О том, что проект бюджета на 2005 год принципиально отличается от своих предшественников, начали говорить еще на начальном этапе его формирования. Сегодня, когда документ находится на рассмотрении депутатов Законодательного Собрания Тверской области, об этих отличиях уже можно говорить более предметно. По словам заместителя губернатора Тверской области Андрея Лошакова, одной из главных особенностей бюджета-2005 является то, что впервые была предпринята попытка сформировать бездефицитный бюджет. Однако, когда из федерального центра до регионов были доведены основные исходные по формированию доходной части бюджетов, стало очевидно, что реализовать эту задачу пока невозможно. Удалось лишь существенно (практически в два раза) сократить бюджетный дефицит. При этом бюджет, как и в прежние годы, сохранил свою социальную ориентированность. Это тем более важно, что с 2005 года меняется федеральное законодательство, и теперь ответственность за положение в регионе в гораздо большей степени, чем прежде, ложится на сам регион.

К отличительным особенностям бюджета-2005 следует отнести то, что он сформирован с учетом изменений региональных и муниципальных полномочий, которые диктуются из федерального центра, и с таким расчетом, чтобы максимально подготовить регион к изменениям 2006 года, когда появится еще один уровень бюджетной системы - бюджеты поселений. С учетом федеральных нововведений принципиально меняются и механизмы финансовой поддержки муниципальных образований со стороны субъекта федерации. С 2005 года по закону нельзя напрямую финансировать из бюджета области то, что относится к полномочиям муниципалитетов. Но без такой помощи многие муниципальные образования выжить просто не могут, поэтому был продуман механизм финансирования жизненно-важных направлений из трех источников - из фонда софинансирования социальных расходов, фонда муниципального развития и в рамках областных целевых программ. Создание бюджетных фондов предусмотрено законом и позволяет области взять на себя финансирование части обязательств муниципалитетов. Причем при помощи тех же механизмов, которые существуют на федеральном уровне, например фонда выравнивания социально-экономического положения регионов и др. Что касается объемов финансирования, то, по словам начальника департамента финансов Тверской области Василия Толоко, если сравнить расходы на областные целевые программы в текущем году с финансированием тех же проблем, но уже из трех источников, окажется, что в 2005 году из областного бюджета на эти цели будет направлено в общей сложности на 47% больше средств. Самое заметное увеличение финансирования предполагается на развитие ипотечного жилищного кредитования - в два раза и газификации - в три раза.

Заместитель губернатора Андрей Лошаков считает, что новая схема софинансирования социальных расходов повысит ответственность органов местного самоуправления и заставит их задуматься над оптимизацией расходов. Другими словами, будет существенным стимулом к тому, чтобы "жить по средствам".

И это, пожалуй, одна из основных особенностей проекта бюджета на 2005 год.

К числу принципиальных отличий бюджета, естественно, следует отнести также изменение методики расчетов и самих подходов к его формированию. Проект бюджета формировался с учетом бюджетной обеспеченности на одного жителя. К плюсам нового подхода к формированию бюджета можно отнести то, что устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов для всех городов и районов. И они максимально приближены к тем нормативам, которые будут установлены для местных бюджетов в 2006 году. Финансовая помощь муниципалитетам со стороны бюджета субъекта федерации рассчитывается исходя из бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В итоге выигрывают муниципалитеты, имеющие высокий налоговый потенциал и наибольшую численность населения, - областной центр и несколько районов-доноров. Неслучайно в числе первых сторонников такого подхода к формированию бюджета был мэр Твери Олег Лебедев.

По уровню бюджетной обеспеченности на душу населения в списке муниципальных образований Тверь не входит даже в первую десятку. Не быть ей в лидерах и в нынешнем году. Как сказал Андрей Лошаков, сложившиеся диспропорции настолько велики, что резкий переход к новой методике формирования бюджета, основанной на "подушевом" распределении средств, и выравниванию уровня бюджетной обеспеченности неприемлем. Часть муниципальных образований окажется в крайне сложном финансовом положении. Так что с этой точки зрения нынешний бюджет - переходный. Методика его формирования направлена на стимулирование работы муниципалитетов по увеличению своего налогового потенциала и постепенное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.