Обсуждая 15 ноября в Москве опыт стран - членов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России в проведении экономических реформ и конкурентной политики, комиссар федеральной торговой комиссии США Томас Лири назвал резкое повышение цен на бензин актуальной проблемой как США, так и России.

"США сейчас сталкиваются с той же проблемой, с которой сталкивается и Россия - резкое повышение цен на бензин. Главная причина у нас похожа - события на ближнем Востоке, которые привели к резкому подорожанию цен на сырую нефть на мировых рынках", - заявил он.

Томас Лири сообщил, что у США есть еще одна причина, вызывающая массу трений. "В стране очень жесткие местные нормативы, связанные с охраной окружающей среды - в определенных ситуациях мы должны использовать определенные виды топлива. Если где-то возникла временная нехватка топлива (авария на нефтепроводе или перебои на нефтеперегонном заводе), то из другой части страны невозможно направить дополнительные поставки для стабилизации цен - это запрещено нормативными актами", - рассказал он в ходе пресс-конференции.

Комиссар федеральной торговой комиссии США пояснил, что их экономисты разработали модель, позволяющую определять - в какой степени в США растут цены на бензин (без учета влияния общего повышения цен на нефть, а в силу особых для США факторов).

"Все аномалии, которые не вписывались в существующую экономическую модель, были тщательно исследованы федеральной торговой комиссией и правительством Штатов. Выясняя, нет ли здесь согласованных действий со стороны нефтяных компаний, мы пришли к выводу, что антимонопольное законодательство США предусматривает очень жесткие санкции в случае его нарушения, что и стимулирует процесс", - с гордостью сообщил он.

По мнению председателя комитета по конкуренции ОЭСР, судьи кассационного суда Франции Фредерики Женни, при растущих ценах на нефть на мировом рынке - даже если существует конкуренция на розничном уровне - цены неизбежно будут расти, однако сам по себе рост - не есть нечто изначально плохое. "В ряде стран (не только Европы, но и Африки) выражались опасения в связи с высоким уровнем концентрации на топливном рынке. Там проводились специальные расследования - не были ли согласованы действия ряда лиц на рынках, повлекшие за собой такие повышения, а также исследовались причины повышения цен на топливо и авиабилеты до того, как сказались факторы повышения цен на мировом рынке. Как выяснилось, некоторые авиакомпании подвергались дискриминации: закупая топливо в своих странах, они вынуждены были платить более высокие цены, чем ежели они бы покупали топливо для заправки самолетов за рубежом. Это препятствовало развитию этих компаний", - привел пример Женни.

Он также рассказал, что результатом подобных расследований во Франции в отношении топливных компаний, продающих топливо авиакомпаниям и осуществляющих розничную торговлю бензином на автозаправочных станциях, стало применение санкций за согласованные действия, приведшие к росту цен.

"Нефтяной рынок очень сложен для антимонопольных органов. С одной стороны, на этом рынке присутствует практически один товар, рынок прозрачный. С другой стороны, там действует очень мало участников, которые могут, не подписывая никаких соглашений и не проводя совещаний, договориться между собой о повышении цен. И такой договор практически невозможно будет вскрыть. Положение не безнадежно, но действавасть в таких условиях очень сложно, поэтому антимонопольным органам нужны широкие полномочия по проведению расследований", - сообщил Женни.