В первом чтении принят бюджет Архангельской области на 2005 год. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, доходная часть бюджета составила 13 млрд. 21 млн. рублей, расходная - 13 млрд. 724 млн. рублей. Дефицит бюджета - 703 млн. рублей. Директор департамента финансов обладминистрации Вера Лычева доложила депутатам о сложностях формирования бюджета. Сумма всех выпадающих доходов составила 1,5 млрд. рублей. К прибавке областного бюджета можно отнести увеличение на 8% акцизов на подакцизные товары (нефтепродукты, пиво, алкоголь), увеличение на 9% плата за негативное воздействие на окружающую среду. На областной бюджет переходит финансирование профтехучилищ (561 млн. рублей), противопожарной службы (36 млн. рублей), детские дома, 3 медучилища, Сольвычегодский музей, 10 центров социального обслуживания, соцпомощь на дому и др.

Расходы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан составят 565 млн. рублей, или 767 рублей на 1 работающего. В целом, нагрузка на бюджет увеличивается на 2 млрд. 100 млн. рублей. С муниципальных бюджетов, наоборот, снята нагрузка в размере 800 млн. рублей. Доходная часть бюджета остается на уровне 2004 года, в то время как в последние годы шло ее увеличение на 15-20% ежегодно. В связи с этим были изысканы внутренние резервы в размере 340 млн. рублей. В том числе на 55 млн. рублей увеличатся сборы с игорного бизнеса, 30 млн. рублей дополнительных доходов от индексации транспортного налога, 160 млн. рублей принесет новая версия закона о ставках древесины, отпускаемой на корню, 100 млн. рублей - дополнительный доход от налога на вмененный доход.

В первоначальном варианте проекта областного закона о бюджете, предполагалась доходная часть в размере 11 млрд. 710 млн. рублей, в том числе 3 млрд. 440 млн. финансовой помощи федерации. Расходная часть бюджета составляла по проекту 12 млрд. 414 млн. рублей, и дефицит бюджета составлял 703 млн. рублей. Погашать заемы планируется с помощью кредитов коммерческих банков. Из этих сумм 5 млрд. рублей направляется на выполнение социальных законов. Из них оплата труда работникам бюджетной сферы - 2,1 млрд. рублей. Однако работа с Минфином и прочими ведомствами позволяет надеяться, что общая помощь из федерального бюджета вырастет на 1 млрд. 437 млн. рублей. В том числе на частичное возмещение льгот - 416 млн. рублей. Эти почти полтора миллиарда планируется распределить следующим образом.

Повышение зарплаты бюджетникам не с 1 июля, а с 1 января 2005 года (591 млн. руб.), преодоление неравенства в тарифах в муниципальных образованиях (300 млн. руб.), и увеличение денежных выплат областным льготникам в размере 300 рублей на человека (125 млн. руб.). В 2005 году предполагается иная схема помощи районам. Если раньше областной бюджет компенсировал 10% от экономически обоснованного тарифа в районах, в независимости от того, сколько стоит 1 кВт или 1 Гкал, то сейчас будет выбран определенный критерий, выше которого тариф не может быть установлен. То есть для всех муниципальных образований помощь будет разной.

Увеличение нагрузки на областной бюджет привело и к увеличению нагрузки на муниципальные образования - доноров области. В первую очередь, это коснулось Архангельска. Если в 2004 году в городском бюджете оставалось 60% собранных на территории города налогов, то в 2005 году предполагается только четверть. По словам депутата Дмитрия Таскаева, доходная база бюджета города сокращается на 360 млн. рублей, а расходы увеличатся в будущем году на 71 млн. руб. Чтобы выйти из положения, он предложил сохранить в городе 50% налога на имущество, 45% акцизов и 20% налога на прибыль. "Иначе депутаты Архангельска не имеют морального права голосовать за такой бюджет". Чтобы как-то компенсировать эти выпадающие доходы, Архангельску предложена финансовая помощь в размере 200 млн. рублей. Однако город от такой помощи отказался. Тогда был предложен альтернативный вариант, при котором Архангельску остаются 50% акцизов на алкогольную продукцию. По оценкам специалистов, это примерно 236 млн. рублей. Однако губернатор Николай Киселев прервал эти диалоги и сообщил, что переговоры с Архангельском еще ведутся. На обвинения депутатов в том, что велась недостаточная работа с федеральным центром по объему субсидий Н.Киселев, ответил, что область лидирует по объему финансовой помощи. А если бы работа не велась, она могла не то что получить дополнительные средства, а части даже лишиться. В результате бюджет был принят в первом чтении. Основные споры по основному финансовому документу области предстоят при его принятии во втором чтении.