Незадолго до назначения Владимира Калитина президентом "АЛРОСА", компания подписала пятилетний контракт с диктатором мирового алмазного рынка - южно-африканской корпорацией De Beers. Однако, это соглашение так и не вступило в силу в полном объеме - слишком много вопросов к алмазному картелю накопилось у Европейской комиссии. И хотя De Beers остается главным покупателем российских алмазов, "АЛРОСА", по выражению Калитина, готовится к тому, чтобы получить "прямой выход на свободный рынок".

"Наблюдательный совет 22 октября одобрил основную часть концепции и на следующем заседании должен принять ее окончательную редакцию. В этом документе изложены основные принципы, в соответствии с которыми "АЛРОСА" будет торговать алмазами в условиях либерализации рынка.

Организуя систему сбыта, мы не хотим слепо подражать De Beers - у нас несопоставимые объемы реализации, да и условия работы совсем другие. "АЛРОСА" - государственная компания и обязана обеспечить равный доступ к сырью добросовестным покупателям. Из общего объема добычи алмазов около 48% мы продаем на внешнем рынке и 52% - на внутреннем. Наши экспортные возможности ограничены квотой. В России "АЛРОСА" продает камни более чем 140 компаниям, но не все они действительно занимаются огранкой, часть покупает сырье для перепродажи или работает в режиме "серого толлинга". "АЛРОСА" нужен круг покупателей, в состоятельности и добросовестности которых она может быть уверена. Их число на внутреннем рынке, я думаю, надо сократить хотя бы до 80.

К моменту подписания в 2001 году пятилетнего торгового соглашения с компанией De Beers сотрудничество с ней уже имело более чем 40-летнюю историю. Тогда в России было другое законодательство и "АЛРОСА" вообще ни с кем больше не имела права торговать. По этому соглашению мы обязались ежегодно поставлять алмазы на $800 млн. Еврокомиссия до сих пор не одобрила этот документ, поэтому мы работаем в режиме "свободный продавец - свободный покупатель".

"АЛРОСА" предложила Еврокомиссии график снижения объемов торговли с De Beers. Мы рассчитываем, что наши предложения полностью удовлетворят Еврокомиссию. Мы хотим знать истинную цену алмазов, т.е. иметь прямой выход на свободный рынок. Продажи в адрес De Beers постепенно снижаются - последние два года мы поставляли им алмазов на $600-650 млн.

Существующие квоты на экспорт алмазов нам связывают руки, поэтому мы поддерживаем их отмену. В квотировании экспорта заинтересованы те, кто использует убыточные российские гранильные предприятия для доступа к дефицитному на мировом рынке алмазному сырью по более низким ценам. Мы приветствуем рассекречивание данных по добыче и экспорту алмазного сырья в каратах, которые Россия обязана предоставлять согласно требованиям Кимберлийского процесса. Мы готовы к обнародованию этих цифр. Это облегчит компании доступ к кредитным ресурсам, повысит доверие инвесторов", - сказал Калитин в интервью газете "Ведомости" (№214 от 22.11.2004 г).