В Астрахани начался суд по делу об убийстве сына писателя Белянина
Астраханская область, 18 ноября, 2004, 23:38 — ИА Регнум. Вчера, 18 ноября, в Астраханском областном суде начались слушания по делу об убийстве Ивана Белянина, 13-летнего сына известного писателя-фантаста Андрея Белянина. В совершении преступления обвиняются братья Иван и Кирилл Костылевы, которые не просто убили ребенка, а спрятав тело, начали требовать с его семьи выкуп в 100 тысяч долларов. В самом начале слушаний Иван Костылев заявил, что признает себя виновным только в вымогательстве. Младший брат Кирилл уже начал отбывать год в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, поскольку является несовершеннолетним.
На пресс-конференции вскоре после назначения на должность прокурор области Александр Ус заявил, что прокуратура собирается добиться для Ивана Костылева высшей меры наказания - пожизненного заключения. Прокурор собирался лично выступить в роли государственного обвинителя на процессе, однако, как ранее сообщало ИА REGNUM, 5 ноября Александр Ус погиб в автокатастрофе.
Роль гособвинителя выполнил исполняющий обязанности прокурора Игорь Коровин. Из его выступления в суде следовало, что Иван Костылев обвиняется по трем статьям УК РФ: 105, часть 2, пункты "в" и "з" (убийство, сопряженное с похищением человека), ст. 150, часть 4 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления) и ст. 163, часть 3, пункт "б" (вымогательство). По версии обвинения, 11 мая 2004 года Костылевы похитили и убили Ивана Белянина с целью добиться получения за него выкупа в размере 100 тыс. долларов. 12 мая при получении выкупа милиция задержала похитителей, а уже 13 мая было обнаружено тело убитого мальчика. На первом заседании были допрошены жена писателя Андрея Белянина, Наталья, и девушка обвиняемого - Олеся Покровская. По словам супруги писателя, за несколько месяцев до случившегося к ее приемному сыну приставали какие-то мальчишки с требованием денег. Затем по телефону кто-то предлагал ему соучаствовать в ограблении квартиры отца - для этого Белянина-младшего просили просто оставить в почтовом ящике ключи. Тогда милиция не смогла выйти на тех, кто звонил. Позже, по словам Натальи Беляниной, Иван вообще попросил не звать его к телефону, "если звонят мальчики".
Тогда же семье стало известно о Кирилле Костылеве, который сидел в классе за одной партой с Иваном. Сын, как рассказала Наталья Белянина, жаловался на Кирилла, и классный руководитель отсадила Белянина за другую парту, к однокласснице Насте. Настя, возможно, была последней, кто видел Ивана живым (исключая убийц), - по ее словам, мальчик 11 мая ушел после школы куда-то с братьями Костылевыми. Девушка Ивана Костылева вспомнила, что ее парень и его младший брат говорили об Иване Белянине - мол, о есть такой мальчик в классе Кирилла, что он из обеспеченной семьи. Путаясь в показаниях, Олеся Покровская рассказала, что Иван Костылев часто звонил от нее кому-то.
Сразу после того, как было совершено убийство (вечером 11 мая), Костылев зашел к ней на короткое время, а потом 12 мая не появился вовсе. Кроме того, девушка рассказала, что в апреле этого года Иван Костылев спрашивал ее, будет ли она ждать его долго-долго? В ответ на недоуменные вопросы Олеси он рассказал историю про некоего прадедушку, живущего во Франции, приглашающего Ивана к себе в гости. Как она выяснила у близких Костылева уже после его задержания, никаких родственников за границей у парня не было.
Впрочем, Александр Ус на упомянутой пресс-конференции говорил о том, что не Иван является организатором преступления, а его младший брат. Кирилл дал показания как свидетель в понедельник, 15 ноября. С первых же слов он отказался отвечать на вопросы, пока не расскажет свою полную версию произошедшего. Ему дали эту возможность. В этой версии Кирилл полностью отказался от шокировавших полгода назад город Астрахань, да и всю Россию, показаний. С его слов, он пошел на ложь с единственной целью - спасти брата.
Якобы он и его брат Иван неоднократно подвергались насилию со стороны допрашивающих их милиционеров. По словам мальчика, в день убийства Иван Белянин куда-то торопился. Он неоднократно спрашивал, когда же закончится урок. Ему, Кириллу Костылеву, и еще одной девочке было по пути. Однако Иван не стал их дожидаться и пошел впереди очень быстрым шагом. Он завернул за торговый центр "Звездный", и больше его Кирилл якобы не видел.
Одноклассница пошла к себе домой, а Кирилл - к себе, где он поел и обо всем, что было в школе, рассказал находящимся в квартире матери и сестренке. Потом около часа играл на небольшом футбольном поле рядом с домом, где его видело большое количество друзей и знакомых. Еще 20 минут он провел в компьютерном зале. Потом стемнело, и, просмотрев вечерние новости, мальчик, по его словам, лег спать. Ночевал ли дома его брат, он не видел, но утром спросил у мамы, и та ответила: "Да". Утром в школе он увидел классную руководительницу, которая плакала. На его расспросы она ответила, что пропал Ваня Белянин. Ночью в квартиру Костылевых пришли сотрудники милиции и с порога сказали, что знают, что это сделали он и его брат. (На этот момент Иван Костылев уже был обвинен в похищении.) По словам Кирилла, его всю ночь допрашивали в УБОПе, кричали и использовали ненормативную лексику. Кирилл же говорил, что никто из его семьи здесь ни при чем. На следующий день его снова вызвали и дали возможность встретиться с братом в присутствии его адвоката. Брат на шифре, придуманном в их дворе (кирпичном языке), рассказал, что ему пришлось быть свидетелем убийства Ивана Белянина. А также сообщил Кириллу некоторые подробности, как это происходило. Кирилл мгновенно принял решение взять всю вину на себя, так как считал, что раз ему нет 14 лет, то за это ничего не будет.
На это он пошел, по его признанию, с единственной целью - спасти брата, который на этот момент, по его словам, был избит. Сотрудников милиции эта версия не устроила, и, по словам мальчика, его загипнотизировали, поэтому он и дал показания, что в этом деле замешан и брат. Удивительно, но свидетель давал показания в течение 5 часов и все это говорил на редкость убедительным тоном, в отличие от своего старшего брата, который вообще излагает свои мысли с трудом. На следующий день Кирилл должен был продолжить давать показания, но в связи с ухудшением самочувствия из-за изменения погоды попросил провести заседание без него. Адвокат пострадавшей стороны Ирина Дюбина усмотрела в этом просто нежелание участвовать именно в этом заседании. (Как раз в этот день должны были рассматриваться изначальные признательные показания Кирилла, снятые на видеокамеру.) Однако настаивать на продолжении опроса свидетеля она не стала. По распоряжению судьи он был отправлен обратно в спецучреждение поправлять здоровье. Как рассказала Наталья Ведринцева из комитета по образованию и науке администрации Астрахани, специально приглашенная на суд, чтобы защищать права мальчика, никакого давления на Кирилла и ущемления его прав она пока не заметила. В четверг, если Кирилл выздоровеет, он снова примет участие в заседаниях. Надо сказать, что плохо себя чувствуют не только Кирилл, но и его родители. Так как они в будущем будут выступать на суде как свидетели, то в зал их не пускают. Так же, как и на родственников Ивана Белянина, на них нельзя смотреть без содрогания, пишет "Комсомолец Каспия". Они просто убиты горем и ожиданием. Кстати, они нам объяснили, что такое кирпичный язык. Любое слово надо просто поделить на слоги и между ними тоже вставить слог. Мама Кирилла слышала, как быстро Кирилл и Иван на нем общались, когда готовили ей сюрприз на день рождения.