Мурманское морское пароходство открыло летнюю навигацию. В рейс на Игарку за пиломатериалами, которые затем будут доставлены в Александрию, вышел теплоход "Кандалакша". А в Дудинку с грузом для своих давних партнеров металлургов Норильска направился теплоход "Капитан Данилкин". Проводку судов во льдах от Карских ворот к месту назначения будут осуществлять атомные ледоколы "Россия" и "Вайгач". В период летней навигации необходимость в использовании атомных ледоколов для проводки судов сокращается, и пароходство ищет способы задействовать их на других направлениях деятельности, чтобы снизить расходы от вынужденного простоя. Первый опыт с организацией туристического круиза на Северный полюс в 1990 году показал, что ледоколы могут зарабатывать деньги и в летний период. Подобное использование атомных ледоколов оговорено в договоре о доверительном управлении ледокольным флотом, заключенным между Мурманским морским пароходством и государством.

Летом 2002 года атомный ледокол "Ямал" выполнит пять круизных рейсов на Северный полюс. Первый из походов к "макушке" планеты начнется для "Ямала" уже 2 июля. В этот день, взяв на борт туристов на Шпицбергене, атомный ледокол направится к льдине, на которой с 14 апреля 2002 года дрейфует французский исследователь Арктики Жан-Луи Этьенн. Туристы станут свидетелями поднятия на борт атомохода капсулы, в которой почти три месяца провел в ледяном безмолвии отважный француз.

Будет востребован и дизель - электрический ледокол "Капитан Драницын". В межремонтный период он совершит два коммерческих рейса. 8 июня вместе со съемочной группой и американским джипом "Форд Ф-350" он пойдет в район Земли Франца-Иосифа, где на одном из ледовых полей будет сниматься рекламный ролик о проходимости автомобиля в условиях арктического холода и бездорожья. А в конце августа ледокол отправится в море Лаптевых с научной группой на борту. Исследования за пределами российской экономической зоны арктического шельфа будут проводить ученые из американского университета в Фербенксе (Аляска) и из Международного арктического исследовательского центра (IARC). В настоящее время в Арктике трудятся экипажи атомных ледоколов "Россия" и "Вайгач". Их сменят атомные ледоколы "Советский Союз" и "Таймыр", а в сентябре, в наиболее активный период выполнения северного завоза, к ним на помощь подойдет "Ямал".