятся на утверждение Правительства Санкт-Петербурга.

Принятие закона об установке порядка рассмотрения документов и проведение торгов - это всё элементы открытой политики и снижения административных барьеров. Я убеждена, что на этом пути еще очень много сделать предстоит. Вы все с этим сталкивались и знаете, что существуют многочисленные поборы - так называемые ускоренные согласования - которые необходимо ликвидировать. И борьба с этими издержками будет продолжаться.

Снижение барьеров, привлечение инвестиций наряду с привлечением стратегических инвесторов невозможно без конкретной работы по развитию территорий. Эту работу призваны осуществлять агентства по развитию территорий. Однако, к сожалению, по прошествии этого года мы не увидели в полной мере реальных успехов, реальных достижений в этом направлении. Тем не менее, мы будем продолжать комплексное развитие территорий Митрофаньевского шоссе, продолжится работа по комплексному преобразованию территории Московская-товарная под общественно-деловую и жилищную застройку.

Так же нужна планомерная работа по использованию земель занятых Министерством обороны. Точнее, не самим министерством, а многочисленными воинскими частями в составе некоторых из них на мой взгляд остались только одни командиры. Вовлечение этих земель в оборот, наряду с вовлечением в оборот земель сельскохозяйственного назначения, позволит активизировать жилищное строительство на этих территориях. Согласно концепции генерального плана, эти земли являются мощным земельным ресурсом для развития жилищного и коммерческого строительства. Так же мы не должны забывать про вывод предприятий за черту центра города.

Уже проделана большая работа в этом направлении- проведена инвентаризация существующих промышленных зон, выявлены резервы. Недавно было создано ГУ Агентство промышленных инвестиций и мы надеемся, что частный бизнес будет вовлечен в процесс вывода предприятий из центра, и, в некоторых случаях - закрытие и ликвидацию большого количества так называемых "лежачих" предприятий.

До сих пор не урегулирован до конца вопрос отчислений в бюджет при строительстве на территории с изменением ее функционального назначения. Как у каждой медали, в этой проблеме существует две стороны. Мы могли бы вовлекать такие земли в оборот путем освобождения от платы. Однако, тем самым мы снизим доход в бюджет от предоставления больших городских территорий. Поэтому, я убеждена, что политика в этом вопросе должна быть следующая. Необходимо переходить в этом секторе к частной собственности, к цивилизованному рынку. У вас возникает вопрос - будет ли правительство в таком случае брать деньги? И правильным ответом на этот вопрос будет - нет, если земля находится в частной собственности.

Таким образом, выкуп земли в частную собственность на ранней стадии - гарантия отсутствия дополнительных отчислений в бюджет, т.к. при выкупе в бюджет уже перечисляются средства. Но самое главное - появляется возможность получения под залог земли банковского кредита на реализацию инвестиционного проекта. Правительство приняло решение по снижению платы при выкупе земли в собственность. Сегодня для всех она составляет 9 ставок земельного налога. Это позволит активизировать процесс выкупа земли в собственность.

Снижение административных барьеров и привлечение инвестиций не позволит активно развивать Санкт-Петербург без реализации крупных проектов федерального значения за счет федерального бюджета. Этим стройкам Правительство города уделяет большое внимание.

Городом разработан и осуществляется проект строительства восточного полукольца, которое будет завершено в 2005 году. Но уже сегодня можно проехать от станции Горская до проспекта Просвещения. В ближайшее время будет открыт новый вантовый мост через Неву.

Президент России В. Путин дал поручение правительству Российской Федерации выпустить постановление Правительства РФ об ускорении строительства Западного полукольца. Завершение этой большой и важной стройки позволит закончить Кольцевую автомобильную дорогу, что повлечет за собой приток значительных инвестиций - уже сегодня КАД вызывает огромный интерес по размещению, в первую очередь, предприятий логистики, а так же переработки и сборочной промышленности. В ближайшие дни Правительство Санкт-Петербурга и правительство Ленинградской области проведут совместное заседание в том числе по вопросу использования территорий в районе кольцевой дороги.

Неотъемлемой частью КАДа является Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, строительство которого должно быть завершено намеченные сроки - к 2008 г. Реализация этого проекта, в свою очередь, даст возможность активизировать процессы развития в г. Ломоносове и ближайших пригородах Санкт-Петербурга.

Обозначенные мною пути решения важнейших городских проблем, несомненно, являются залогом успешного развития инвестиционно-строительного комплекса и города в целом. И нам с вами многое еще предстоит сделать по всем направлениям. Однако, я хотела бы уделить внимание еще одному важному вопросу, решение которого зависит, прежде всего от вас. Я говорю о соблюдении норм и правил при проведении строительных работ. Проблемы качества строительства вызывают серьезную обеспокоенность. Низкая организация труда на стройплощадках, отсутствие должного контроля за соблюдением строительных норм и правил привели к росту количества аварийных ситуаций (в частности, за последний год участились случаи падения башенных кранов). Возрастающий поток жалоб населения свидетельствует о низкой эффективности мер, принимаемых к строительным компаниям-нарушителям. Уже становится практически нормой для некоторых фирм начинать и вести строительство без получения разрешения на производство работ. Несмотря на то, что спрос превышает предложение, сроки строительства часто нарушаются.

Именно поэтому правительством принято решение о создании отраслевого исполнительного органа - Службы по надзору в сфере проектирования и строительства. Вновь создаваемая единая служба будет сформирована за счет передачи численности из:

 Управления сопровождения инвестиционных проектов Комитета по строительству;

 Управления государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) Комитета по градостроительству и архитектуре;

 Управления государственной вневедомственной экспертизы. При этом сама экспертиза будет носить двухуровневый характер. Будет создано государственное учреждение "Центр экспертизы", что позволит в официальном порядке привлекать экспертов для проведения экспертизы.

На наш взгляд, работа этой службы позволит не только улучшить состояние строек, но и привести в единое русло все вопросы контроля от стадии проектирования объекта до его ввода в эксплуатацию. В том числе мы надеемся, что контроль на стадии проектирования позволит более жестко подходить к вопросу себестоимости строительства, особенно бюджетного. Таким образом, частично решится вопрос снижения себестоимости строительства и, как следствие - стоимости жилья на рынке.

Очевидно, что снижение себестоимости строительства - один из важнейших факторов развития города, которого невозможно добиться одними призывами и лозунгами. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию предприятий стройиндустрии, внедрению новых технологий. Мы внимательно следим за наметившимися тенденциями монополизации рынка промышленных строительных материалов. И мною даны конкретные поручения управлению антимонопольной политики. Так же, на мой взгляд, целесообразно было бы подготовить и подписать пакеты ценовых соглашений с основными производителями стройматериалов.

Снижение себестоимости в строительстве позволит активировать спрос на рынке, что важно не только с точки зрения экономики, но и социальной политики, проводимой правительством.

Еще один важный вопрос, на котором я хотела бы остановиться - подготовка и закрепление кадров в области строительства. Совсем недавно под эгидой Союза строительных объединений и организаций проходила конференция, посвященная проблемам привлечения кадров в строительную отрасль. Ее проведение выявило действительно важную проблему, которая требует скорейшего решения. Я призываю руководителей крупных предприятий подумать о том, чтобы взять на обеспечение профессиональное училища, которое могло бы впоследствии обеспечивать ваши компании квалифицированными специалистами. В свою очередь правительство готово рассмотреть вопросы о передаче ПТУ в частную собственность, естественно, при условии сохранения профиля училища.

Вот некоторые из вопросов, на которых я хотела бы остановиться и убеждена, что все они могут быть решены только при активном взаимодействии органов исполнительной власти, Законодательного собрания и бизнес-сообщества. При диалоге с бизнесом, наряду с непосредственными контактами, совещаниями и переговорами с представителями крупных строительных организаций, по прежнему высока роль у общественных объединений. Сегодня в инвестиционно-строительном комплексе существует несколько профильных объединений. Прежде всего, это союз строительных компаний "Союзпетрострой", которому в следующем году исполняется 10 лет, активно работает и Ассоциация домостроителей, а так же целый ряд других профильных организаций. Однако, я считаю важным, что именно в нашем городе впервые создан Союз строительных объединений и организаций. На сегодняшний день ССОО является самым крупным территориальным объединением в России. Среди членов Союза 500 прямых и более 1800 ассоциированных участников.

Безусловно, деятельность Союза, объединившего практически все строительные компании нашего города, плодотворно сказывается на общем состоянии и внешней инвестиционной привлекательности строительного комплекса как в глаза инвесторов, так и горожан. Взаимодействие с населением, формирование положительного имиджа строителей - очень актуальная задача сегодняшнего дня. Да и общественная жизнь внутри строительного сообщества также немаловажна. Меня порадовала информация о проводимых Союзом спортивных соревнованиях, а так же участии Союза в проведении профессиональных конкурсов, специализированных выставок, конгрессов и форумов. Все это - важнейшие элементы общественной жизни. И правительство города всегда будет поддерживать проведение подобных мероприятий.

Очень важна, на мой взгляд, работа Союза по содействию в подготовке документации на награды строителей. Благодаря ей, строитель Северной столицы - это не только интересная, нужная и очень почетная профессия., но и теперь это ещё и звание: Союз строительных объединений и организаций инициировал создание нагрудного знака "Строителю Санкт-Петербурга". Этот знак будет вручаться работникам предприятий за многолетние заслуги и разработку современных проектов в области строительства.

Сегодняшние строители продолжают дело великих мастеров, которые создали наш город таким, какой он есть сегодня - одним из прекраснейших городов мира. Петербург - предмет гордости всей России. И одно из подтверждений того, что работу наших строителей видят и ценят - присвоение наград городского и федерального уровня.

И возможно, этих, несомненно, заслуженных наград было бы еще больше, если бы в городе существовала специальная структура, которая аккумулировала бы заявки, занималась бы оформлением документов и представлением их на всех уровнях. Поэтому я искренне благодарю Союз за то, что он взял на себя это большое дело. Я знаю, что уже началась работа по созданию единой комиссии по рассмотрению наградных документов работников инвестиционно-строительного комплекса. И на сегодняшний день ССОО принято уже более 400 заявок.

Так же хочу поблагодарить Союз за участие в очень важной и нужной программе "Долг". В ёё рамках 19 крупных строительных фирм города подписали соглашение о сотрудничестве с Правительством города. Вашими силами, дорогие строители, будет оказана благотворительную помощь Госпиталю для ветеранов войн. Ведь нашей главной нашей задачей при подготовке к 60-летию Победы является забота о ветеранах и блокадниках, забота о поколении, перед которым все мы в неоплатном долгу.

И еще об одном важном деле Союза я хотела бы сказать. 28 мая мы с вами вместе присутствовали на закладке Парка Строителей и церкви святого апостола Петра в Невском районе города, создание которого инициировал Союз. И я рада, что в городе появится новый парк, который будет носить имя Строителей - людей самой созидательной в мире профессии. А с благословения митрополита в новом парке будет возведен храм во имя небесного покровителя нашего города - святого апостола Петра. Я уверена, - это благое начинание получит самую горячую поддержку петербуржцев.

На сегодняшний день на рынке труда Санкт-Петербурга назрели серьезные проблемы. Отмечается большая нехватка как квалифицированного, так и неквалифицированного персонала. Это касается и строительной отрасли. И отрадно, что именно Союз строительных объединений и организаций совместно с другими ассоциациями и организациями содействует решению кадровой проблема в строительстве, ведя работу по мониторингу потребностей в строительных кадрах, поддержке учебных заведений высшего и среднего специального образования, организации конкурсов, учреждении стипендий и другим направлениям.

И конечно, именно Союз способен после принятия закона об отмене лицензирования должен стать тем органом, который и будет рассматривать вопросы о квалификации стать саморегулирующим органом, гарантом качества возводимого в нашем городе жилья. И я считаю, что это очень важно в первую очередь для жителей нашего города.

Членом Союза - Группой ЛСР совместно с правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а так же Санкт-Петербургским Союзом журналистов учрежден журналистский конкурс "Золотой гвоздь". И не так давно состоялась уже вторая церемония награждения журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, достигших наивысших профессиональных результатов в освещении работы строительного комплекса, развития рынка недвижимости и формирования инвестиционного климата. Проведение этого конкурса, на мой взгляд, является одним из важнейших элементов общественной деятельности. Ведь правдивое и профессиональное освещение работы строительного комплекса - очень важно для развития не только отрасли, но и всего города. К слову, я хочу поблагодарить всех журналистов, работающих в этой сложной сфере.

А Союзу строителей желаю успехов и продуктивной работы! Убеждена, что совместно с вами мы продолжим процесс развития Санкт-Петербурга. Я, как губернатор Санкт-Петербурга, обещаю сделать все возможное для того, чтобы были созданы все условия для вашей работы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail