- С 1996 года Южная Осетия является президентской республикой, функцию главы государства выполняет один человек. Насколько подобная политическая схема приемлема для Южной Осетии?

На мой взгляд, эта схема правильна, и не только для Южной Осетии. Шатания, колебания, рефлексия некоторых политических деятелей приводит к гибели государства. Другое дело, что во главе государства, где все должно работать как отлаженный механизм, должен стоять патриот. Сильная президентская власть - палка о двух концах. Глава государства может в нужный момент - в нашем случае это угроза войны - сконцентрировать все силы и возможности государства для решения главной проблемы.

- В Южной Осетии нет опозиции как таковой. В то же время известно, что именно здоровая оппозиция дает толчок развитию демократии в обществе...

Оппозиция обществу действительно нужна. Если бы у Горбачева была серьезная оппозиция, еще вопрос, смог ли бы он так легко развалить Советский Союз. Тогда не нашлось ни одного серьезного политика, который громогласно заявил бы народу, к чему ведет политика Горбачева. Что касается Южной Осетии, отметим особенность момента. Три года назад к власти в Южной Осетии пришла оппозиция, сейчас у власти находятся процентов 60 людей, которые были в оппозиции к прежней власти. Для формирования оппозиции нужно определенное время, у нас она формируется вяло, и этому есть ряд причин.

Во-первых, президент предпринимает достаточно решительные и очень правильные, с моей точки зрения, шаги в области внешней политики, и эта политика не вызывает нареканий. Кроме того, нынешняя обстановка в Южной Осетии не благоприятствует созданию оппозиционных партий и течений. Все, кто согласен с политикой президента, и даже те, кто не согласен с ней, понимают, что мы должны сплотиться перед угрозом возможной агрессии.

Что касается внутренней политики, да, тут могут прослеживаться некоторые расхождения. Например, я могу быть частично не согласен с кадровыми назначениями президента, но это несмертельно для нашей республики. Чиновника можно заменить, а в целом мы движемся в правильном направлении. Поэтому у нас нет и, видимо, в обозримом будущем не будет серьезной оппозиции, до тех пор пока президент не допустит грубых ошибок, прежде всего в области внешней политики. Мы сейчас находимся перед угрозой войны, аннексии, и поэтому внимание каждого в Южной Осетии приковано именно к внешней политике президента.

- Ужесточение Грузией экономических санкций в отношении Южной Осетии создает трудности для населения республики, что не может не вызвать недовольства людей. Способны ли подобные меры внести раскол в югоосетинское общество, сделать так, чтобы люди отвернулись от своего президента?

Последние месяцы нашей новейшей истории показали, что это невозможно. Грузия пыталась неоднократно внести раскол в югоосетинское общество. Сначала через комунистическую партию Южной Осетии, объявив ее якобы оппозиционной нынешнему руководству. Не вышло. Затем, используя ту часть людей, у которых есть с Грузией родственные, экономические и прочие связи. Тоже не получилось. Я думаю, они, путая нас с аджарцами, просто не владеют сегодняшней ситуацией в Южной Осетии. У нас не проходит подкуп одной части населения для того, чтобы ее настроить против другой части или против руководства. Хотя в дальнейшем, естественно, Грузия продолжит провокационные шаги, направленные на дестабилизацию ситуации в Южной Осетии. Несомненно будет продолжена экономическая блокада, призванная подточить наши силы как бы изнутри, создавая благоприятную почву для народного возмущения. Будет продолжено блокирование дорог. Все это направлено на изматывание нервов. Ну и наконец, они никогда не оставят попытки подкупить если не президента Южной Осетии (его уже не удалось подкупить, мы все хорошо знаем эту историю), то кого-то из его окружения. Удастся ли им это сделать? Думаю, что нет. Но попытки в любом случае они не оставят.

- Насколько серьезна для Южной Осетии экономическая блокада? Какие, на Ваш взгляд, превентивные меры необходимо предпринять для улучшения ситуации?

Блокада, в частности закрытие оптового рынка, т.н. Эргенетского рынка, очень больно ударила по той части населения, для которых рынок был основным источником заработка. Там работали люди не только из Южной Осетии. На заработки приезжали даже из Западной Грузии. В Южной Осетии подскочили цены на зелень, овощи, фрукты. Цены на муку, сахар, сливочное масло и другие важнейшие продукты питания остались на прежнем уровне. Если и наблюдаются определенные колебания, то только за счет того, что цены повышаются и в России. Негатив удалось некоторым образом покрыть за счет увеличения зарплаты.

Нельзя не упомянуть и о гуманитарной помощи, которая поступила в республику. У нас много скептиков, которые говорят, что мы садимся на эту гуманитарную помощь, как на иглу. Я думаю, что это не совсем так. Никогда процесс распределения гуманитарной помощи не проходил столь прозрачно. Помощь не припрятывали и не разворовывали, ее получили все люди. И потом мы прекрасно осознаем, что гуманитарная помощь - это разовая акция. Мы не собираемся сажать народ на эту иглу. В нынешних условиях, когда мы находимся в условиях жесточайшей экономической блокады, гуманитарной помощью частично нейтрализуется тот негатив, который мог вызвать недопонимание народа.

- Подобный негатив может вызвать серьезную миграцию населения из Южной Осетии?

Безусловно. Но обратите внимание - из Грузии тоже бегут. Только по официальным данным в Россию уехало около 800 000 человек, по неофициальным данным гораздо больше. И едут они туда на заработки. Грузины уезжают и из Южной Осетии, но не в Грузию. У нас есть масса обращений к депутатам парламента Южной Осетии, главам районных администраций, они просят российские паспорта для того, чтобы уехать в Россию. Более того, грузины добиваются встречи с президентом Южной Осетии, и мы знаем, какие вопросы они намерены затронуть. Я считаю, что так как эти грузины являются гражданами Южной Осетии, они должны получить российские паспорта на общих основаниях, потому что для нас все наши граждане равны.

- Вы имеете в виду жителей грузинских анклавов?

Вопрос грузинских анклавов - достаточно больной вопрос, это один из пунктов, где мое мнение и мнение Людвига Чибирова (бывший президент Южной Осетии - ИА REGNUM) разошлись. При его молчаливом согласии эти грузинские села стала анклавами. Ведь осетинская часть населения была оттуда выдавлена. И никто из администарции Чибирова не ставил вопрос возвращения в эти анклавы осетинской части населения. А на самом деле это смешанные села, месnами с преимущественным проживанием грузинского населения, местами - осетинског. И что получилось: огромный кусок Южной Осетии при нашем молчаливом согласии стал анклавом. Сейчас изменить что-либо уже гораздо сложнее.

- Жители этих сел желают получить российские паспорта?

И не только. Есть грузинонаселенные села в Цхинвальском, Знаурском районах Южной Осетии....Они открыто ставят этот вопрос перед нашим руководством.

- Насколько правомерно давать им российское гражданство?

Это абсолютно правомерно, так как мы давно приняли закон о двойном гражданстве. Первое гражданство для нас югоосетинское, второе - мы вправе выбирать сами. И если люди выражают желание принять гражданство России - это их право. Для нас нет никакого резона отталкивать их. Они такие же граждане Южной Осетии как и все остальные.

- В последнее время грузинская сторона не раз обвиняла югоосетинскую в угоне скота, похищении людей. Жители вышеупомянутых анклавов перекрывают автомагистраль, связывающую Южную Осетию с Россией...

Да, это делается специально, для того чтобы настроить грузинскую часть населения против осетинской и поттолкнуть их к определенным действиям. Вот вами и конфликт.Это и есть элементы войны, в первую очередь психологической. Я думаю, что Грузия, однажды избрав этот путь, уже с него не свернет.

- Но грузинская сторона, в частности госминистр Грузии по урегулированию конфликтов, не раз заявлял, что конфликтов между осетинами и грузинами на бытовом уровне нет....

Я не хотел бы комментировать слова Хаиндрава.

- Как обстоит дело с осетинами, проживающими в Грузии?

У нас есть случаи переезда осетин из Кахетии (район Грузии - ИА REGNUM) в Южную Осетии. Мы пристроили несколько семей в селении Цунар, другая часть в Цхинвале, кто выехал в Северную Осетию. Проблема осетин из Грузии существует. По-прежнему происходит выдавливание из Тбилиси, из Гори той части осетин, которая не ассимилировалась и не хочет ассимилироваться с грузинами. Зачастую не только к осетинским фамилиям добавляют -швили или -дзе, но полностью до неузнаваемости меняют корень фамилии. Например, Мамиев становится Метревели. Если же ты хочешь быть осетином, будь им, но только не на территории Грузии. Им нужны ассимилированные осетины или те, которых можно поставить в пример, такие осетины были в прежнем созыве грузинского парламента: вот настоящий осетин, который хочет жить в Грузии давайте послушаем его! Да, такие осетины им нужны.

- А как же заверения Саакашвили о том, что осетины - братья?

Это все на словах. Надо признать, что сегодня тех зверств по отношению к осетинам, которые творились в эпоху Гамсахурдиа, уже нет. Тогдашнее руководство Грузии ставило целью очистить Грузию от осетин. Саакашвили должен быть благодарен Гамсахурдиа за то, что вся эта грязная работа уже выполнена лет десять назад. Да он в принципе и благодарен, раз называет улицы в его честь. Если бы не Гамсахурдиа, изгонять осетин пришлось бы Саакашвили. А так как основная масса осетин уже изгнана, то для борьбы с остатками можно применять иные средства.

- Вы проводите параллель между Гамсахурдиа и Саакашвили?

Безусловно. Для меня это две ипостаси.

- А Шеварднадзе- золотая середина?

Шеварднадзе был в политике более изощренным, более опытным. И он никогда, во всяком случае открыто, не делал того, что делал Гамсахурдиа. Когда Шеварднадзе совершал какую-нибудь глупость или злодеяние, он находил человека, на которого все это списывал. Абхазия - это не он, это Каркарашвили (один из приближенных Шеварднадзе - ИА REGNUM). Он ведь был, оказывается, против, это все вина Каркарашвили, неуправляемого идиота. А Южная Осетия - я ведь возражал, это все они, но я же их посадил...То есть такая политика, что все зверства Шеварднадзе списал, сам оставшись чистеньким. Во всяком случае пытался выйти сухим из воды.

- А нынешний президент Грузии?

Он действует более открыто. Он, правда, пытается прикрыть свою агрессию демогогией о борьбе с контрабандой, хотя теперь даже детям ясно, что никакая это не борьба с контрабандой, а жалкое подобие фигового листочка, которым он пытается прикрыться. На самом деле ясно - эта та же самая политика, но она приняла другие формы.

- Насколько Южная Осетия располагает внешними и внутренними резервами, чтобы противостоять этому?

Что касается психологической стороны, вспоминается один анекдот. Прошло сто лет, и спустя сто лет осетин отомстил за свою кровь. И когда его спросили: "А чего же ты ждал сто лет?", он ответил: "А куда мне было торопиться?". Грузины должны понять, что с осетинами нельзя воевать, с осетинами нельзя делать того, что они сделали с аджарцами. У осетин другая психология, другой менталитет. Это горсточка людей, способная противостоять огромной волне, которая грозит их смести. Они не боятся, они идут вперед и будут сражаться до конца.

Что касается других сторон, например финансовой. Тут я думаю, тоже не возникнет определенных трудностей. В военном плане хочется отметить: Южная Осетия достаточно вооружена, чтобы держать оборону. Какие у нас могут быть преспективы и надежды? Когда к власти в России пришел Ельцин, российские политики в один голос говорили: ну все, вам пора сдаваться. Вас предали, вас сдали и.т.д. Но мы не сдались, потому что знали: Ельцин и его окружение - это еще не вся Россия. Мы оказались правы и теперь видим - определенные подвижки в пользу Южной Осетии есть. Это вопросы, связанные с гражданством, пенсиями, поддержкой на уровне средств массовой информации. Если помните, раньше давали не то что нейтральный материал, а приподносили так, что Южная Осетия выглядела в глазах мировой общественности в достаточно неприглядном виде. Нас сравнивали чуть ли не с чеченскими боевиками. Нонсенс, потому что у нас с Чечней совершенно разные цели и методы. Сегодня в руководстве России гораздо больше людей, которые относятся с симпатией к нам, а не к нашим оппонентам. В политических кругах четко осознается, что Южная Осетия нужна России. И если США могут громогласно заявлять, что у них есть жизненноважные интересы в том или ином регионе, то почему Россия не может заявить, что и у нее есть свои интересы на Кавказе, в частности в Южной Осетии. И она должна сказать это четко и ясно, должна отстаивать свою позицию.

- Нынешний президент США остался на второй срок. Насколько по-Вашему это может повлиять на развитие событий в Южной Осетии?

В вопросе Южной Осетии я не вижу никакой разницы мужду Бушем и Керри. Все ведь зависит от того, какие у них интересы в данный конкретный момент. И какие у них отношения сложились с Российской Федерацией. То есть на мой взгляд можно не ожидать очередного витка напряженности в Южной Осетии из-за того, что остался Буш. Если бы был Керри, возможно, было бы тоже самое, если не хуже. Клинтон был демократ? Демократ. Бомбил Югославию? Бомбил. Какая разница? Просто тогда у них были интересы на Балканах, сейчас - в Передней Азии.

- Не так давно парламент Южной Осетии принял обращение к Госдуме РФ. Как обстоит дело с этим документом?

Начнем с того, что раз этот документ прошел регистрацию в канцелярии Госдумы, то в той или иной форме Дума должна на него отреагировать. Но произошли какие-то махинации. Нам известно из достоверного источника, что серьезного рассмотрения не было. Некто из грузинских люббистов нашел себе лоббиста в Коституционном суде и попросил его написать то, что ему было нужно. В любом случае, я уверен, что Россия отреагирует на наше обращение. Это ведь не первое обращение к Российской Федерации. Во время первой грузинской агрессии мы уже обращались в Госдуму РФ, в то время Верховный Совет. Если помните, тогда Хасбулатов сказал: "Если не прекратится агрессия по отношению Южной Осетии, мы вынуждены будем рассмотреть обращение Южной Осетии с просьбой о присоединении к Российской Федерации". Потом эти слова повторил Руцкой. Но в то время, думаю, в администрации Ельцина просто испугались, что Госдума может пойти на такой шаг, и посадили его за стол переговоров с Шеварднадзе. Были введены миротворческие силы.

Как Вы расцениваете последние инциденты в зоне конфликта? Грузины творят все что угодно под носом у миротворцев: воздвигают блиндажи, заградительные сооружения, перекрывают дороги, не могут расблокировать дорогу, связывающую Южную Осетию с Россией, контролируют объездную дорогу, не пропускают миротворческие грузы. Губернатор какого-то там горийского района пытается командовать в Южной Осетии.

- А что же миротворцы? Миротворцы достаточно сильны. Но помните главный вопрос философии - что первично, а что вторично? И у миротворцев есть такой вопрос: будут они стрелять или не будут? А как, не применив оружие, расблокировать дорогу? Если бы у них была такая команда, они бы выполнили эту задачу за считанные часы.

- Такое решение было бы правильным на Ваш взгляд?

Позвольте, если убивают мирное население, если убивают миротворцев...

- Вы за введение международных войск в Южную Осетию в качестве замены миротвоцев?

В Югославию они были уже введены. К чему это приводит? К тому, что Косово фактически оторвано от Югославии. Если бы международные войска выполняли исключительно миротворческую миссию, я был бы рад и сам бы их сюда прислал. Опять налицо политика двойных стандартов - работа против России, и это играет на руку Грузии.

- Если провести параллель между сегодняшней Южной Осетией и той, которая была три года назад, есть ли какая-то разница?

Смотря какие стороны жизни рассматривать. Если брать во внимание повышение зарплаты, песии, паспортизацию, то мы не то что движемся вперед, мы идем семимильными шагами. То же касается и боевой мощи, обороноспособности.А если иметь в виду закрытие рынка... Несомненно, это сильно ударило по налаживанию взаимоотношений жителей осетинских и грузинских сел. И когда власти Грузии обрекли своих же граждан на голодное существование, тут, я думаю, мы сделали шаг назад.

- Вы видите перспективу развития югоосетинского общества?

Если проследить динамику, вне всякого сомнения. Было время когда нас трясли за грудки и говорили, что пора сдаваться, а мы верили, что Ельцин и его окружение продержится не долго. И мы оказались правы. Мы верим, что рано или поздно вопрос будет поставлен таким образом: по какому закону развалили Советский Союз? Долгое время ставился вопрос, на каком основании Прибалтика была включена в состав СССР. Это учитывая тот факт, что Совестский Союз был на Западе признанным государством. То же самое и в нашем случае. Сколько бы лет не прошло, все равно встанет вопрос: а на каком основании Южную Осетию пытаются впихнуть в состав Грузии?