"Приглянулся чиновникам особняк".

(Правда КПРФ. 16.11.04. А.Козырев)

Престижная иномарка, офисы с евроремонтом - непременно в старинном особняке, да не где-нибудь на задворках, а в центре - таковы только некоторые составные джентльменского набора новорусских чиновников.

КРАСНОЯРСКИЕ тоже не хотят лаптем щи хлебать. Арбитражный апелляционный суд безапелляционно решил поселиться в здании так называемого Щеголевского училища. Чиновникам предлагали аж четыре варианта, но они настаивают только на этом. Еще бы: особняк в престижной исторической части Красноярска! В этом особняке в 1874 году было открыто первое ремесленное училище, к которому и восходит родословная профессионального образования на берегах Енисея. Учредила училище известная красноярская меценатка Татьяна Ивановна Щеголева. Ее благотворительность не знала границ. Почетная гражданка Красноярска содержала приюты и ночлежки. После смерти мужа Щеголева купила особняк, в котором дети - преимущественно сироты - содержались на полном пансионе и обучались ремеслам столяра, портного, слесаря. В числе тех, кто первым забил тревогу, была секретарь Красноярского крайкома КПРФ, депутат Законодательного собрания В.В. Бибикова. Она собрала более 30 подписей своих коллег и вручила протестную петицию губернатору Александру Хлопонину. Своего слова глава края пока не сказал. Есть надежда на то, что безумный проект все же не будет воплощен.

г. Красноярск.

"В расход!".

("Известия-Красноярск", 16.11.04, Михаил Петренко)

Жители края будут тратить намного больше, чем зарабатывать.

В следующем году доходная часть бюджетов сибирских регионов значительно уменьшится. Об этом заявили участники недавнего совещания в Новосибирске: как сообщают информационные агентства, на мероприятии выступали министр финансов России Алексей Кудрин и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. По мнению чиновников сибирских территорий, также принимавших участие в государственном разговоре, увеличение расходов региональных бюджетов связано с перераспределением налоговых поступлений между различными уровнями бюджетной системы. В частности, изменится норматив поступлений в федеральный и региональный бюджет налога на добычу полезных ископаемых. От этого, по предварительным расчетам, больше всего пострадает Томская область. Передача водного налога в федеральный бюджет скажется на бюджетах Республики Хакасии и Красноярского края. Иркутской и Кемеровской областей. А вот расходные обязательства регионов увеличатся. При этом значительный рост ожидается в бюджетах Алтайского, Красноярского краев. Иркутской и Новосибирской областей. Почему именно у нас, ясно: регионы объединяются.

О конкретных суммах изменений сибирских бюджетов пока ничего не сообщается. Впрочем, как на днях заявил начальник Главного финансового управления администрации Красноярского края Александр Новак, казна 2005 года будет дефицитной, "однако в границах, предусмотренных существующим законодательством. Дефицит бюджета - это лишь механизм кредитования краевой казны, и он будет с источником финансирования", - сказал Александр Новак. По последней информации из ГФУ края, параметры бюджета будут выглядеть следующим образом. Доходы консолидированной казны территории составят примерно 55 миллиардов рублей, расходы - около 59 миллиардов рублей (в том числе доходы краевого бюджета - 38 миллиардов рублей, расходы - 41 миллиард рублей). Главный финансовый документ будет формироваться с учетом тех полномочий, которые с 1 января 2005 года Красноярский край принимает от Эвенкии и Таймыра. Это примерно 80-85 процентов расходов автономных округов.

При первом же сравнении проекта казны на будущий год с бюджетом текущего года становится понятно: в крае фактически планируется латентная инфляция. Прибавка к доходной и расходной частям измеряется семью-десятью миллиардами рублей в год, в то время как существенных плюсов от крупных налогоплательщиков не будет. Как говорили летом на заседании Совета администрации края ведущие специалисты по промышленности и финансам, мощности Норильского комбината загружены на сто процентов - остается только надеяться на благоприятную рыночную конъюнктуру цен никеля и меди. Нет пока серьезных системных изменений в работе "Русского алюминия", СУЭКа и других финансово-промышленных групп: напомним, ближайшие структурные сдвиги в фискальных платежах ожидаются от освоения Ванкорского месторождения, строительства Богучанской ГЭС и Сосновоборской ТЭЦ, но это дело нескольких лет: раньше 2008 года манны небесной не предвидится.

Таким образом, финансисты края оказались в плену старой модели отношений между регионом, федеральным центром и населением - словно при советской власти, деньги снова предстоит выпрашивать. В частности, по словам Александра Новака, весь рост доходов территориальной казны уходит на то, чтобы покрыть отобранные Москвой налоги. Например, налог на добавленную стоимость и оборотный фиск от жилищно-коммунального хозяйства, переведенные Государственной думой из провинции в столицу, лишили Красноярский край 15 миллиардов рублей за два последних года. Трудно даже сказать, что бы ждало нас в том случае, если бы не выросла цена никеля на Лондонской бирже.

Бюджет будет социально направленным

Об этом корреспондентам НИА заявил начальник главного финансового управления администрации края Александр Новак. С 2005 года из краевого бюджета будут финансироваться профтехучилища, детские дома, дома-интернаты, коррекционные школы. Также на плечи краевого бюджета ложится выплата детских пособий, которые раньше в полном объеме выплачивались из федерального бюджета. Помимо этого в краевом бюджете заложены средства на реализацию 19 краевых целевых программ, среди которых строительство нового жилья взамен ветхого, геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2004-2006 годы, краевая целевая социально-инвестиционная программа "Север на Юг", "Народы Севера" (социально-экономическое развитие территорий проживания коренных малочисленных народов севера Красноярского края). Кроме этого, в год 60-летия Победы советского народа над фашистской Германией администрацией края принято решение освободить в 2005 году ветеранов войны от оплаты услуг ЖКХ. Средства на эту программу также заложены в бюджет края на следующий год.

"Лёд тронулся, господа".

("Красноярский рабочий", 16.11.04, Виталий Константинов)

При активном содействии губернатора края Александра Хлопонина и краевой администрации началась реализация целевой программы "Реконструкция жилья устаревших серий в городе Дивногорске Красноярского края на период 2000-2010 годов.

Известно, что города, как и люди, стареют, если своевременно не реставрировать дома, не менять изношенные коммуникации, не ремонтировать тротуары и не выполнять массу других работ. В противном случае даже самый красивый и удобный для жизни населённый пункт теряет свою привлекательность и доставляет людям лишние хлопоты. Вот и наш Дивногорск, несмотря на относительную молодость, стал катастрофически стареть и превращаться в древнее городище, обнаруженное и раскопанное неутомимыми археологами, ибо вся его деревянная застройка и подземные коммуникации давно пережили мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации, вынуждая местную власть бесконечно латать всё новые и новые дыры.

Дело в том, что сам Дивногорск был задуман и сооружён в деревянном исполнении как временный посёлок для строителей Красноярской ГЭС. Но у нас в России всё временное обязательно становится постоянным, так вышло и с нашим городом. Надо сказать, что по тем временам, в годы повального дефицита, и такое жильё считалось чуть ли не подарком судьбы, дали крышу над головой - и на том спасибо, благо все главные удобства были при доме. Так вот и жили полста лет, пока не подкралась беда в образе трухлявых стен и проржавевшей сантехники. И тогда, в 1995 году, городская власть забила тревогу: было принято первое постановление администрации, подписанное тогдашним главой Юрием Городовым, об утверждении программы по реконструкции и ремонту аварийного и ветхого жилья, систем водоснабжения и канализации.

С момента выхода этого "исторического" документа и начались великие хождения городских чиновников по вышестоящим инстанциям в поисках справедливости и денег. Ездили с челобитной не только в столицу края, но и в Первопрестольную. Исписали гору бумаг, истратили уйму средств на командировки, но результат - нулевой. Слабый голос маленького города так и не был услышан высокопоставленными чиновниками.

Между тем время шло, дома, в которых доживали свой век строители енисейской жемчужины, уже ни на что не надеясь, ещё более постарели. Среди обитателей ветхого жилья росли пессимистические настроения, угасла вера в способность городской власти изменить ситуацию. Люди задавали резонный вопрос: почему новые хозяева, получившие по иронии судьбы в наследство от народа высокодоходную гидростанцию, не в состоянии помочь умирающему городу и этому самому народу?

При всей трагичности положения глава города Александр Новак рук не опустил, настойчиво искал выход, стучась в кабинеты краевых и федеральных властей. Целевая программа реконструкции жилого фонда вверенного ему города стала для него не только политикой, хозяйственной необходимостью, но и делом чести.

И вот в Дивногорск приехал Александр Хлопонин. Высокому гостю показали всё, что его интересовало, рассказали о десятилетней волоките с началом выполнения целевой программы. Наверное, губернатор, объезжая город, и сам заметил, в каком состоянии находятся многие жилые дома, срубленные ещё в пятидесятые годы прошлого века. Может, поэтому его реакция на проблему была скорой: он распорядился насчёт финансирования проекта уже в этом году и выбора подрядчика.

Оказалось, что для решения затянувшейся проблемы и надо-то было, как говорится, стукнуть по столу кулаком. Дело быстро сдвинулось с мёртвой точки. Думаю, что дивногорцы, которые в самое ближайшее время переселятся в новый дом, останутся благодарны и губернатору, и главе города.

Первое новоселье состоится уже в декабре, когда строители сдадут в эксплуатацию 45-квартирный дом на ул. Чкалова, 13в. На его достройку выделено 15 млн рублей. Новые квартиры получат жители первых пяти домов, предназначенных под снос. Будет продолжено строительство 62-квартирного кирпичного дома по ул. Б. Полевого. Нынче на эти цели планируется освоить 7,5 млн рублей. В проекте ещё две 62-квартирные девятиэтажки.

Городу, пожалуй, крупно повезло и с выбором подрядчика. Это ООО "Красцветметстрой", созданное в 2003 году на базе РСУ "Красцветмета".

Начатое вселяет надежду на успешное продолжение сноса отжившего свой век жилья. Уже нет сомнения, что заложники бюрократической волокиты получат современные квартиры в домах новой серии. Лёд тронулся, господа скептики!

"Борис Абрамович: САКС поднимает престиж авиации".

("Красноярский рабочий", 16.11.04, Светлана Коршунова)

С 3 по 5 декабря Красноярск вновь будет принимать гостей и участников III Сибирского авиационно-космического салона, уже внесённого, несмотря на юный возраст, в списки международных авиакосмических форумов. В числе участников совещания оргкомитета, проходившего в краевой администрации 9 ноября, был Борис АБРАМОВИЧ, генеральный директор авиакомпании "Красноярские авиалинии" - вдохновитель и один из главных организаторов САКСа. По итогам совещания он ответил на вопросы журналистов.

- Нынешний САКС - уже третий по счёту, так что можно говорить о некоторых итогах. Достигнуты ли цели, которые компания "Красэйр" ставила перед собой, инициируя проведение в Красноярске авиакосмического салона?

- Главной целью было позиционировать Красноярск как центр развития авиационно-космической отрасли России, как край высоких технологий. Разумеется, это длительный процесс, но у нас получилось заложить традиции салона, его тематику, удалось привлечь внимание отечественных и зарубежных производителей, мы заключили первые контракты. Результаты есть.

- Отразится ли на работе САКСа-2004 стремление красноярцев к созданию авиаальянсов с другими авиакомпаниями по линии пассажирских и грузовых авиаперевозок?

- Безусловно. В самой идеологии проведения третьего салона выделяются две темы. Они созвучны между собой и дополняют друг друга. Первая: Красноярск - транспортный узел всех пассажирских перевозок. Здесь заложена идея полётов по всей маршрутной сети России и модернизации имеющихся аэропортов. Альянс объединит порядка шести участников с общим объёмом перевозок более пяти миллионов пассажиров. "Аэрофлот" сегодня возит пять, но у него ниша международных перевозок. Так что у нас есть все шансы стать самым крупным перевозчиком на территории России.

Второй момент - грузовая тематика, которая также предусматривает создание альянса грузоперевозчиков, сотрудничество с лидером - группой компаний "Волга-Днепр", создание в Красноярске центра консолидации грузовых потоков и объединение для России воздушного пространства между Европой и Юго-Восточной Азией.

Ряд презентаций компании "Красэйр" в рамках САКСа-2004 будет посвящён совместному проекту "Волга-Днепр".

- Что ожидается в рамках заключённого соглашения по грузоперевозкам? - Мы уже начали работать в режиме четырёх посадок в неделю грузового самолёта "Боинг-747" по маршруту Юго-Восточная Азия-Россия-Европа. В перспективе в течение двух лет, если мы сможем решить задачу аэропортового комплекса, инфраструктуры, соответствующего технологического оборудования, мы сможем получить 64 посадки в неделю.

- Сколько потребуется средств, чтобы начать работу по созданию в Красноярске грузового хаба?

- Каких-то инвестиций в то, чтобы эта система заработала прямо завтра, не нужно. Есть грузовые потоки, есть полеты авиакомпаний, есть консолидация грузов. Всем этим сейчас просто нужно эффективно управлять. В дальнейшем этот проект потребует строительства карго-терминала стоимостью порядка 10-12 миллионов.

Часть денег должны быть инвестиционными, часть - средствами самого бизнеса. Сегодня главное - скоординировать действия. Поэтому я рад, что в организации салона активное участие принимает администрация края, основной задачей которой является сделать регион инвестиционно привлекательным.

- Если оценивать динамику контактов в рамках двух предыдущих салонов, можно ли предположить, что количество заключённых на САКСе контрактов c каждым разом будет расти?

- Я думаю, можно. Салон сам по себе место для деловых контактов и реализации предыдущих договорённостей. Факт заключения нами контракта с "Боингом" на предыдущем САКСе позволил остальным крупным участникам рынка авиастроения - таким, как компания "Эрбас Индастри", сделать нам предложения о сотрудничестве. Думаю, что немало взаимовыгодных контрактов будет подписано и на этом салоне. Компания "Красноярские авиалинии" планирует рассматривать порядка шести соглашений по взаимодействию, по новой технике и другим вопросам.

- Будут ли на САКСе новинки авиационной промышленности?

- Начнём с того, что все новинки российского авиапрома уже представлены в парке компании "Красэйр". Но и другим участникам есть что показать. На совещании оргкомитета обсуждался вопрос оптимизации полётов региональной авиации, и в этом плане будет представлен самолёт "Гжель" объединения "Сокол".

Обязательно выставят Ан-3, он не новый, но эксплуатанты поделятся опытом его использования. Хороший самолёт Ан-148 киевской разработки, он тоже прилетит сюда. Гости и участники увидят Ил-96-300, Ту-204 и 214, будет грузовой "Боинг-747" и пассажирский "Боинг-767" нашей компании...

В общем, насколько полно сегодня возможно представить авиаряд, настолько он будет показан в Красноярске.

- На прошлом САКСе, несмотря на мороз, за аэрошоу наблюдало две тысячи зрителей. Увидят ли красноярцы в этом году нечто подобное?

- Конечно. Аэрошоу - очень яркое, эмоциональное мероприятие, сделать его скучным просто нельзя. Мы постараемся, чтобы зрелище получилось насыщенным. Это хороший способ пропагандировать российскую авиацию, поднимать её престиж. На это, собственно, и направлена деятельность САКСа в целом.

"Место встречи изменить нельзя".

("Сегодняшняя газета", 16.11.04, Светлана Коршунова)

Согласитесь, более эффектного завершения юбилейных торжеств по поводу празднования 70-летия Красноярского края придумать было трудно. И это правда: III Сибирский авиационно-космический салон, запланированный к проведению на 3-5 декабря, на роль заключительного аккорда в череде праздничных мероприятий претендует со всей ответственностью.

Наша марка

Честно говоря, освещать масштабное событие, руководствуясь близостью его к знаменательной дате, занятие неблагодарное. Всегда наступает момент, когда собственно важность события перевешивает всевозможные приурочивания и посвящения, так что становится немного неловко от заранее расставленных приоритетов. Однако на этот раз 70-летний юбилей края и третий старт САКСа не только не отменяют, но и подчеркивают значимость друг друга.

Судите сами, еще достаточно молодой, но уже второй по значимости в России после столичного МАКСа авиакосмический салон уже в третий раз готовится принять у себя представителей ведущих отечественных предприятий авиационной промышленности и спутникостроения, а также участников из ближнего и дальнего зарубежья. При этом САКС позиционирует Красноярский край, а вместе с ним и всю Сибирь, не как сырьевой придаток европейской части страны, но как регион с высоким потенциалом в области развития авиации, "прикладного" космоса и транспортных коммуникаций.

В то же время 70-летие Красноярья - хороший повод заявить о достижениях края и обратить внимание на предприятия, создающие достойный имидж региону в России и за рубежом, демонстрирующие социальную и коммерческую активность, ответственность бизнеса перед будущим регионального сообщества и напрямую влияющие на привлечение в край инвестиций. Поэтому вполне закономерно, что третий САКС проводится уже по инициативе губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, тогда как в салонах 2001 и 2002 годов первую скрипку играли производственники и бизнесмены.

Большое видится на расстоянии

Конечно, с одной стороны, явная молодость САКСа не позволяет ставить его в один ряд с ведущими мировыми авиакосмическими форумами. С другой - достаточно скромный, но полезный опыт прошедших салонов позволяет оценить динамику их развития так, как того требует практика представительных мероприятий подобного уровня: не приукрашивая и не принижая сделанного. Чтобы, опять же, со временем появился повод войти в когорту мероприятий мирового класса.

В этом смысле, первый САКС был, скорее, грандиозной пиар-акцией, мероприятием имиджевым и презентационным. В 2001 году организаторы, главным образом, компания "КрасЭйр", надеялись на эффект пробного шара, участники ехали "на разведку", и даже феерическое аэрошоу с участием легендарных "Русских витязей", СУ-27, подчеркивало внешнюю, демонстрационную составляющую салона. Иначе и быть не могло: единственному за Уралом пилотному проекту такого рода требовалось привлечь внимание как к форуму, так и к развитию авиационно-космического комплекса Сибири.

Во время проведения САКСа в 2002 году перед организаторами стояли задачи куда более сложные: превратить наблюдателей в участников и дать состояться салону как коммерческому мероприятию. В плане организации одним из самых эффективных шагов стало привлечение к работе салона специалистов железногорского НПО ПМ имени академика Решетнева, одного из российских лидеров по производству спутников различного назначения.

В свою очередь, "практические занятия" эффективно провела компания "КрасЭйр", заключившая показательный контракт с "Боингом" и презентовавшая систему организации маршрутной сети "АСТРА", благодаря которой число пассажиров, вылетевших из аэропорта "Красноярск" в прежде недосягаемые населенные пункты, за год выросло на 110%. А запредельные военные "сушки" в красноярском небе сменили вполне доступные гражданские харьковские АНы, сразу же приглянувшиеся представителям компаний "Сибавиатранс" и "Бурятские авиалинии".

Кстати, впервые посетивший Красноярск в декабре 2002 года вице-президент компании "Боинг" Крейг Джонс признался, что участие в мировых авиасалонах для компании - вопрос престижа, тогда как мероприятия, подобные САКСу, дают реальную возможность устанавливать деловые контакты без лишних проволочек. Просто потому, что на таких площадках потенциальным партнерам легче встретиться. Лучшим подтверждением слов второго лица "Боинга" стал пакет соглашений о сотрудничестве, подписанный компанией с хозяевами - руководством "КрасЭйр".

Быть на высоте

К своему третьему старту САКС подходит с хорошим багажом идей и перспектив. Есть все предпосылки полагать, что "САКС-2004" станет площадкой для встреч на высшем уровне руководителей министерств и ведомств, заинтересованных в развитии региона. Что касается участников, то, кроме крупнейших производителей и тех, кто будет пользоваться авиационной и космической техникой, свое намерение приехать в Красноярск уже подтвердили отраслевые предприятия практически из всех регионов России. Так что в этом свете слоган САКСа-2004 - "Россия набирает высоту" - звучит вполне оправданно.

В отношении вполне земных реалий нынешний авиационно-космический салон будет придерживаться уже сложившихся традиций. На нескольких площадках пройдет демонстрация образцов наземного и бортового оборудования для обеспечения полетов в условиях Сибири и Крайнего Севера, спецодежды, топливных добавок, средств спасения и эвакуации. Дом науки и техники примет участников научно-практической конференции, а в аэропорту "Красноярск" развернется аэрошоу.

И еще. В преддверии открытия новой страницы в истории САКСа, можно позволить себе немного веры в совпадения. В некотором роде, САКСу-2004 суждено проходить под знаком слияния и укрупнения: для хозяев и основных фигурантов салона, компании "Красноярские авиалинии" и НПО ПМ имени академика Решетнева, нынешний год справедливо считается судьбоносным. Объединение "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" - первый шаг к созданию беспрецедентного для России авиационного альянса. "Звездная фирма" стоит на пороге вхождения в Ракетно-космическую корпорацию. То, что эти события найдут отражение в работе САКСа, сомнений не вызывает.

Впрочем, главные события Сибирского аэрокосмического салона, его открытия и находки еще впереди. До того, как Россия в лице участников САКСа начнет набирать высоту в центре Сибири, осталось чуть меньше месяца.

"Живая ель".

("Сегодняшняя газета", 16.11.04)

Только одному Богу известно это число. Все остальные инстанции лишь приблизительно могут назвать количество срубленных в канун Нового года елей, которые буквально через несколько дней после праздника безжалостно выбрасываются на свалку. Если говорить о Красноярском крае, то в декабре прошлого года несколько сотен тысяч елей попали под топор. Такова цена традиции встречать светлый семейный праздник возле красиво разукрашенного, но мертвого дерева.

Попытку изменить эту весьма варварскую традицию в декабре 2003 года предпринял Красноярский краевой экологический союз, проведя акцию "Живая ель". ККЭС через средства массовой информации обратился к красноярцам и предложил высаживать во дворах микрорайонов, на территориях детских садов, школ, учебных заведений живые ели, возле которых детвора будет водить новогодние хороводы.

Предложение красноярских экологов было услышано, нашлись люди, которым эта идея пришлась по душе, и роскошные пятиметровые ели были высажены возле детского сада N1 краевого центра, школы N131, в нескольких дворах Советского района.

Эти лесные красавицы прижились и радуют своих владельцев роскошными ветвями, на которых очень скоро вновь появятся новогодняя мишура, гирлянды, сделанные руками ребят.

В этом году Красноярский краевой экологический союз объявил о начале акции "Живая ель" с пятого ноября и ищет сторонников более активно и целенаправленно.

Активисты союза, члены детского экологического отряда РусАЛа - "Ведуга" подготовили ряд писем-обращений к известным в городе предпринимателям, руководителям крупных предприятий, организаций, депутатам Законодательного Собрания края с предложением подарить живую ель детским садам и интернатам, школам, профессиональным училищам. Пусть подрастающее поколение учится водить новогодние хороводы возле настоящих живых лесных красавиц.

В ноябре намечено организовать посадку елей на территории нескольких красноярских предприятий, которые с удовольствием согласились поучаствовать в акции. Члены Красноярского экологического союза рассчитывают эти мероприятия провести массово и празднично, с показом их по красноярским телевизионным каналам. Возможно, этому примеру захотят последовать другие жители Красноярска, которым небезразлична судьба сибирских лесов.

Ведь давно пора сказать решительное "нет" бессмысленному уничтожению этих замечательных деревьев, которые после Нового года превращаются в облезлые, никому не нужные палки.

Красноярский краевой экологический союз готов выслушать и другие предложения, связанные с проведением акции "Живая ель". Телефон ККЭС 27-99-67.

"Банк реконструкции и развития закрывает проект переселения из Норильска".

("Известия-Красноярск", 16.11.04)

Жители Норильска не смогут воспользоваться четвертой очередью пилотного проекта по переселению в регионы с благоприятным климатом. Как сообщает ИД "Таймырский телеграф", об этом заявил руководитель делегации Всемирного банка реконструкции и развития Андрей Марков. Напомним, согласно этому проекту норильские пенсионеры и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, желающие переехать в теплые регионы, получали жилищные сертификаты на сумму 2,4 тысячи долларов, денежную компенсацию от городских властей и доплаты к пенсии. По словам Андрея Маркова, проектом переселения уже смогли воспользоваться более тысячи семей. Однако, так как проект был пилотным, четвертой стадии его реализации не предусмотрено. Впрочем, как отметили представители делегации, предложение Всемирного банка реконструкции и развития не пользовалось большим спросом у норильчан, и часть предусмотренных денег так и не была освоена.