Мэр Москвы Юрий Лужков опроверг слухи о массовом сносе 9-этажных жилых домов в столице, - под таким заголовком 13 ноября СМИ передали ряд заявлений столичного градоначальника, призвавшего не доверять более ранним сообщениям тех же СМИ. "Никакой серийности здесь нет, - подчеркнул мэр, - намеченный снос девятиэтажных домов в районе Таганки носит локальный характер". Лужков заявил, что будут снесены лишь два "хиленьких" дома на Таганке...

Однако при ближайшем рассмотрении формулировка "опроверг слухи" оказывается менее всего уместной. Дело в том, что несколькими днями ранее на заседании координационного совета по проблемам развития Центрального административного округа Москвы Лужков в двусмысленной форме одобрил ряд инициатив префекта ЦАО Сергея Байдакова, чем и породил т. н. "слухи" о массовом сносе домов в городе. Лужков заявил: "Здесь [ЦАО], как и вообще в Москве, мы должны избавляться не только от ветхого и аварийного, но и от некомфортного жилья". Именно от этого высказывания отталкивались журналисты, предвещавшие новую эпоху в градостроительной политике города. Под некомфортным жильем действительно можно понимать все что угодно. Дальше больше - на заседании координационного совета префект ЦАО предложил также убрать из округа здания, построенные в 1930-е годы в стиле конструктивизма. Лужков с критикой не выступил, а, стало быть, поддержал, - решили журналисты. Что там у нас конструктивистского? "Дом на набережной"? Его и снесут, - заключили журналисты.

В СМИ появились некоторые новые подробности планов массового сноса ветхого жилья в столице, подробности вызвали у Лужкова настоящий эмоциональный взрыв: "Я сегодня прочитал в газетах, - заявил мэр Москвы 13 ноября, - что Лужков собирается снести "Дом на набережной". Никакого сноса этого комплекса с "Ударником" и Театром эстрады никогда не планировалось и не предлагалось. До 1 апреля еще далеко! Эта мелкотравчатая провокация вызвала у меня настоящее возмущение. Она рассчитана на возбуждение общества. Когда все успокаивается, это, очевидно, плохо для тиражей газет. Нужно, чтобы они вновь подскочили. Не тот способ! Большего абсурда и хамства со стороны прессы трудно было ожидать", - закончил мэр.

С одной стороны, все понятно. Лужков позволил себе двусмысленное высказывание, а журналисты неверно его истолковали. Если не считать бурной реакции мэра, которую он сам охарактеризовал как "настоящее возмущение", то в принципе ничего интересного не произошло. С другой стороны, как бы далеко ни было до 1 апреля, похоже, день дурака кое-кто отметил. Итак, 13 ноября Юрий Лужков заявил: "Я сегодня прочитал в газетах...". Слово "сегодня" ключевое. Злосчастное заседание координационного совета ЦАО прошло 10 ноября, но только в субботу 13 ноября Лужков прочитает об этом. Легко догадаться, что конкретно он читал, поскольку все уважающие себя издания об этом уже написали. Мэр читал "Комсомольскую правду". Под заголовком "ЛУЖКОВ СНЕСЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ?" комсомольцы приписали лично Лужкову решение сносить достопримечательность, а потом за это же его и раскритиковали: "Причина всему - алчность, а не забота о простых жителях города".

Публикация в "Комсомольской правде" фактами не изобилует. Газетой создается впечатление, что Лужков сделал именно такое заявление - следует снести "Дом на набережной". Истерика Лужкова понятна. Между тем, не вполне к лицу мэру ограничиваться чтением одной "Комсомолки". Ранее (11 ноября) "Газета" - сначала на своем сайте, а потом и на первой полосе печатного издания - опубликовала развернутую статью, посвященную массовому сносу. "Газета" объясняет, откуда появилась информация о сносе "Дома на набережной": "Вдохновленный поддержкой мэра Сергей Байдаков предложил заодно убрать из округа и здания, построенные в 1930-е годы в стиле конструктивизма. Как пояснили "Газете" в префектуре ЦАО, под такими домами следует понимать здания, в которых вследствие архитектурных и технических особенностей невозможно провести перепланировку или реконструкцию. К таким относятся, в частности, Дом на набережной на ул. Серафимовича (архитекторы - Дмитрий и Борис Иофаны) и здание Наркомфина работы Ле Корбюзье и Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре".

Проблема Лужкова - его пресс-секретарь Сергей Цой, который не пресек слухи, начавшие обрастать подробностями с самых первых сообщений информагентств о заседании. Проблема "Комсомольской правды" - ее "желтый" формат и более всего ее авторы Анастасия Речкалова и Александра Пескова. Речкалова еще совсем недавно брала интервью у Ричарда Гира в лифте и вникала в тонкости фобий домашних животных, а теперь судит о конструктивизме. С Песковой сложнее, однако попытка обоих писать о градостроительстве закончилась истерикой Лужкова. Впрочем, тоже в каком-то смысле достижение. Неудивительно, что Речкалова и Пескова свой ответ мэру начинают с характерного вздоха "Уф-ф-ф!...".