Страна взяла курс на "диктатуру закона" и наведение финансовой дисциплины. Ответственность за осуществление необходимых мер лежит на Федеральной службе налоговой полиции - структуре, способной жестко противостоять экономической преступности. О деятельности Управления ФСНП России по Республике Хакасия рассказывает начальник управления полковник налоговой полиции Николай ЗАЙЦЕВ:

- Основной задачей налоговой полиции на сегодняшний день является реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, преодоление негативных тенденций роста налоговой и связанной с ней экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство, обеспечение пополнения государственного бюджета.

Оперативная обстановка в сфере деятельности нашего управления определяется тем, что налоговая преступность выходит на качественно новый уровень. Не нужно доказывать, что именно этот вид преступлений составляет экономический фундамент организованных преступных сообществ и групп. Легальный и теневой секторы экономики тесно переплетены между собой, соответственно происходит постоянное перетекание средств из теневого сектора в легальный и обратно.

В системе государственных правоохранительных структур, противостоящих негативным тенденциям в отечественной экономике, ФСНП России занимает особое место. Ее деятельность осуществляется в правоохранительной сфере, но непосредственно связана с налоговыми, валютными, таможенными и гражданскими правоотношениями. Это обусловливает тесное взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с другими органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими структурами.

Специалистами нашего управления ведется огромная трудоемкая работа по выявлению схем и "цепочек" совершаемых налоговых и экономических преступлений и правонарушений, идет постоянное сопоставление больших массивов открытой информации с данными, получаемыми в результате оперативной работы.

- Налоговая полиция приобретает ведущую роль в обеспечении экономической безопасности страны. Сегодня ваше ведомство работает уже по 27 статьям Уголовного кодекса РФ. Достаточно ли у налоговой полиции законодательно закрепленных прав для наиболее эффективного противодействия криминальному бизнесу?

- Конечно, с введением в действие федерального закона "О внесении изменений в статью 126 УПК РСФСР" значительно расширилась компетенция федеральных органов налоговой полиции по расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасность государства. Дело в том, что преступления в сфере экономики тесно связаны между собой, и борьба с ними входит в компетенцию не только налоговой полиции, но и наших коллег из МВД, ФСБ, других правоохранительных органов. На практике в связи с этим возникало немало трудностей, нередко оперативные и проверочные материалы передавались из одного органа в другой. Терялось время, утрачивался эффект неожиданности, не реализовывались ценные оперативные материалы.

Принятые поправки увеличили число статей Уголовного кодекса, по которым мы вправе возбуждать уголовные дела, с двух до двадцати семи, и позволили налоговой полиции самой доводить до конца расследования по большинству подобных дел.

- По каким статьям теперь работают следователи налоговой полиции?

- Мы можем расследовать уголовные дела о регистрации незаконных сделок с землей (ст.170), о незаконном предпринимательстве (ст.171 ч.2), о незаконной банковской деятельности (ст.172), о лжепредпринимательстве (ст.173), о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), о незаконном получении кредита, а также по целому ряду других преступлений экономического и коррупционного характера.

Доказать факт налогового преступления не так-то легко. В нашем законодательстве множество дыр и лазеек, которые позволяют уходить от ответственности. Отсюда и столько "разваленных" в судах дел. Естественно, мы тоже на месте не стоим. Раньше оперативники "копали" информацию по десяткам направлений. Потом все эти наработки передавали в отдел документальных проверок, и только на последней стадии дело доходило до следователя. Теперь следователь подключается на самой ранней, "оперативной" стадии ведения дела. Именно он может подсказать оперативникам, какое доказательство суд примет, а какое нет. Понятно, что эффективность работы от этого возрастает.

- Николай Петрович, ФСНП интересуют все нарушители налогового законодательства поголовно?

- Нет. Репрессивный механизм включается в соответствии с УК РФ: по физическому лицу сумма неуплаченного налога составляет 200 минимальных размеров оплаты труда, по юридическому - 1000.

- Но ведь налоговые нарушения в большинстве случаев - лишь верхушка айсберга в сфере экономических преступлений.

- Да. Чаще всего неуплата налогов прочно стоит на ранее совершенных противозаконных действиях. Чтобы не уплатить налоги, нужно сначала заработать деньги. Конечно, есть масса примеров, когда человек подрабатывал в нескольких местах, получил наличными и не включил эти суммы в совокупный доход. Но такие случаи - сущая мелочь по сравнению с тем, какие средства скрываются в процессе незаконного предпринимательства, незаконной выдачи банковских кредитов, лжебанкротства, в крупных аферах с возмещением НДС, проплатой налогов через проблемные банки.

- Многие склонны думать, что ваше ведомство дублирует работу министерства по налогам и сборам...

- По сути у ФСНП и МНС общая цель - наполнение бюджета в соответствии с законодательством. Но и юрисдикция, и методы работы у нас совершенно разные. Несмотря на то, что трудимся в одной связке, наши полномочия четко разграничены: МНС осуществляет фискальные функции, а ФСНП является правоохранительной структурой и ведет оперативно-розыскную деятельность.

Еще до недавнего времени действительно получалось так, что налоговая полиция дублировала работу МНС и занималась доначислениями. Но теперь ФСНП полностью отказалась от контрольных функций. Наша задача - найти деньги там, где проходит грань между преступлением и нарушением закона, а для этого нужны специально подготовленные люди, прошедшие службу в силовых структурах и спецслужбах. Такие люди у нас и служат. И это необходимость.

Допустим, налоговый инспектор обнаружил неуплату налогов физическим лицом. Раз послал повестку, два, три. Молчание, человек не реагирует. Но у инспектора ведь нет ни времени, ни полномочий бегать за гражданином, искать его по всей стране. Вот тут-то на помощь и приходит налоговая полиция. Я вам привел самый простой, банальный пример, а ведь есть очень серьезные дела, где замешаны крупные криминальные группировки, с которыми рядовому инспектору явно не справиться.

Мы работаем в рамках Уголовного кодекса, и наша деятельность оценивается по количеству выявленных и раскрытых налоговых и других экономических преступлений и правонарушений.

- От использования налетов в стиле "маски-шоу" налоговая полиция практически отказалась, оставив физзащиту только для самых крайних случаев, когда заранее известно, что сотрудникам будет оказано сопротивление. Но соприкосновение с вашей службой у людей по-прежнему вызывает страх.

- За налоговые преступления в тюрьму попадают единицы, потому что наша основная задача - не отправить человека на Колыму лес валить, а наполнить бюджет путем уплаты налогов представителями бизнеса. Поэтому страх у предпринимателей вызывает сама возможность подмочить деловую репутацию. Не стоит забывать, что испорченное реноме влечет за собой потерю деловых партнеров.

Мы не пытаемся закрутить гайки намертво. Более того, невольно оступившимся мы даже готовы подсказать, как с наименьшими потерями погасить задолженность. Государство в этом вопросе тоже идет навстречу предпринимателям и законодательно эту позицию закрепило: в статье 198 прим. 2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст.ст. 194, 198 и 199 УК РФ в случае, если лицо впервые совершило одно из указанных преступлений, способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. На юридическом языке это называется деятельное раскаяние.

Хочу заметить, что такую возможность закон дает человеку лишь один раз, и при рецидиве поблажек не будет.

- Николай Петрович, а как ваше ведомство справляется с предупреждением налоговых преступлений, ведь это тоже одна из главных задач ФСНП?

- Прежде всего пытаемся ликвидировать правовую и налоговую безграмотность. Сейчас и в центральной, и в региональной прессе, по радио и телевидению все чаще звучат слова "налоговая дисциплина", "налоговая культура". Предприниматели начинают выходить из тени, и это тоже заслуга пропаганды, которую ведет наше ведомство.

- Беседуя с предпринимателями, анализируя результаты деятельности управления, вы приходите к выводу, что начался рост налоговой добропорядочности? Способно ли уже наше общество нравственно осуждать уклонение от налогов?

- В последнее время стало заметно, что многие бизнесмены склоняются к тому, чтобы их деятельность протекала в правовом поле. Думаю, что этому способствуют и изменения в налоговом законодательстве. Так что, на мой взгляд, правовая и налоговая культура в нашей стране все-таки существует. Я лично за то, чтобы бизнес развивался, креп и рос, но только не за счет обмана государства и простых людей.