Российские автопромышленники обсудили в Чебоксарах вопросы качества

Москва, 26 ноября 2004, 07:48 — REGNUM  В рамках VI Республиканской научно-практической конференции "Культура качества - путь к благополучию" в Чувашии прошел практический семинар, посвященный проблемам качества в отечественном автомобилестроении. За круглым столом встретились все заинтересованные стороны. Помимо представителей ассоциаций и объединений автопроизводителей и производителей автокомпонентов, участниками встречи стали директора по качеству крупнейших предприятий российского автопрома - в их числе были и ОАО "АвтоВАЗ", и ОАО "КАМАЗ". Свой взгляд на проблемы автопромышленников смогли высказать и специалисты Поволжского клуба качества и АНО "Институт качества". Интерес к перспективам развития российского автомобилестроения проявили японские бизнесмены - о возможностях, которые предоставляет российско-японское сотрудничество в этой сфере говорил на семинаре глава представительства Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в Москве. Участвующие специалисты обсуждали самые острые проблемы автомобильного производства в России с акцентом на различные аспекты управления качеством в этой отрасли, требования и критерии, условия сертификационного аудита.

Количество выпускаемых в России автомобилей растет, многие предприятия отечественного автопрома имеют хорошие темпы роста производства, сообщил на семинаре руководитель технического комитета НП "Объединение автопроизводителей России" Игорь Коровкин. Параллельно увеличился ввоз новых иностранных автомобилей в ценовой категории 12-15 тысяч долларов - автомобили такого класса в России пока не производятся. Это дает автопроизводителям основание говорить о том, что у людей появляется больше возможностей покупать подобные автомобили, и у российской автомобильной промышленности хорошие перспективы. Главной проблемой остается качество как конечной продукции - автомобилей, так и комплектующих к ним. По мнению экспертов, до 70% неприятностей автопрома связаны с поставками некачественных комплектующих изделий. При низком качестве деталей поставщики комплектующих неоправданно завышают цены, особенно для совместных предприятий - автосборщиков. В результате перспективные клиенты проигрывают и в качестве, и в цене.

По словам представителя Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Вадима Егорова, российский автопром теряет свое главное преимущество - потребитель уже обращает мало внимания на невысокие цены на автомобили, российские авто воспринимаются преимущественно как не очень хорошие, не очень качественные машины. В совокупности эти факторы могут привести к тому, что конкурентную борьбу на рынке наши автомобили проиграют. И в этой ситуации не спасет даже внедрение на производстве более жестких систем управления качеством, если предприятия будут придерживаться их так же, как сейчас. Значительно повышаются требования к поставщикам комплектующих. Чтобы российские автомобили могли считаться действительно хорошими, производителям автокомпонентов нужно работать в разы лучше.

Проблемы усиливаются отсутствием значимых для производства знаний, информации и статистики, неумение ими пользоваться. Работа предприятий-автосборщиков с поставщиками комплектующих должна выходить на новый уровень, говорят участники семинара. Половина проблем и несоответствий в качестве автомобильных компонентов возникает из-за того, что у поставщиков нет представления о том, что от них хочет автосборщик. Сейчас начинается проявляться позитивная тенденция - некоторые предприятия-автосборщики анализируют собственное производство, внятно формулируют свои потребности и доносят их до поставщиков.

Потенциал рынка автокомпонентов гораздо больше, чем его реальные объемы. По данным председателя комитета по технической политике национальной ассоциации производителей автокомпонентов Рифата Салимгареева, в 2003 году было выпущено 1,5 млн автомобильных комплектов, в то время как их годовое производство может поднятся до 5-6 млн комплектов при экспортном потенциале около 30%.

Участники семинара были единодушны в том, что международные стандарты качества - не предел совершенства. Это лишь необходимый минимум для выхода на рынок. Именно повышение внутрикорпоративных стандартов качества позволило многим зарубежным автомобильным гигантам добиться отличных результатов и значительно опередить конкурентов. Особой темой прозвучало то, что необходимо очень внимательно следить за тем, насколько заслуживают доверия фирмы, которые предлагают консалтинговые услуги по внедрению на предприятиях систем качества и сертификационный аудит.

Представители предприятий делились своими наработками, как им удается повысить качество продукции и уменьшить процент брака. Среди наиболее эффективных способов решения - перевод коллективов предприятий на самоконтроль, когда каждый рабочий предприятия одновременно выступает контролером за качеством продукции. Такой подход к обеспечению качества очень распространен на японских автомобильных предприятиях. Глава представительства Японской организации по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в Москве Ивао Охаси отметил, что для японских производителей качество - главный приоритет, даже прибыль не столь важна. Именно поэтому рентабельность японских компаний ниже, чем у американских и европейских предприятий, зато они имеют большую эффективность. Яркий пример - компания "Тойота", где каждый рабочий готов контролировать качество производимой им продукции и брать на себя ответственность за это. Через два-три года "Тойота" откроет производство в России. И это, по словам Ивао Охаси, станет катализатором революционных изменений в российской промышленности. Компания приведет на российский рынок новые технологии и свои автомобильные ноу-хау. За "Тойотой" последуют десятки японских автомобильных компаний, например, производящих автокомпоненты. И это может иметь гораздо большее значение для некоторых регионов России, чем размещение самого производства "Тойоты". Эти компании также имеют новейшие технологии, но пока не умеют заниматься бизнесом в российских условиях. Господин Охаси выразил надежду, что промышленность Чувашии сможет наладить эффективные партнерские отношения с японскими предприятиями, и сообщил, что японская сторона готова к сотрудничеству. По его мнению, есть множество возможностей для привлечения японских инвестиций и интереса со стороны компаний, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail