Законодательная деятельность Национального Собрания Армении

Статистический анализ законодательной деятельности НС показывает, что Национальное Собрание Армении работает довольно напряженно и эффективно. Другой вопрос, что не все депутаты постоянно участвуют в законодательной деятельности, и невелико число тех, кто занят каждодневной парламентской деятельностью. Это еще раз приводит нас к тому убеждению, что мы должны думать о необходимости дальнейшей политизации имеющих место в парламенте процессов, чтобы в Национальных Собраниях последующих созывов политико-законодательной деятельностью занималось как можно большее число депутатов.

На сегодняшний день в Национальном Собрании РА третьего созыва созваны 4 очередные и 3 внеочередные сессии. Согласно Регламенту НС, созвано уже 23 трехдневных заседания. Поступило в обращение 345 законодательных проектов и пакетов проектов, из них 202 представлены Правительством, а 143 - депутатами Национального Собрания. Президент Армении представил парламенту на ратификацию 118 международных договоров.

Национальное Собрание приняло 199 законов, из которых 45 - основные, а 154 - изменения и дополнения в уже действующие законы. 35 проектов законов приняты в первом или втором чтении и полностью подлежат принятию. Национальное Собрание ратифицировало 110 международных соглашений, договоров или конвенций. Приняло 548 постановлений, из которых 150 - нормативных, а 398 - локальных. К сведению приняты 12 программ, сообщений и отчетов. В обращении находятся 80 законодательных проектов и 8 международных договоров.

Вкратце обобщая мои соображения по этому разделу, считаю нужным процитировать одного из великих философов: "Вместо того, чтобы проклинать тьму, зажгите хотя бы одну свечу". Те люди, которые все время пытаются охаивать или компрометировать парламент, лучше пусть придут и активно поработают в парламенте, займутся решением проблем народа.

Работа постоянных и временных комиссий НС

6 постоянных комиссий НС за отчетный период работали активно, все законодательные проекты и пакеты, международные соглашения, договоры и конвенции обсуждались в комиссиях, по актуальным и важным вопросам организованы парламентские слушания. Поскольку непосредственные результаты работы комиссий отражены в заседаниях НС, не считаю целесообразным подробно останавливаться на них.

На первом заседании второй сессии НС, 9 сентября 2003г., по решению Национального Собрания созданы 3 временные комиссии.

Председатель Временной комиссии НС по вопросам интеграции в европейские структуры, заместитель Председателя НС Тигран Торосян 17 февраля 2004 г. представил Национальному Собранию промежуточное сообщение о проделанной работе, в результате чего срок деятельности комиссии продлен до 1 апреля 2007 г.

В результате эффективной деятельности Национального Собрания также с успехом выполняем наши обязательства в Совете Европы (СЕ). Дважды СЕ по поводу парламента принял блестящие резолюции, Ассамблея выразила свое удовлетворение законодательными процессами, чего не было в прошлом. Обычно больше говорят о плохих вещах, но мы должны научиться оценивать и ценить хорошее.

Председатель Временной комиссии НС по изучению эффективности использования займов, кредитов, грантов и гуманитарной помощи, поступивших из иностранных государств и международных организаций, заместитель Председателя НС Ваан Ованнисян 30 марта 2004 г. представил Национальному Собранию промежуточное сообщение о проделанной работе. Сфера деятельности этой комиссии НС также довольно емкая, за прошедший период изучена только система водоснабжения, выявлены определенные недостатки, ошибки. Думаю, что комиссия должна расширить поле своей деятельности и усилить парламентский контроль, особенно в использовании кредитов, грантов, гуманитарной помощи. Твердым политическим шагом с нашей стороны было проявление решимости создать подобную комиссию, и мы должны работать также решительно.

Председатель Временной комиссии НС по изучению возможностей восстановления и возмещения сберегательных вкладов граждан Республики Армения, вложенных в "Армсбербанк" Самвел Баласанян 30 марта 2004 г. представил Национальному Собранию сообщение о проделанной работе. 15 марта 2004 г., принимая к сведению заключение Временной комиссии по изучению возможностей восстановления и возмещения сберегательных вкладов граждан Республики Армения, вложенных в "Армсбербанк", парламент оценил работу комиссии положительно и счел работу комиссии завершенной. Национальное Собрание вынесло решение предложить депутатам-членам Временной комиссии в двухмесячный срок на основании предложений группы, фракций Национального Собрания и заключения комиссии, разработать проект закона. Проект закона "О гарантиях восстановления, возмещения и погашения вложеннных по 01.01.1993 г. сумм граждан РА в "Армсбербанк" введен в официальное обращение. Хочу подчеркнуть, что вопрос возвращения вкладов касается всех партий, это не должно быть монополией одной партии и залогом тому - принятое решение НС. Нет какой-либо страны СНГ, где вклады не возвращены или не возвращаются. Мы считаем, что постановка вопроса справедлива, деньги народа надо возвратить, мы будем последовательны и должны найти какой-то политический компромисс для решения вопроса.

Контрольная палата Национального Собрания

Во всех странах с развитой демократией при парламентах или самостоятельно действуют мощные структуры с контрольными функциями.

Сегодня Контрольная палата (КП) Национального Собрания РА, исходя из действующего закона, может частично выполнять эти функции. Это вовсе не означает, что КП плохо работает. КП в рамках действующего законодательства проводит свои исследования и предстает с отчетом на суд парламента. Хочу напомнить, что в этом году впервые Национальное Собрание проявило последовательность относительно программы приватизации государственного имущества, и программа не была принята, имели место кадровые изменения.

Для меня неприемлема продажа за бесценок государственного имущества под видом приватизации, это ни что иное, как грабеж государственного кармана. В конце концов, надо бороться, чтобы грабеж государственного имущества не стал прибыльным бизнесом для иных чиновников. Мы должны пойти на конкурсную приватизацию, обеспечив гласность и прозрачность этих процессов. И это также было причиной того, что проведение конкурса, связанного с АрменТелом, в одну ночь, в исключительно тайных условиях, имело столь негативный резонанс. Я это считаю неприемлемым с точки зрения идеологии либеральной рыночной экономики. А в политическом смысле - понятно...

И вообще - рыночная экономика по своей сути исключает наличие монополии (речь не идет о сферах, имеющих для государства стратегическое значение): наличие монополий наносит серьезный ущерб не только экономике Армении, но и политическому имиджу и авторитету. Вызывает озабоченность также царящее в авиации положение: отмечу лишь один факт - билеты на самолет Ереван-Дубай вдвое дороже, чем на рейс Москва-Дубай. То же касается других рейсов - высокие цены, низкое качество оказываемых услуг, что, естественно, вызывает справедливое недовольство людей.

Однако как эта, так и многие другие сферы вне контроля КП НС, так как по закону подобные полномочия не предусмотрены. Я уверен, что возрастание роли и веса КП не только будет способствовать росту авторитета Национального Собрания, но и в большей мере может содействовать борьбе с коррупцией и улучшить деятельность многих сфер. Я полагаю, что это очень важная задача и долг парламента проявить в этом вопросе последовательность и непреклонность.

Материалы, составленные Контрольной палатой НС по результатам проверок направлены Председателем НС РА в Прокуратуру Армении - в итоге с целью устранения причин выявленных нарушений и условий, способствующих их совершению, предупреждению подобного в дальнейшем, Прокуратурой Армении ряду министров и должностных лиц представлено 8 ходатайств, 12 ответственных должностных лиц предупреждены о недопустимости нарушения закона и других правовых актов, подверглись административной ответственности руководящие должностные лица 4-х организаций, возбуждены уголовные дела, ведется предварительное следствие. Надо сделать все, чтобы в Армении некоторые не совершали беззакония именем закона. Эти данные взяты из материалов Генеральной Прокуратуры РА, высланных Контрольной Палате НС РА. За прошедший период также существенно улучшились условия труда КП НС, при содействии международных структур служебные комнаты укомплектованы необходимыми техническими средствами.

Международная деятельность

Международная деятельность парламента была бурной и эффективной: НС Армении - член ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Межпарламентского Союза, МПА СНГ, МПА ЧЭС. Благодаря последовательной деятельность новоизбранного Национального Собрания сформировалась официальная делегация НС для участия в ПА НАТО и ПА Франкофонии, вскоре получим статус наблюдателя в Западноевропейском Парламентском Союзе.

В Национальном Собрании второго созыва мы имели 4 комиссии межпарламентского сотрудничества - ЕС, РФ, Грузии, НКР, теперь имеем 6 комиссий: прибавились комиссии межпарламентского сотрудничества Армения - Кипр, Армения-Беларусь. 33 депутатские группы дружбы пополнились еще 12: Армения-Сербия, Армения-ОАЭ, Армения-Болгария, Армения-Испания, Армения-Израиль, Армения-Бахрейн, Армения-Индия, Армения-Таиланд, Армения-Филиппины, Армения-Казахстан, Армения-Таджикистан, Армения-Италия.

В 2005 г. собираемся членствовать в статусе наблюдателя на МПА Скандинавских стран, МПА Арабских стран, на Американском парламентском форуме. Это означает, что мы серьезно расширяем границы нашей парламентской дипломатии и, по этому поводу, следует не критиковать, а приветствовать все обоснованные парламентские командировки, если хотим иметь развивающуюся Армению. В конце концов, командировки министров и сотрудников министерств не становятся темой обсуждения, а поездки депутатов - материал постоянных разговоров - в том случае, когда это составляет часть депутатской работы.

Официальные результаты и конкретные результаты

Обращусь к официальным визитам: в течение этих полутора лет от председателей парламентов других стран имел 19 официальных приглашений, было 7 официальных визитов (РФ, Кипр, Франция, Беларусь, Польша, Италия, Болгария), получено еще 10 приглашений на официальные визиты. Для сравнения отмечу, что председатель парламента второго созыва за 4 года совершил 7 официальных визитов.

В ходе всех без исключения визитов заключены соглашения и меморандумы межпарламентского сотрудничества, которые являются правовой базой укрепления и углубления отношений, предпосылками долгосрочных отношений. Сегодня Председатель Национального Собрания Артур Багдасарян, завтра будет другой, но подписанные сегодня соглашения обеспечат долговременность развития взаимоотношений.

Международные встречи

В парламенте имело место множество встреч - с представителями ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ, ПА НАТО, ВБ, МВФ, других международных и общественных организаций, с послами иностранных государств. Вкратце остановлюсь только на цифрах: имели место 112 встреч с представителями исполнительной и законодательной властей различных стран - министрами, членами парламентских делегаций.

4 мая 2004 г. впервые в истории парламента в Национальном Собрании собрались послы Республики Армения. В ходе встречи состоялся открытый и искренний разговор вокруг вопросов достойного представления и защиты интересов Армении за границей, в сотрудничестве с парламентом. Была достигнута договоренность о регулярности подобных встреч. То есть не было ни одной недели, в течение которой Председатель НС не имел бы встреч с представителями международных организаций.

Особо хочу обратиться также к программе Агентства Международного Развития США "Армения: программа по усилению законодательной власти" и программе Евросоюза ТАСИС - "Содействие НС", в рамках которой в парламенте проделана эффективная работа.

Отношения НС-ПАСЕ

25 января 2001 года Армения стала членом ПАСЕ, взяв обязательства принимать новые законы, вносить поправки в действующие законы, ратифицировать международные конвенции. В ноябре 2004г. можем констатировать, что особенно за последние полтора года из прошедших трех лет Армения выполнила основную часть взятых обязательств и уже в 2005 г., по утвержденному ПАСЕ графику, проведением конституционных реформ завершит исполнение обязательств.

Я уже отметил, что ПАСЕ, обращаясь к работе Национального Собрания в связи с выполнением обязательств, дважды давала очень высокую оценку. Эта оценка работы всех нас, и я полагаю, что той же оценки удостоится также выполнение оставшейся части обязательств. Хочу обратиться также к отношениям Евросоюз-Армения. Включение Армении в программу Евросоюза "Расширенная Европа - новые соседи" открывает новые перспективы перед Южным Кавказом и Республикой Армении - в аспекте дальнейшей евроинтеграции и обретения своей важной роли в международном сообществе. Членство в Евросоюзе приобщит регион и нашу страну к новым политическим, экономическим и научно-культурным критериям и системам ценностей. Для нас, армян, все это особенно важно - с учетом нашего географического положения и политических и экономических проблем. На первый взгляд, членство в Евросоюзе кажется задачей долгих десятилетий, однако годы летят быстро, в современном мире происходят столь стремительные геополитические процессы, что мы должны быть готовы к этим переменам и достойно защищать наши внешние и внутренние политические интересы.

Отношения НС Нагорного Карабаха - НС Армении

Особо хочу обратиться к взаимоотношениям Национального Собрания Армении и Национального Собрания Нагорного Карабаха.

С Председателем НС НКР Олегом Есаяном периодически проводятся встречи и обсуждения по политическим и законодательным проблемам. С удовлетворением должен отметить, что между двумя парламентами установились самые действенные связи. Во время обсуждения важнейших законопроектов депутаты НС НКР участвуют в заседаниях постоянных комиссий НС Армении. С ноября 2003г. в Национальном Собрании открылось и действует представительство НС НКР. В сентябре 2003г. делегация НС Армении во главе со мной побывала в Степанакерте, имела встречи с властями и населением. Периодически происходят встречи с Президентом НКР Аркадием Гукасяном, Председателем НС НКР Олегом Есаяном.

Развертывающиеся и имеющие место в мире обсуждения показывают, что изо дня в день возрастает роль парламентской дипломатии. Карабахская проблема сегодня обсуждается в трех международных парламентских структурах - в ПА НАТО, ПАСЕ, ОБСЕ. Этот процесс требует от нас напряжения сил и консолидации на пути решения общенациональных проблем, активной инициативной парламентской международной деятельности.

Рабочие визиты

За этот период имели место десятки рабочих визитов в области Армении - почти ежемесячно. В ходе визитов состоялись встречи с марзпетами - с целью ознакомления на месте с общим положением и проблемами в областях.

Во время визитов решались многочисленные практические задачи, в ходе постоянных встреч с народом поднимались политические, законодательные, экономические проблемы, которым при содействии представителей исполнительной власти были даны практические решения. За время рабочих визитов мне передано общим числом около 2.500 писем, в которых поднимались самые различные вопросы - от законодательных проблем до решения бытовых вопросов и просьб о материальной помощи. Все эти письма взяты под контроль и на них даны ответы. И впредь мои рабочие визиты в области Армении будут продолжены, так как в ходе этих визитов накапливается значительный необходимый материал в плане разработки законодательных поправок, доработок и новых законов.

Сотрудничество Государство - Церковь

В рамках взаимоотношений Государство-Церковь также сделаны определенные шаги. После обретения Арменией независимости для деятельности Армянской Апостольской Церкви также открылись новые и большие перспективы. За прошедшее десятилетие стало очевидно, что в сфере отношений Церковь -Государство есть множество вопросов, которые нуждаются в регламентации законами. Для решения этой и других задач состоялись официальные и неофициальные встречи с Его Святейшеством Католикосом Всех Армян Гарегином II - и в Ереване, и в Первопрестольном Св. Эчмиадзине.

Армянская Апостольская Церковь впервые имеет в Национальном Собрании свое официальное представительство, в лице епископа Аршака Хачатряна. Он в результате достигнутой договоренности часто участвует на тех заседаниях постоянных комиссий НС, на которых обсуждаются проблемы, касающиеся Армянской Апостольской Церкви.

По инициативе Председателя Национального Собрания при содействии председателя Всемирного Армянского Конгресса Ара Абрамяна и Его Святейшества во всех областях открываются и будут открыты центры компьютерного обучения с бесплатным обучением и размещением компьютеров, задачей которых является также поддержка социально беззащитного слоя.

Деятельность Советов при Председателе НС

Используя международный опыт, впервые в НС при Председателе НС созданы Советы. Советы по вопросам инвалидов, беженцев и других депортированных лиц, содействия предпринимателям, молодежи, здравоохранения, ученых уже созвали множество заседаний в парламенте и областях, решены касающиеся этих сфер десятки практических вопросов, родились законодательные инициативы. Уверен, что этот институт еще выполнит много полезной и необходимой большой работы.

Первая Армянская Парламентская Ассамблея Дружбы

Третий созыв Национального Собрания войдет в историю парламентов Армении еще одной инициативой: 18 июня 2004 года в Ереване была созвана первая Армянская Парламентская Ассамблея Дружбы, в которой участвовали депутаты-армяне из разных стран мира, председатели и члены депутатских групп дружбы с Национальным Собранием. На двухдневной сессии Ассамблеи были обсуждены самые разные вопросы, созданы шесть постоянных комиссий. В результате работы Ассамблеи были приняты совместное заявление и декларация. Было решено, что Ассамблея станет периодической и будет созывать заседания раз в два года. В рамках Ассамблеи состоялись 17 встреч с де легатами. Работа завершилась пресс-конференцией. Сегодня я могу сказать, что к идее создания Ассамблеи многие относились с недоверием, но, благодаря последовательной работе Аппарата и депутатов НС, мы сумели за год создать Ассамблею с ее структурами - Генеральным секретариатом и 6 комиссиями. Во время всех моих встреч за границей после проведения Ассамблеи проявляется большая заинтересованность к ней. Полагаю, что благодаря необходимой и правильной работе, эта Ассамблея может поднять свой статус и со временем стать главной трибуной, с которой парламентарии-армяне и парламентарии разных национальностей, которые питают дружеские чувства к Армении и армянам, получат хорошую возможность представлять и защищать интересы Армении и армян в мире. Уверен, что Ассамблея приобретет важное значение в разрешении общенациональных проблем и действительно сможет "содействовать экономическому, культурному и политическому прогрессу, консолидировать силы армянского народа и его друзей для преодоления вставших перед страной проблем, мирного и справедливого разрешения проблемы Нагорного Карабаха, укрепления международного авторитета РА, продолжения процесса международного признания Геноцида армян'', как отмечено в принятом Заявлении Ассамблеи.

Внутриполитическая деятельность Председателя НС

Еще с 1-2 сентября 2003 года, перед началом работы весенней сессии, я имел встречи с фракциями и депутатской группой, сформировавшимися в результате выборов в парламент, обсуждая на этих встречах вопросы, касающиеся работы парламента.

В начале весенней сессии 2004 года по моей инициативе, руководствуясь статьей 18-й Закона РА,, Регламент НС", началась фаза политических консультаций в отношении частичного бойкота работы парламента. В обсуждениях и совещаниях участвовали все политические силы НС. Во время первого же совещания 11 февраля 2004 года состоялся довольно продуктивный разговор, и вокруг первого вопроса повестки дня - о позиции парламентских сил по НКР - достигнуто было согласие, представители участвующих в совещании политических сил выразили свою поддержку положениям совместного заявления (2001г.). представленных в парламенте политических сил. С 26 апреля обсуждения были продолжены, однако уже на брифингах 27 апреля секретарь фракции,, Справедливость" Виктор Даллакян заявил, что политические консультации прекращаются, поскольку 2 из представленных ими 10 предложений не были приняты. Тем не менее, политические обсуждения-консультации были продолжены с переменным успехом5, 6, 7, 10 мая. Полагаю, что все вы помните, что за это время политическая коалиция выступила с несколькими заявлениями, в парламенте состоялись пресс-конференции и коалиции, и оппозиции, подписали совместное заявление и представители и властей и оппозиции, чем и было значительно снято внутриполитическое напряжение.

Следует констатировать, что оппозиция на весенней сессии не приняла участия в законодательной деятельности парламента, присутствуя лишь во время заявлений и на процедуре вопросов-ответов. То же самое продолжается и на осенней сессии. Бойкотируя законодательную работу, оппозиция участвует в международной деятельности НС.

Сегодня я хочу вновь коснуться этой проблемы, и еще раз заверить о своей готовности продолжить политические обсуждения в поисках совместных решений по жизненно важным проблемам страны. Я как Председатель НС вновь призываю и увещеваю оппозицию вернуться к законодательной работе. В парламенте обсуждаются законопроекты, имеющие жизненно важное значение для страны, которые должны направлять политическое, экономическое и научно-культурное развитие Республики Армения в предстоящие десятилетия; сегодня ваше отсутствие уже непонятно и неприемлемо.

В реформах Избирательного кодекса, Конституции, судебно-правовой системы, органов местного самоуправления очень важны заинтересованное присутствие и представление точек зрения оппозиции. Пройденный период, я полагаю, - достаточное время для того, чтобы доказать друг другу, что мы можем быть хозяином своего слова. Оппозиция не возвратилась, парламент продолжил законотворческую и политическую работу. Думаю, что пришло время изменить тактику борьбы и реально участвовать в жизни парламента и страны.

Финансово-экономическая деятельность Национального Собрания

Отчет Председателя НС о финансовой деятельности НС не предусмотрен каким-либо законом, и когда-либо не было прецедента финансового отчета Председателя НС ни в Верховном Совете, ни в Национальном Собрании трех созывов.

Бюджет Национального Собрания составляет часть Государственного бюджета РА, отчет по исполнению которого обсуждается в Национальном Собрании ежегодно в мае-июне и принимается Закон РА об отчете об исполнении Государственного бюджета предыдущего года. Согласно закону, руководители аппаратов государственно-управленческих учреждений (Аппарат Президента, Национальное Собрание, Правительство РА и другие - государственно-управленческие учреждения) представляют подробный бюджетный отчет на совместном заседании Постоянной комиссии НС по государственно-правовым вопросами Постоянной комиссии НС по финансово-кредитным, бюджетным и экономическим вопросам, в ходе которого все депутаты могут задавать интересующие их вопросы.

Гласность работы парламента

Для обеспечения гласности деятельности Председателя НС проводятся регулярные встречи с журналистами, пресс-конференции и брифинги, официальные встречи широко освещаются не только парламентским Управлением по связям с общественностью, как было раньше, но и включенными в состав делегаций журналистами независимых СМИ.

Я, уже по традиции, перед каждой сессией выступаю с программной речью перед журналистами, в которой дается оценка политической ситуации, подчеркивается важность законов, обсуждаются текущие вопросы.

Уже год, как издается журнал "Национальное Собрание", который уже состоялся и преподносит читателям полную и объективную информацию о деятельности парламента. Деятельность парламента также освещается в интернете.

11 декабря 2003 года Национальное Собрание удостоилось приза Армянского офиса ООН и Ассоциации гражданской инициативы свободы информации по номинации "Лучшая официальная интернет-страница с точки зрения свободы информации".

В 2004 г., согласно опросам агентства "Мединформ", Управление НС по связям с общественностью была признано лучшей информационной службой официальных структур. В отделе "Вести" действует также интернет-газета "Парламент", где дается наиболее подробная информация о событиях, происходящих в НС.

Приемы граждан

Представлю также количественные данные за это время по предложениям, заявлениям, жалобам и приему граждан. С июня 2003 г. по октябрь 2004 г. в отделе приема граждан и писем секретариата аппарата Национального Собрания РА получено от граждан 9220 предложений, заявлений, жалоб. Отдел организовал 250 приемов граждан, проводимых Председателем Национального Собрания, его заместителями и постоянными комиссиями, в которых по предварительной записи участвовало 1689 граждан.

Рост числа предложений, заявлений, жалоб, приема граждан беспрецедентен, что является результатом широкого обсуждения поднятых гражданами вопросов. Вот и все о работе Национального Собрания. Считаю необходимым отметить, что в представленном ежегодном сообщении, естественно, невозможно было охватить всю деятельность Национального Собрания, да подобной задачи и не ставилось. Я попытался вкратце и цельно представить те работы, какие были наиболее важными. В заключение хочу выразить благодарность всем тем, кто способствовал плодотворной деятельности НС- депутатам, аппарату, освещающим нашу деятельность журналистам.