Подготовлен очередной Доклад о развитии человеческого потенциала в России

Москва, 22 ноября 2004, 17:52 — REGNUM  Презентация Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год, озаглавленного "На пути к обществу, основанному на знаниях", состоялась 18 ноября в Научном парке МГУ в Москве.

Данный доклад является уже девятым национальным докладом о развитии человеческого потенциала, подготовленным группой российских экспертов по заказу Программы развития ООН (ПРООН). "Экономика, основанная на знаниях, и образование - вот сквозные темы всего доклада, - отметил в ходе презентации доклада руководитель авторского коллектива профессор Сергей Бобылев. - Это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности".

Авторы доклада констатируют, что Россия имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям; эти возможности обусловлены высоким образовательным потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. Тормозом, сдерживающим продвижение страны в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды, а именно низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.

Автор первой главы доклада "Национальная инновационная система (НИС) - основа экономики знаний России" Александр Дынкин отмечает, что в России НИС переживает сложный процесс адаптации в рамках перехода от полностью государственной, плановой экономики к рыночной. Резкое сокращение всех видов бюджетного финансирования, прежде всего оборонного заказа, происходит на фоне неспособности предпринимательского сектора в условиях противоречивости и незавершенности процессов приватизации приступить к серьезным инновационным проектам, подчеркивается в докладе. Российская наука удерживает свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отрыв в реализации результатов, уровнях технологического развития, эффективности государственной и инновационной политики от развитых стран сохраняется.

Как подчеркивает автор главы, национальные цели в инновационной сфере состоят в увеличении производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии инновационного предпринимательства. В данный момент 50-60% российской экономики основано на сырьевой отрасли, а нужно развивать высокотехнологичное производство, отметил, представляя доклад, постоянный координатор системы ООН в РФ, постоянный представитель ПРООН в РФ Стефан Василев. Для этого необходима новая налоговая политика в отношении высокотехнологичных отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию внутреннего спроса, подчеркивается в докладе.

Во второй главе "К экономике, основанной на знаниях", автором которой является Валерий Макаров, указывается на целый ряд факторов, тормозящих развитие России: приоритет развития сырьевого сектора, не сопряженного с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний; чрезмерное сокращение оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены многие российские высокие технологии.

Научно-технический потенциал России еще остается достаточно мощным, однако уровень поддержки и использования знаний значительно уступает среднемировому и среднеевропейскому, констатирует автор. Как подчеркнул С.Василев, "у России есть огромный научный и человеческий потенциал, но он не является полностью востребованным и изо дня в день уменьшается". В этой сфере крупные компании должны научиться патронировать и создавать малые компании и предприятия, а государство - создать благоприятную правовую, организационную и экономическую среду, отмечается в докладе.

Процессы доходной и социальной дифференциации рассматриваются в третьей главе "Экономический рост, доходы и социальная дифференциация", написанной Татьяной Малевой. Так, в 2003 году, первом году реального роста доходов населения, произошло заметное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, но одновременно индикаторы доходного неравенства приблизились к уровням неблагополучных 1997-1999 гг., когда они достигали максимального значения.

Демографическая составляющая человеческого потенциала России вызывает все большую тревогу, отмечается в четвертой главе "Могут ли знания заменить людей?", автором которой является Анатолий Вишневский. Население России непрерывно убывает. Отчасти компенсировать негативные последствия этого можно повышением качества человеческого потенциала - улучшением здоровья, увеличением продолжительности жизни, ростом уровня образования и совершенствованием его структуры, отмечается в докладе, но для этого необходимо решить ряд проблем в сфере охраны здоровья и образования. В то же время, история последних десятилетий показала, что снижение смертности только за счет внедрения достижений медицинской науки имеет свои границы; когда эти пределы достигнуты, для дальнейшего успеха нужны подвижки социального плана, отмечается далее. Необходимы меры, направленные на стабилизацию численности населения или хотя бы замедление ее убыли. Реальный ресурс - это иммиграция, поэтому необходимо выработать обоснованную стратегию приема иммигрантов и обеспечить их интеграцию в российское общество - на это обратил внимание, представляя доклад, Стефан Василев. По мнению авторов доклада, эту проблему можно решить, в частности при использовании каналов непрерывного образования, содействующего интеграции вновь прибывающей рабочей силы в экономику России.

Пятая глава (автор Андрей Полетаев) "Образование и рынок труда" рассматривает, в частности, так называемое третичное образование (высшее профессиональное) - фундамент современного экономического развития, основанного на знаниях. Образовательный уровень населения страны достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире, однако высокие количественные индикаторы образования пока не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения.

Устойчивое развитие России невозможно представить без экономически сильных регионов и проведения эффективной региональной политики, подчеркивается в шестой главе "Человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России" (автор Александр Саградов). Для оценки влияния, оказываемого знаниями на уровень материального благосостояния в регионах России, был разработан индекс развития интеллектуального потенциала. Лидирующие позиции по этому индексу принадлежат регионам, обладающим наиболее густой сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области) или наукоградами (Московская, Нижегородская и Калужская области).

Именно интеллектуальный капитал как основа богатства современного общества, определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития, подчеркивается в докладе. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала; эти виды капитала взаимодействуют друг с другом, поэтому недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. В стране имеются огромные резервы для бурного роста интеллектуального капитала: накоплен значительный человеческий капитал, однако две другие части - организационный и потребительский развиты недостаточно. При этом передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом, в то время как у многих предприятий он остается незначительным.

В восьмой главе "Отношение общества к знанию", написанной Владимиром Николаевым, отмечается, что в целом в российском обществе наблюдается двойственное отношение к знанию. С одной стороны, очень высоко ценится наличие диплома, с другой стороны, престиж знания как такового низок. Хорошее образование ценится прежде всего как необходимое условие повышения социального статуса, карьерного роста и роста материального благосостояния, при этом значимость знания как такового отодвигается на второй план. В то же время образование и наука должны стать приоритетными сферами государственных финансовых вложений.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail