Государственной счетной палате республики Марий Эл исполнилось пять лет. Этот орган финансового контроля начал действовать в республике с 30 мая 1997 года. Сегодня республиканская газета "Марийская правда" публикует интервью с председателем, счетной палаты Марий Эл - Владимиром ГУБАНОВЫМ.

- Владимир Ананьевич, чем конкретно занимается счетная палата? Кому она подотчетна?

- Счетная палата организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета, а также внебюджетных фондов, целевым использованием государственных средств. Мы проводим финансовую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов, предусматривающих на их реализацию расходы из бюджета и внебюджетных фондов Марий Эл. Счетная палата подотчетна Государственному Собранию республики. Наша деятельность определяется Конституциями Российской Федерации и Республики Марий Эл, действующим законодательством.

- Не могли бы вы привести какие-то цифры, характеризующие деятельность счетной палаты за истекшие пять лет?

- Различными проверками охватили за этот период 153 учреждения, предприятия и организации. Подготовили 55 заключений по различным законопроектам Правительства республики. По результатам проведенных контрольных мероприятий установлены нарушения и недостатки в расходовании бюджетных и внебюджетных средств на сумму свыше 130 млн., восстановлено в бюджет около 8 млн. рублей. Изыскано также дополнительных в бюджетную систему на сумму свыше 15 млн. рублей. Расходы же на содержание счетной палаты, где в настоящее время работает 7 специалистов по финансовому контролю, составили 4,2 млн. рублей. Наверное, об этом тоже напомнить нелишне, если говорить об эффективном использовании государственных средств.

- У нас создано много контролирующих органов. Не занимается ли счетная палата дублированием чьих-то полномочий или ваша работа имеет свою специфику? Как вообще она организована?

- Счетная палата республики является единственным государственным органом финансового контроля на республиканском уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены республиканским законом. В рамках действующего законодательства, счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Мы осуществляем внешний контроль за деятельностью исполнительной власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом, руководствуясь только общегосударственными интересами и действуя от имени общества. То есть наша работа не носит ведомственный характер, а направлена на обеспечение всестороннего системного контроля за исполнением республиканского бюджета. Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов, при разработке которых учитываются предложения пдминистрации Президента, министерств и ведомств, постоянных комиссий Государственного Собрания, органов местного самоуправления. Мы ежеквартально проводим анализ исполнения республиканского бюджета, а также направляем материалы проверок в адрес Государственного Собрания и Правительства. Счетная палата ежегодно представляет отчет Госсобранию о работе за истекший год.

Что же касается материалов проверок, то они обсуждаются на заседании коллегии счетной палаты с приглашением руководителей предприятий и организаций и заинтересованных министерств и ведомств. И, естественно, по результатам рассмотрения того или иного вопроса направляются представления с указанием выявленных нарушений и недостатков, с предложениями по их устранению. Если нарушения серьезные, то материалы проверок могут быть направлены в правоохранительные органы. Естественно, мы взаимодействуем с ними на основе подписанных соглашений. Надо сказать, что по результатам наших проверок не один десяток должностных лиц, вплоть до министров, был привлечен к дисциплинарной или материальной ответственности.

- Как я понял, главная ваша цель - добиться экономного, целевого использования каждого бюджетного рубля? Насколько помнится, да это отмечалось и в ваших отчетах, есть немало фактов нецелевого использования бюджетных средств?

- Ситуация в бюджетной сфере за последние годы заметно изменилась к лучшему, поскольку наводится порядок по всей вертикали управления финансами. Не хотелось бы вспоминать, но на первом этапе работы счетной палаты приходилось часто сталкиваться с фактами нарушения бюджетного законодательства в части именно нецелевого использования денежных потоков. К примеру, грубейшие нарушения выявлены в использовании средств резервного фонда и фонда дополнительных финансовых ресурсов прежним Правительством республики в период 1999-2000 годов, когда деньги направлялись на покупку легковых автомобилей, прием и обслуживание делегаций, проведение всевозможных встреч, другие мероприятия, не предусмотренные действующими положениями.

При подготовке программы капитального строительства на 2001 год по нашему предложению более детально проанализированы кредиторская задолженность и объем незавершенного строительства по районам и городам, тем самым сокращено направление средств по многочисленным строящимся объектам. Проведена определенная работа по приведению в соответствие с нормативными актами норм накладных расходов и плановых накоплений в строительстве.

Для нас крайне важно получить от каждого бюджетного рубля наибольшую отдачу, касается ли это оптовых закупок медикаментов для учреждений здравоохранения, продуктов питания для школ и детских садов, строительства социальных объектов или газопроводов. Такие требования предъявляются во время проверок и к руководителям учреждений и организаций.

- Владимир Ананьевич, одно из направлений вашей деятельности - экспертно-аналитическая работа. Как счетная палата взаимодействует с законодателями?

- Назову последние примеры нашей работы с законодателями по подготовке законопроектов. Так, по заключениям счетной палаты, увеличены доходы республиканского бюджета на 2002 год на 4,2 млн. рублей. За счет сокращения расходов на управление и направления высвободившихся средств на соответствувющие программы внесены существенные коррективы в бюджеты дорожного фонда и фонда обязательного медицинского страхования республики. Пересмотрены расчеты по акцизам, что позволит дополнительно привлечь в доходы 4 миллиона рублей. Это отнюдь не все примеры нашего взаимодействия с законодателями.

- Прошло пять лет, вы уже накопили определенный опыт. Над какими вопросами продолжаете работать в настоящее время?

- Происходящие изменения в системе государственного управления требуют новых подходов к проблеме государственного финансового контроля, адекватного правового поля, учитывающего факт создания контрольно-счетных органов в России. И на перспективу ставится задача - создать единую систему государственного финансового контроля. Образована Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, в которую входит и счетная палата Марий Эл. Изучая опыт других регионов пополняя свои знания, мы готовимся работать в условиях создаваемой сейчас единой информационной системы финансового контроля, намеченной федеральной программой "Электронная Россия".