Как ранее сообщалось, 18 ноября в Москве был вынесен приговор по делу Ильдара Бичарова. За попытку дачи взятки должностному лицу - сотруднику ГИБДД автомобилист осужден к двум годам условно. В качестве доказательства на суде фигурировала аудиозапись с магнитофона, установленного сотрудниками ОБЭП в патрульной машине, где велись переговоры с нарушителем. По просьбе ИА REGNUM данное дело прокомментировал адвокат Михаил Тер-Саркисов.

Год назад у меня было дело, аналогичное инциденту с Бичаровым, которое рассматривал Головинский суд Москвы. Мой подзащитный - гражданин России Тимур Канцеров, попал в ситуацию, когда велась оперативная съемка и было установлено видеонаблюдение.
Он работал в автосервисе и был остановлен сотрудниками ДПС для проверки документов, в тот момент, когда отъехал от места работы буквально на 100 метров на отремонтированной им машине. На руках у него не было доверенности на право управления этим автомобилем. Канцеров предлагал сотрудникам ГИБДД проехать вместе с ним, чтобы взять у другого работника автосервиса доверенность на машину, но они не согласились. Мобильного телефона у него не было, позвонить в автосервис ему не разрешили. Когда его пригласили в машину, которая, как оказалось впоследствии, была оборудована средствами видеонаблюдения, произошел инцидент, который суд квалифицировал как покушение на дачу взятки в соответствии с ч.1, ст. 291 УК. После этого был составлен протокол, и моего подзащитного отвезли в ближайшее УВД, где был адвокат, который заставил его подписать показания против себя. Канцеров вину свою в попытке дать взятку должностному лицу не признал, и заявил, что это сотрудник ДПС положил между сиденьями машины деньги в сумме 500 рублей.
Канцерова наказали, взяв с него штраф в размере 5 600 рублей, что его вполне устроило и кассационную жалобу мы подавать не стали. Замечу, что никакой провокации в действиях сотрудника ДПС в случае с моим подзащитным не было. На видеозаписи, сделанной в машине, момент появления денег не виден, зато судя по аудиозаписи, сотрудник постоянно повторял: "Вы понимаете, что это взятка? Вы понимаете, что это - нарушение закона?" Совсем не так выглядит ситуация с Бичаровым.
Согласно "Закону об оперативно-розыскной деятельности", так называемый оперативный эксперимент возможен, если ловушка расставляется на какого-то конкретного гражданина, совершающего противоправные действия. Есть и второй вариант, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках уже возбужденного уголовного дела.

Значит ситуация с Ильдаром Бичаровым это чистая провокация, причем в большей степени со стороны сотрудников ОБЭП, чем ГИБДД? Машина со специальным снаряжением выезжает для ловли случайных людей...

Да, именно так. Совсем по-другому квалифицировались бы данные действия, если бы машину снарядили, скажем, для ловли конкретных сотрудников ГИБДД, которые берут взятки.
Данный процесс, по моему мнению, является неким рекламным ходом в ответ на бесконечные облавы на оборотней в погонах. Ситуация представляется совершенно в ином свете: "Граждане сами чуть ли не насильно дают нам взятки. А мы тут вообще не при чем!" Между тем большинство водителей знают ситуацию на дорогах, и то, что наша дорожная служба берет взятки. Когда люди знают, что в этой сфере процветает коррупция, это подталкивает их к совершению противоправных действий. Я считаю, что жертвой подобной пассивной провокации может стать любой гражданин, настолько у нас тяжелый и необратимый механизм правосудия.
В ситуации с Бичаровым вопрос неоднозначен и по части нарушения правил дорожного движения. Считать ли поворот налево с пересечением двойной сплошной линии выездом на полосу встречного движения, что карается штрафом от 300 до 500 рублей или лишением права управления автомобилем, или нарушением линии разметки, штраф за которое составляет 50 рублей? Кстати, то, что суд не наказал Бичарова за конкретное нарушение правил дорожного движения, а только за попытку дачи взятки должностному лицу, лишний раз свидетельствует о том, что был устроен именно показательный процесс. Недавно таким же образом "пороли" ветеринара, а теперь водителя.

На ваш взгляд, подобные меры могут способствовать снижению уровня коррупции в правоохранительной сфере и повышению безопасности на дорогах?

Мне кажется, надо разделить понятия коррупции и безопасности на дорогах. Последняя должна быть обеспечена путем повышения правосознания граждан. Кстати, сотрудники ГИБДД тоже имеют определенную точку зрения на корни коррупции в своей среде. На днях один чин прямо высказал мне ее: "Вы платите нам за то, что мы недополучаем от государства. Невозможно прожить на зарплату в 200 долларов. Разве 100 долларов это коррупция? Вот получение квот на вылов рыбы в море - это действительно коррупция"...

Если же говорить о правовом аспекте этого вопроса, то и штрафы, и наказания, безусловно, должны быть. Но при обязательной и четкой регламентации доказательной базы. Например, фотография, зафиксировавшая превышение скорости, дает все основания для выплаты штрафа. В случае с Бичаровым "торговля" водителя с сотрудниками ГИБДД, была бы невозможна, если бы существовала определенность в вопросе о том, как следует трактовать совершенный им маневр.

Кроме того, должен быть выработан реальный механизм, позволяющий людям отстаивать свои интересы в судебном порядке и обеспечивающих при этом реальное равенство сторон без абсолютного преобладания точки зрения ГИБДД, как это происходит сейчас.