К принятию на ноябрьской сессии Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области сразу в первом, втором и окончательном чтениях рекомендованы три законопроекта, реформирующие региональную налоговую базу. Предполагается внести изменения в законы "О транспортном налоге", "О налоге на имущество организаций, а также "О признании утратившими силу некоторых законов Иркутской области" и "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". На заседании Комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС 16 ноября было решено внести проекты на рассмотрение сессии 17 ноября, в рабочем порядке рассмотреть депутатские поправки и в тот же день принять доработанные законы в окончательном чтении. Депутаты вынуждены торопиться, так как рассматриваемые законопроекты должны начать действовать в 2005 году для обеспечения областного бюджета.

- Первый законопроект предполагает расширить и конкретизировать перечень льгот, предоставляемых по транспортному налогу, - пояснил суть предлагаемых изменений исполняющий обязанности заместителя начальника Главного финансового управления Иркутской области (ГФУ) Александр Руснак. - Льготы распространяются на автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, мотороллеры и мопеды с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил и моторные лодки с мощностью двигателя до 10 лошадиных сил. В результате станет невозможно использовать некоторые неправомерные способы оптимизации налогов, применяемые недобросовестными налогоплательщиками. Кроме того, предлагается увеличить до максимального значения ставки транспортного налога для транспортных средств с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил.

По словам Александра Руснака, изменения закона об имущественном налоге в первую очередь касаются религиозных организаций. Законопроект предполагает распространить налоговую льготу на все их имущество, а не только на то, что непосредственно используется в религиозной деятельности. Александр Руснак пояснил, что религиозные организации обратились с просьбой о подобном изменении законодательства, так как при отсутствии четких нормативов они не могут однозначно определить, какое имущество используется в религиозной деятельности, а какое нет. Это стимулирует возникновение конфликтов с налоговыми органами. Инициатива была поддержана губернатором Иркутской области. Кроме того, в законе о налоге на имущество предполагается делегировать федеральным органам право устанавливать форму налоговой декларации. Это делается для обеспечения единообразия налоговых документов на всей территории РФ.

Третий законопроект направлен на расширение перечня видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный налог (ЕНВД). В перечень должны войти платные автостоянки и рекламные агентства. Кроме того, предполагается ввести на территории Иркутской области понижающий коэффициент, применяющийся при расчете суммы налога. Председатель бюджетного комитета Геннадий Истомин сообщил депутатам, что в адрес ЗС поступило обращение от представителей предприятий, занимающихся изготовлением и размещением рекламы. В нем содержится просьба об установлении минимального значения понижающего коэффициента. К обращению приложены расчеты, согласно которым иные значения коэффициента делают рекламный бизнес убыточным. Депутаты приняли к сведению мнение предпринимателей и постановили учесть его в окончательном тексте закона. Расчеты "рекламщиков" были переданы на экспертизу в ГФУ. Об этом сообщает ИА Байкальская служба новостей.