Проектируемая в настоящее время Общественная палата будет иметь четыре основные функции. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций, член инициативной группы по разработке проекта Закона "Об Общественной палате" Евгений Гонтмахер. По его словам, функции эти таковы:

1. Обобщение опыта существующих общественных инициатив и разработка на его базе проектов законов.

2. Экспертиза законодательства, проходящего через парламент. Предполагается, что Общественная палата получит право составлять заключение по законопроектам, подобное тому, которое составляет Правительство, а также право выступления представителя Общественной палаты перед депутатами обеих палат Федерального собрания.

3. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти, причем не только через существующие общественные советы, существующие при министерствах и ведомствах, но и впервые через прямое участие представителей Палаты в коллегиях всех ведомств, включая силовые.

4. Определение приоритетных направлений в инициативах гражданского общества и осуществление контроля над функционированием специального созданного фонда, распределяющего на конкурсной основе гранты из средств федерального бюджета.

Как отметила заведующая кафедрой публичной политики кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ, президент Фонда "Интерлигал" Нина Беляева, уникальность проектируемой структуры состоит в том, что проекту Закона "Об Общественной палате" содержит жесткие требования ко всем федеральным органам власти об учета и обязательности мотивированного ответа на рекомендации Общественной палаты и учета ее позиции в ходе своей деятельности.

"Впервые появляется механизм продвижения общественной инициативы и общественной экспертизы, который до этого законодательно никогда не закреплялся", - подчеркнула она.

По словам руководителя инициативной группы по разработке концепции Закона директор Института общественного проектирования, главный редактор журнала "Эксперт" Валерия Фадеева, Общественная палата будет независимым органом, существующим самостоятельно, а не при Президенте или Государственной Думе. Ее финансирование будет прописано в виде отдельной строки в федеральном бюджете, однако, согласно принципиальной позиции разработчиков, основная деятельность членов Палаты должна происходить на безвозмездной основе. Затраты предполагаются только на приданный Общественной палате небольшой аппарат, а также на организационные расходы.