Сегодня в Красноярске будут вынесено решение по делу физика Валентина Данилова, который обвиняется в измене родине в форме шпионажа и мошенничестве. Руководитель группы информации и общественных связей УФСБ по Новосибирской области Станислав Чекалин, напоминает читателям ИА REGNUM суть предъявленных Данилову обвинений.

Валентин Данилов обвиняется в том, что, являясь гражданином РФ, бывшим руководителем научно-исследовательской лаборатории при Красноярском государственном университете (далее по тексту - ОНИЛ), в которой в период работы там Данилова проводились теоретические и экспериментальные исследования по изучению воздействия факторов космического пространства к высотного ядерного взрыва на работоспособность космических аппаратов в интересах оборота страны с обеспечением особого режима секретности, в ответ на поступившее ему 5 ноября 1998 года по электронной почте предложение гражданина Китая, научного работника Ланчьжоуского института физики Китайской Академии космической техники Китайской ракетно-космической корпорации (далее по тексту ЛИФ), Лю Яна о сотрудничестве по планируемой китайской стороной разработке устройства тестирования и определения качества зарядно-разрядных характеристик поверхностных материалов, покрывающих спутники, сначала, 18 ноября 1998 года, осознавая, что необходимое китайской стороне устройство является имитатором комплексного воздействия космических условий, сведения о тактико-технических характеристиках которого составляют государственную тайну РФ, проявляя личную инициативу и действуя из корыстных побуждений, сообщил, также по электронной почте, Лю Яну о своём согласии сотрудничать с ЛИФ. При этом проинформировал Лю Яна о разработках, осуществляемых ОНИЛ в области защиты космических летательных аппаратов от воздействия космической среды, и определил стоимость необходимого китайской стороне устройства в пределах от 300 000 до 500 000 долларов США.

Затем, расширяя круг, общения с китайской стороной по интересующей последнюю теме, Данилов 25 ноября 1998 года по электронной почте вступил в контакт с другим представителем ЛИФ - Ваном Ли. При этом пообещал последнему откорректировать техническое задание китайской стороны с учетом опыта своей работы в ОНИЛ.

Далее, 1 января 1999 года, Данилов, сделав первичную корректировку технического задания китайской стороны, переслал его проект по электронной почте Лю Яну.

3 марта 1999 года Данилов в целях заключения контракта с китайской стороной на разработку и изготовление имитатора комплексного воздействия космических условий, и последующего получения от китайской стороны денежных средств, прибыл в Китай, где до 11 марта 1999 года провел переговоры с китайской стороной по заключению вышеуказанного контракта.

А 1 марта 1999 года в г. Ланчьжоу КНР им, на основании доверенности ректора Красноярского Государственного университета (далее по тексту - КГТУ), которого Данилов ввел в заблуждение, скрыв истинное назначение изделия, подлежащего разработке и изготовлению но контракту с китайской стороной, - как имитатора комплексного воздействия космических условий на космические аппараты, был заключен с представителем Всекитайской импортно-экспортной компании точного машиностроения (далее по тексту. - "Виэкточмаш") Лю Янь и директором ЛИФ Да Даоань контракт № 99 РМ 405-5109 ее общую сумму 366 000 долларов США.

Приложением к данному контракту явилось откорректированное Даниловым техническое задание, содержащее в себе сведения, раскрывающие тактико-технические характеристики разрабатываемого имитатора комплексного воздействия космических условий и составляющие государственную тайну РФ, с которым были ознакомлены также и другие сотрудники ЛИФ.

Корректируя данное техническое задание, Данилов использовал как собственный опыт и знания, полученные им в период работы в ОНИЛ по тематикам, связанным с зашитой космических аппаратов и их материалов от воздействия факторов космического пространства, так и материалы секретной диссертации Лаптева С.С. "Влияние электризации при электронном облучении, характерном для высоких орбит, на рабочие характеристики фотопреобразователей".

Далее Данилов продолжил контакты с представителями ЛИФ. Являясь, как указывалось выше, в прошлом руководителем ОНИЛ, сотрудники которой осуществляли испытания элементной базы и штатных блоков радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов на стойкость к воздействию гамма и сверхжесткого рентгеновского излучений высотного ядерного взрыва, проводимых на комплексе "Акваген" - моделирующей установке и имитатором поражающих факторов высотного ядерного взрыва, находящийся в ОНИЛ, Данилов был ответственным за соблюдение режима секретности при выполнении данных научно-исследовательских работ.

В связи с чем, достоверно зная о том, что сведения о комплексе "Акваген", являющимся имитатором поражающих факторов высотного ядерного взрыва, составляют государственную тайну, Данилов, тем не менее, 14 октября 1999 года сообщил по электронной почте научному сотруднику ЛИФ Лю Яну о падший в ОНИЛ импульсного ускорителя электронов "Акваген". При этом Данилов сообщил, что данный ускоритель используется научно-производственным объединением "Прикладная механика" (НПО ПМ) для тестирования спутников и указал конкретные параметры потока рентгеновских и гамма-лучей, производимых "Аквагеном".

Кроме этого, он дополнительно, обвиняется м в том, что после того, как 28 октября 1999 года на валютный счет КГТУ в Красноярском филиале "Внешторгбанка" поступили денежные средства в сумме 54,873 доллара США от "Виэкточмаш" Китайской народной республики в качестве оплаты по контракту № 99 РМ 405-5109, заключенному Даниловым от имени КГТУ 11 марта 1999 года в г. Ланчьжоу КНР, Данилов, действуя в личных корыстных интересах, преследуя цель собственного обогащения, в ноябре 1999 года (точное время не установлено) обратился к ранее ему знакомому Попову К.Н. с предложением оказать содействие по обналичиванию части вышеуказанных денежных средств.

Попов, будучи неосведомлен о преступных намерениях Данилова, передал ему реквизиты Московского ООО "Аве-Адель".

Затем, также в ноябре 1999 года, (точное время не установлено), Данилов лично подготовил договор на поставку продукции, якобы заключенный между КГТУ и ООО "Аве-Адель"; спецификацию к договору; счет на сумму 406 420 рублей и накладную с перечислением наименования оборудования на ту же сумму.

После чего все перечисленные выше документы Данилов передал Попову для подписания их руководством ООО "Аве-Адель".

В последствии (точное время не установлено) Данилов обратно получил от Попова все эти документы, подписанные руководством ООО "Аве-Адель" и предоставил вышеуказанные договор на поставку продукции и спецификацию к этому договору проректору ЮГТУ по науке Пантелееву. Последний, будучи неосведомленным о преступных намерениях Данилова, и полагая, что комплектующее оборудования необходимо для выполнения контракта № 99 РМ 405-5109, заключенного с китайской стороной, подписал предоставленные Даниловым документы.

10 ноября 1999 года, Данилов, используя своё служебное положение директора Красноярского теплофизического центра, подготовил заявление о перечислении 406 420 рублей на счёт ООО "Аве-Адель", в котором указал, что данные денежные средства перечисляются указанной фирме для приобретения комплектующих материалов. Пантелеев, доверяя Данилову, подписал и это заявление.

Согласно последнему КГ ГУ платежным поручением от 15 ноября 1999 года перечислил на расчетный счет ООО "Аве-Адель" 406 420 рублей.

В конце ноября 1999 года Попов, получив от неустановленного следствием лица наличные денежные средства в долларах США и рублях на общую сумму 380 000 рублей, передал их Данилову. Последний распорядился этими денежными средствами по своему усмотрению.

Затем, с целью сокрытия своих преступных действий, Данилов дал указания материально-ответственному сотруднику КГТУ Моисеевой подготовить необходимые документы на якобы поступившее от ООО "Аве-Адель" комплектующее оборудование.

Моисеева, доверяя Данилову, и не предполагая его преступных намерений, поставила оборудование, согласно представленной Даниловым спецификации к договору с ООО "Аве-Адедь", на материальный учет в КГТУ.

В последующем, действуя по просьбе Данилова, Моисеева подготовила акт передачи оборудования, якобы поступившего от ООО "Азе-Адель", из КГТУ в НПО ПМ "Развитие" г. Железногорска.

Этот акт Данилов привез директору НПО ИМ "Развитие" Тестоедову и попросил последнего подписать его и тем самым принять на "формальный", временный учет указанное оборудовавши без его фактической передачи в НПО ПМ "Развитие".

Тестоедов, введенный Даниловым в заблуждение по поводу необходимости таких действий, подписал указанный акт и дал указание своему секретарю Гордобакиной также подписать этот акт за материально-ответственное лицо НПО ПМ ""Развите".

Данный акт подписал также, не предполагая обмана Данилова, и проректор КТТУ по науке - Пантелеев.

Тем самым действиями Данилова КГТУ был причинен материальный ущерб на сумму 406 420 рублей. В апреле 2000 года (точное время не установлено), Данилов, преследуя цель собственного обогащения, вновь обратился к Попову с предложением оказать содействие по обналичиванию очередной части вышеуказанных денежных средств, полученных КГТУ от китайской стороны в качестве оплаты по контракту № 99 РМ 405-5109.

На этот раз Попов передал Данилову реквизиты другой Московской фирмы - ООО "Софткомсервис".

Данилов, в свою очередь, лично подготовил пакет документов, необходимых для перечисления 60 000 рублей в указанную фирму якобы для приобретения в ней научно-технической продукции, требуемой для выполнения контракта № 99 РМ 405-5109, и передал указанные документы Попову для подписания их руководством ООО "Софткомсервис".

Впоследствии (точное время же установлено) Данилов обратно получил от Попова эти документы, подписавшие руководством ООО "Софткомсервис", и предоставил часть из них - договор на поставку продукции, и протокол согласования цены на эту продукцию проректору КГТУ по науке Пантелееву. Последний, полагая, что данная продукция необходима для выполнения контракта, заключенного Даниловым от имени КГТУ с китайской стороной № 99 РМ 405-5109, подписал представленные Даниловым документы.

10 апреля 2000 года Данилов, используя свое служебное положение директора Красноярского теплофизического центра, подготовил на имя руководства КГТУ заявление о перечислении 60 000 рублей в ООО "Софткомсервис", где указал, что эти деньги перечисляются указанной фирме для приобретения программы "Сереис".

Пантелеев, доверяя Данилову, также подписал указанное заявление. На основании этого заявления КГТУ 14 апреля 2000 года перечислил ООО "Софткомсервис" 60 000 рублей.

В конце апреля 2000 года Попов, получив денежные средства в размере 57 000 рублей, передал их Данилову. Последний распорядился ими по своему усмотрению.

Тем самым, действиями Данилова КГТУ был причинен материальный ущерб ещё на сумму 60 000 рублей. А общая сумма ущерба, причиненного КГТУ действиями Данилова, составила 466 420 рублей.